УДК 37.013.42(075)
ББК 74.66я7
М25
Галагузова М. А., д-р пед. наук, проф.;
Фомина С. Н., д-р пед. наук, доц.;
Федосеева И. А., д-р пед. наук, проф.
Рецензенты:
Мардахаев, Л. В.
М25
Социальная педагогика : социальное воспитание :
учебник / Л. В. Мардахаев. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Директ-Медиа, 2022. — 400 с.
ISBN 978-5-4499-3271-6
Учебник «Социальная педагогика: социальное воспитание»
ориентирован на профессиональную подготовку студентов
средних и высших учебных заведений по направлениям
«педагогическое образование», «психолого-педагогическое
образование» и «организация работы с молодежью». Он
включает материал, отвечающий требованиям современного
уровня социального и социально-педагогического образования,
а также вопросы для самоконтроля и литературу,
позволяющую студентам углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и
вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического
и психолого-педагогического направления, организации
работы с молодежью; преподавателям, аспирантам и
докторантам, изучающим вопросы, связанные с социальным
воспитанием, а также слушателям системы дополнительного
социально-педагогического образования.
УДК 37.013.42(075)
ББК 74.66я7
ISBN 978-5-4499-3271-6
© Мардахаев Л. В., текст, 2022
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2022
Стр.3
Оглавление
Предисловие ..............................................................................................................................7
Раздел I. Основы социального воспитания и его виды ................................. 14
Глава 1. Социальное воспитание: сущность и содержание .................. 14
1.1. Сущность и содержание социального воспитания...................... 14
1.2. Социальное воспитание с позиции государства
(общества) .................................................................................................................... 20
1.3. Социальное воспитание с позиции социальных
институтов и самой личности как их субъектов ................................... 28
Глава 2. Деструктивное социально-обусловленное
воспитание подрастающего поколения, его назначение,
сущность и содержание .............................................................................................. 34
2.1. Асоциальное и антисоциальное воспитание
подрастающего поколения, их деструктивное
социально-обусловленное назначение ....................................................... 34
2.2. Деструктивное субъектное воспитание
несовершеннолетних — «черная педагогика»,
его причины, сущность и содержание ......................................................... 42
Глава 3. Неформальное, естественное воспитание
подрастающего поколения ...................................................................................... 53
3.1. Истоки понимания естественного воспитания
растущего человека ................................................................................................ 53
3.2. Сущность и содержание неформального,
естественного, средового воспитания растущего человека .......... 57
3.3. С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко о педагогизации среды
жизнедеятельности воспитанников ............................................................ 63
Глава 4. Формальное и внеформальное воспитание
обучающихся общеобразовательной организации .................................. 69
4.1. Формальное воспитание обучающихся, его сущность,
содержание и особенности организации ................................................... 69
4.2. Внеформальное воспитание детей и подростков ........................ 77
Глава 5. Целенаправленное воспитание ребенка,
его сущность и содержание ..................................................................................... 86
5.1. Целенаправленное воспитание воспитанника,
его сущность и содержание ................................................................................ 86
5.2. Требования, предъявляемые к субъекту
целенаправленного воспитания ..................................................................... 91
5.3. Реализация целенаправленного воспитания субъектом
и пути ее совершенствования ........................................................................... 98
Стр.4
Глава 6. Со-бытийность и ее влияние на воспитание
растущего человека ................................................................................................... 104
6.1. Со-бытийность в жизни несовершеннолетнего,
ее сущность и формы проявления .............................................................. 104
6.2. Виды со-бытийности и их воспитательное влияние
на несовершеннолетнего.................................................................................. 110
Раздел II. Воспитание несовершеннолетних в семье .................................. 119
Глава 7. Родители как субъект социального воспитания
и рекомендации им как воспитателям .......................................................... 119
7.1. Родители как субъект социального воспитания
своих детей ................................................................................................................ 119
7.2. Ошибки и недостатки в воспитании родителями
своих детей ................................................................................................................ 125
7.3. Некоторые рекомендации родителям
по воспитанию своих детей ............................................................................ 130
Глава 8. Воспитание ребенка в семье и пути повышения
ее воспитательных возможностей ................................................................... 137
8.1. Особенности воспитания ребенка в семье .................................... 137
8.2. Основные причины негативной направленности
в воспитании ребенка в семье ....................................................................... 142
8.3. Пути повышения воспитательных возможностей
семьи ............................................................................................................................. 148
Глава 9. Воспитание ребенка в приемной семье и пути
повышения ее воспитательных возможностей ........................................ 153
9.1. Привлечение и подготовка приемных родителей
к приему и воспитанию ребенка .................................................................. 153
9.2. Адаптация ребенка и приемной семьи ............................................ 158
9.3. Пути повышения воспитательных возможностей
приемной семьи ..................................................................................................... 163
Глава 10. Индивидуальное воспитание ребенка ...................................... 172
10.1. Истоки индивидуально-ориентированного
воспитания ребенка в семье ........................................................................... 172
10.2. Социально-педагогические проблемы и трудности
привлечения к индивидуальному воспитанию няни
и домашнего воспитателя ................................................................................ 176
10.3. Индивидуализация в процессе семейного
образования .............................................................................................................. 184
Глава 11. Совоспитатели и совместность в воспитании
несовершеннолетнего .............................................................................................. 189
11.1. Совоспитатели несовершеннолетнего
и их характеристика ............................................................................................ 189
Стр.5
11.2. Совместность в воспитании воспитанника,
ее сущность и особенности проявления ................................................. 195
Раздел III. Воспитание обучаемых в образовательных
организациях ....................................................................................................................... 205
Глава 12. Педагог, воспитатель и другие субъекты
социального воспитания ........................................................................................ 205
12.1. Педагог как субъект социального воспитания,
его место и роль в повышение своего воспитательного
воздействия .............................................................................................................. 205
12.2. Социальный педагог, воспитатель и другие
субъекты воспитания несовершеннолетних ....................................... 214
Глава 13. Классный руководитель — субъект социального
воспитания обучаемых образовательной организации ...................... 223
13.1. Классный руководитель образовательной
организации, его место и роль в воспитании обучаемых ............. 223
13.2. Особенности воспитательной работы классного
руководителя с обучаемыми класса .......................................................... 230
13.3. Пути повышения воспитательной роли классного
руководителя ........................................................................................................... 238
Глава 14. Воспитание в дошкольной
и общеобразовательной организации ........................................................... 242
14.1. Воспитание, система воспитания и воспитательная
система в образовательной организации, их сущность
и содержание ............................................................................................................ 242
14.2. Воспитание детей в период дошкольного
образования .............................................................................................................. 249
14.3. Воспитание детей в период начального общего
образования .............................................................................................................. 254
14.4. Некоторые проблемы воспитания обучающихся
в период основного общего и среднего общего
образования .............................................................................................................. 256
Глава 15. Воспитание в организации для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути
его совершенствования ........................................................................................... 264
15.1. Организация для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, и ее влияние
на их воспитание ................................................................................................... 264
15.2. Пути повышения воспитательной роли
организации для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей ................................................................................. 269
Стр.6
Глава 16. Формирование детского воспитательного
коллектива и повышение его воспитательной роли ............................ 282
16.1. Группа, коллектив и их социально-педагогическая
характеристика ....................................................................................................... 282
16.2. Формирование детского воспитательного
коллектива ................................................................................................................ 288
16.3. Повышение социально-педагогической роли
воспитательного коллектива ........................................................................ 299
Глава 17. Профессиональное воспитание студентов ............................ 307
17.1. Понятие, сущность и содержание
профессионального воспитания студентов .......................................... 307
17.2. Профессиональное воспитание студентов вуза,
колледжа ..................................................................................................................... 315
17.3. Пути совершенствования профессионального
воспитания студентов ........................................................................................ 321
Раздел IV. Коррекция и исправление воспитательной
деятельности и воспитанности несовершеннолетних .............................. 326
Глава 18. Коррекция в социальной педагогике, типичные
отклонения, требующие социально-педагогической
коррекции ........................................................................................................................ 326
18.1. Сущность коррекции в социальной педагогике ..................... 326
18.2. Коррекция недостатков характера,
преимущественно обусловленных эмоциональными
особенностями ребенка ..................................................................................... 335
Глава 19. Коррекция воспитательной деятельности в семье .......... 348
19.1. Воспитательная деятельность в семье, ее сущность
и содержание ............................................................................................................ 348
19.2. Сущность коррекции воспитательной
деятельности родителей в семье ................................................................ 354
19.3. Коррекция воспитательной деятельности
и взаимоотношений подростка и родителей ....................................... 362
Глава 20. Исправление и перевоспитание человека .............................. 369
20.1. Сущность и содержание исправления
и перевоспитания .................................................................................................. 369
20.2. Исправительно-воспитательный процесс .................................. 374
20.3. Основные направления, методы, средства и формы
перевоспитания осужденных ......................................................................... 384
20.4. Особенности процесса перевоспитания некоторых
категорий осужденных ...................................................................................... 390
Литература ........................................................................................................................... 396
Стр.7