Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Электро-2024

Экология : практикум (1700,00 руб.)

0   0
Первый авторКарпенков
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц443
ID837170
АннотацияУчебное пособие состоит из двух частей. В первую часть включены лабораторный практикум, содержащий описание 14 лабораторных работ, вопросы и темы для обсуждения на семинарских занятиях, тесты для самоконтроля знаний. Во второй части представлены справочные сведения по всем разделам экологии и примерная программа изучаемого курса. За основу учебного пособия взят учебник автора «Экология». Предназначено для студентов высших учебных заведений. Может быть интересно и полезно широкому кругу читателей.
ISBN978-5-4499-2980-8
Карпенков, С.Х. Экология : практикум / С.Х. Карпенков .— Москва : Директ-Медиа, 2022 .— 443 с. — ISBN 978-5-4499-2980-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/837170 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Экология__практикум.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Экология__практикум.pdf
УДК 574 ББК 28.08 К26 Книги автора удостоены премии Правительства Российской Федерации 2007 года в области образования Рецензенты: В. А. Шахнов, член-корр. РАН, лауреат Государственной премии СССР и премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, д-р техн. наук, проф., заведующий кафедрой МГТУ им. Н. Э. Баумана; Б. И. Садовников, лауреат Государственной премии СССР, заведующий отделением физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, д-р физ.-мат. наук, проф. Карпенков, С. Х. К26 Экология. Практикум : учеб. пособие / С. Х. Карпенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Директ-Медиа, 2022. — 442 с.: ил. ISBN 978-5-4499-2980-8 Учебное пособие состоит из двух частей. В первую часть включены лабораторный практикум, содержащий описание 14 лабораторных работ, вопросы и темы для обсуждения на семинарских занятиях, тесты для самоконтроля знаний. Во второй части представлены справочные сведения по всем разделам экологии и примерная программа изучаемого курса. За основу учебного пособия взят учебник автора «Экология». Предназначено для студентов высших учебных заведений. Может быть интересно и полезно широкому кругу читателей. УДК 574 ББК 28.08 ISBN 978-5-4499-2980-8 © Карпенков С. Х., текст, 2022 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
Содержание Предисловие ко второму изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . Предисловие к первому изданию . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 7 Часть I. ПРАКТИКУМ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ . . . . . . . 8 1. Лабораторный практикум. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 1.1. Экспериментальные измерения . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Общие сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Ошибки измерений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Измерительные приборы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Обработка результатов измерений . . . . . . . . . . . . . . . 15 Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 1.2. Лабораторные работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Выполнение и оформление лабораторных работ . . . . . . . . 24 Лабораторная работа ¹ 1. Определение линейных размеров. . . 28 Лабораторная работа ¹ 2. Определение плотности вещества . . 36 Лабораторная работа ¹ 3. Измерение концентрации кислорода . . 41 Лабораторная работа ¹ 4. Измерение концентрации диоксида углерода . . 47 Лабораторная работа ¹ 5. Измерение концентрации угарного газа . . 52 Лабораторная работа ¹ 6. Измерение концентрации диоксида серы . 56 Лабораторная работа ¹ 7. Измерение концентрации диоксида азота . 62 Лабораторная работа ¹ 8. Изучение периодических процессов . 66 Лабораторная работа ¹ 9. Измерение уровня шума . . . . . . . . . . . 79 Лабораторная работа ¹ 10. Изучение гравитационного поля . . 86 Лабораторная работа ¹ 11. Изучение магнитного поля Земли . 93 Лабораторная работа ¹ 12. Измерение электромагнитного фона 104 Лабораторная работа ¹ 13. Измерение освещенности . . 113 Лабораторная работа ¹ 14. Измерение радиационного фона . . 120 1.3. Компьютерный практикум . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 2. Семинарские занятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 2.1. Знания о природе и современный мир . . . . . . . . . . . 141 2.2. Развитие цивилизации и пределы роста . . . . . . . . . . 153 2.3. Фундаментальные знания о природе . . . . . . . . . . . 164 2.4. Организация живой материи . . . . . . . . . . . . . . . 177 2.5. Объекты познания экологии . . . . . . . . . . . . . . . . 194 2.6. Народонаселение и природные ресурсы . . . . . . . . . . 212 2.7. Энергетические ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 2.8. Загрязнение окружающей среды . . . . . . . . . . . . . . 247 3
Стр.4
Содержание 2.9. Глобальные проблемы экологии . . . . . . . . . . . . . . 262 2.10. Гармония природы и человека . . . . . . . . . . . . . . 274 Часть II. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . 294 3. Фундаментальные постоянные и физические величины . . . . . 294 3.1. Универсальные физические постоянные . . . . . . . . . . 294 3.2. Международная система единиц (ÑÈ) . . . . . . . . . . . 295 3.3. Приставки и множители кратных и дольных единиц . . . 296 3.4. Единицы логарифмических единиц . . . . . . . . . . . . 296 3.5. Åäèíèöû, применяемые в разных областях . . . . . . . . 296 3.6. Åäèíèöû, применяемые в специальных областях . . . . . 297 3.7. Соотношения единиц СИ и других åäèíèö. . . . . . . . . 298 3.8. Неметрические русские единицы . . . . . . . . . . . . . 298 3.9. Фундаментальные взаимодействия . . . . . . . . . . . . 301 4. Пространство и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 301 4.1. Производные единицы пространства и времени . . . . . . 301 4.2. Характеристика времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 4.3. Единицы измерения времени . . . . . . . . . . . . . . . 302 4.4. Счисление времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304 4.5. Пространственно-временные характеристики. . . . . . . . 305 5. Объекты ìèêðî- и макромира . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 5.1. Химические элементы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 5.2. Неорганические соединения . . . . . . . . . . . . . . . 311 5.3. Кислоты и их соли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 5.4. Органические соединения . . . . . . . . . . . . . . . . . 313 5.5. Свойства материальных объектов . . . . . . . . . . . . . 315 5.6. Тепловые свойства вещества . . . . . . . . . . . . . . . 317 5.7. Характеристики звука . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 5.8. Электрические свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 5.9. Электромагнитные и оптические свойства . . . . . . . . . 326 5.10. Объекты микромира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 6. Эволюция и структура Вселенной . . . . . . . . . . . . . . . 331 6.1. Основные космологические характеристики . . . . . . . . 331 6.2. Млечный Путь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 7. Солнечная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 7.1. Основные характеристики Солнца . . . . . . . . . . . . . 333 7.2. Зодиакальные созвездия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 334 7.3. Атмосфера Солнца . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 7.4. Солнечный ветер . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 4
Стр.5
Содержание 8. Планета Земля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 8.1. Основные характеристики Çåìëè. . . . . . . . . . . . . . 336 8.2. Земная кора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 336 8.3. Миненралы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 8.4. Части ñâåòà, материки и океаны . . . . . . . . . . . . . . 340 8.5. Ðåëüåô, пустыни и пещеры . . . . . . . . . . . . . . . . 341 8.6. Архипелаги, острова и полуострова . . . . . . . . . . . . 345 8.7. Важнейшие моря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 350 8.8. Ðåêè, озера и водопады . . . . . . . . . . . . . . . . . . 353 8.9. Атмосфера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 8.10. Природные катастрофы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 364 9. Живая природа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 9.1. Общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 9.2. Растения и грибы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371 9.3. Животные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378 9.4. Хордовые . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381 9.5. Млекопитающие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 385 9.6. Приматы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389 9.7. Хромосомы и дезоксирибонуклеиновая кислота (ÄÍÊ) . . 393 9.8. Особенности растительного мира . . . . . . . . . . . . . 395 9.9. Грибы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 401 9.10. Характеристика животных . . . . . . . . . . . . . . . . 403 9.11. Домашние животные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416 9.12. Некоторые животные Красной книги . . . . . . . . . . 417 9.13. Вымершие животные . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419 9.14. Охраняемые территории ìèðà. . . . . . . . . . . . . . . 419 9.15. Животные и растения в государственных символах . . . . 425 9.16. Национальные ïòèöû. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426 9.17. Организм человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427 Рабочая программа курса «Ýêîëîãèÿ» . . . . . . . . . . . . . . . 432 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 441
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ