Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Биология. 11 класс : углублённый уровень (5000,00 руб.)

0   0
АвторыБородин П. М., Дымшиц Г. М., Саблина О. В., Шумный В. К., Дымшиц Г. М.
ИздательствоМ.: Просвещение
Страниц386
ID838637
АннотацияУчебник углублённого уровня содержания образования выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по биологии в соответствии с требованиями ФГОС. Ориентирован на подготовку к сдаче государственного экзамена по биологии. Учебник может использоваться при работе по разным педагогическим технологиям. В состав учебно-методического комплекта входит практикум, содержащий лабораторные и практические работы, задачи и тесты.
Кем рекомендованоМинистерством просвещения Российской Федерации
ISBN978-5-09-101679-6
УДК373:573+573(075.3)
ББК28.0я721.6
Биология. 11 класс : углублённый уровень : учебник для общеобразоват. организаций / П.М. Бородин, Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина; ред.: В.К. Шумный, Г.М. Дымшиц .— 4-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2022 .— 386 с. : ил. — Авт. указаны на обороте тит. л.; Издание в pdf-формате. - Текст : электронный .— ISBN 978-5-09-101679-6 .— ISBN 978-5-09-088207-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/838637 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Биология._11_класс__углубл._уровень.pdf
Стр.3
Стр.382
Стр.383
Стр.384
Биология._11_класс__углубл._уровень.pdf
УДК 373:573+573(075.3) ББК 28.0я721.6 Б63 На учебник получены положительные заключения научной (заключение РАО № 1185 от 30.11.2016 г.), педагогической (заключение РАО № 1076 от 21.11.2016 г.) и общественной (заключение РКС № 544-ОЭ от 19.12.2016 г.) экспертиз. Авторы: П. М. Бородин, Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина, М. Г. Сергеев, Е. К. Хлёсткина, В. К. Шумный, Л. Н. Кузнецова Работа между авторами распределилась следующим образом: профессор П. М. Бородин написал главы II и III; профессор Г. М. Дымшиц — главу IV; профессор О. В. Саблина — главы IV—VI; профессор М. Г. Сергеев — главы VII—X; профессор Е. К. Хлёсткина — главу I; профессор В. К. Шумный — главу I; Л. Н. Кузнецовой принадлежит методическое обеспечение учебника. Издание выходит в pdf-формате. Биология. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : Б63 углубл. уровень : издание в pdf-формате / [П. М. Бородин и др.] ; под ред. В. К. Шумного и Г. М. Дымшица. — 4-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2022. — 383 с. : ил. ISBN 978-5-09-101679-6 (электр. изд.). — Текст : электронный. ISBN 978-5-09-088207-1 (печ. изд.). Учебник углублённого уровня содержания образования выполняет функцию одного из инструментов достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) по биологии в соответствии с требованиями ФГОС. Ориентирован на подготовку к сдаче государственного экзамена по биологии. Учебник может использоваться при работе по разным педагогическим технологиям. В состав учебно-методического комплекта входит практикум, содержащий лабораторные и практические работы, задачи и тесты. УДК 373:573+573(075.3) ББК 28.0я721.6 ISBN 978‑5‑09‑101679‑6 (электр. изд.) ISBN 978‑5‑09‑088207‑1 (печ. изд.) . © Издательство «Просвещение», 2019 © Художественное оформление. Издательство «Просвещение», 2019 Все права защищены © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.3
Оглавление Как работать с учебником . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Глава I. Доместикация и селекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 § 1. Доместикация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 § 2. Искусственный отбор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 § 3. Современные методы отбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 § 4. Гетерозис и его использование в селекционном процессе . . . . 24 § 5. Расширение генетического разнообразия селекционного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 § 6. Использование в селекции методов генной и геномной инженерии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Готовимся к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Глава II. Теория эволюции. Свидетельства эволюции . . . . . . . . . . . . 43 § 7. Развитие эволюционных идей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44 § 8. Эволюционная теория Дарвина. Синтетическая теория эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 § 9. Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53 § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 § 11. Молекулярно-генетические свидетельства эволюции . . . . . . . 72 Готовимся к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 Глава III. Факторы эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79 § 12. Вид. Критерии вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80 § 13. Популяция — элементарная единица эволюции. Изменчивость природных популяций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 § 14. Генетическая структура популяций. Уравнение Харди — Вайнберга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 § 15. Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов как фактор эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 § 16. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции . . 107 § 17. Формы естественного отбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 . § 18. Возникновение адаптаций в результате естественного отбора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 381 © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.382
§ 19. Изоляция и видообразование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 § 20. Микроэволюция и макроэволюция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 § 21. Эволюция и мы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 Готовимся к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 Глава IV. Возникновение и развитие жизни на Земле . . . . . . . . . . 153 § 22. Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154 § 23. Образование биологических мономеров и полимеров . . . . . . 157 § 24. Формирование и эволюция пробионтов . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 § 25. Изучение истории Земли. Палеонтология . . . . . . . . . . . . . . . 167 § 26. Развитие жизни в криптозое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 § 27. Развитие жизни на Земле в фанерозое . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Готовимся к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Глава V. Возникновение и развитие человека — антропогенез . . . 189 § 28. Место человека в системе живого мира — морфологические и физиологические данные . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 § 29. Место человека в системе живого мира — данные молекулярной биологии и биологии развития . . . . . . . . . . . . . . . . 194 § 30. Происхождение человека. Палеонтологические данные . . . . 197 § 31. Первые представители рода Homo . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 § 32. Появление человека разумного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 § 33. Факторы эволюции человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 213 Готовимся к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 Глава VI. Живая материя как система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 § 34. Системы и их свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 § 35. Самоорганизация в живых системах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 § 36. Многообразие органического мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239 Готовимся к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 . РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 Глава VII. Организмы и окружающая среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 § 37. Взаимоотношения организма и среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 § 38. Популяция как экологическая система . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 § 39. Устройство популяции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 § 40. Динамика популяции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 § 41. Вид как система популяций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 382 © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.383
§ 42. Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий и размножение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 § 43. Вид и его жизненная стратегия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 § 44. Вид и его экологическая ниша. Жизненные формы . . . . . . 288 Готовимся к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293 Глава VIII. Сообщества и экосистемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 294 § 45. Сообщества и экосистемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295 § 46. Функциональные блоки сообщества. Энергетические связи и трофические сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 § 47. Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах . . 307 § 48. Пространственное устройство сообществ . . . . . . . . . . . . . . . . 313 § 49. Динамика сообществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 § 50. Как формируются сообщества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 Готовимся к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 Глава IX. Биосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330 § 51. Биосфера и основные типы экосистем . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331 § 52. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 § 53. Биосфера и человек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344 Готовимся к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352 Глава X. Биологические основы охраны природы . . . . . . . . . . . . . 353 § 54. Сохранение и поддержание биологического разнообразия на популяционно-видовом и генетическом уровнях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 354 § 55. Сохранение и поддержание биологического разнообразия на экосистемном уровне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 § 56. Биологический мониторинг и биоиндикация . . . . . . . . . . . . 364 § 57. Достижения биологии и охрана природы . . . . . . . . . . . . . . . 368 Готовимся к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 372 Рекомендуемые интернет-ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374 Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 Ответы на задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378 Ответы к заданиям рубрики «Готовимся к экзамену» . . . . . . . 378 . 383 © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.384

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ