Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

Содержательный анализ соборных посланий

0   0
ИздательствоБурятский государственный университет
Страниц79
ID825791
АннотацияУчебно-методическое пособие содержит вопросы и задания, направленные на ознакомление учащихся с содержанием соборных посланий апостолов, входящих в канон Нового Завета. В пособие включены задания для практических занятий, СРС, глоссарий и примеры православной экзегезы. Адресовано студентам теологических отделений, а также всем лицам, заинтересованным в изучении Библии.
Кем рекомендованоУМС БГУ
Кому рекомендованометодического пособия для о бучающихся по направлению подготовки 48.03.01 Теология
ISBN978-5-9793-1848-6
УДК227(075.8)
ББК86.37-20,02я73
Содержательный анализ соборных посланий / М.А. Федоров .— Улан-Удэ : Бурятский государственный университет, 2023 .— 79 с. — ISBN 978-5-9793-1848-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/825791 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Содержательный_анализ_соборных_посланий.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.78
Содержательный_анализ_соборных_посланий.pdf
М. А. Федоров СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОБОРНЫХ ПОСЛАНИЙ Учебно-методическое пособие Улан-Удэ 2023 1
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА М. А. Федоров СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОБОРНЫХ ПОСЛАНИЙ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 48.03.01 Теология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2023 0
Стр.2
УДК 227(075.8) ББК 86.37-20,02я73 Ф 333 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Протокол № 3 от 11 апреля 2023 г. Р е ц е н з е н т ы И. С. Цыремпилова, д-р ист. наук, доц., проректор по научной работе ВСГИК Е. В. Зырянова, канд. филол. наук, доц. БГУ им. Д. Банзарова Федоров М. А. Ф 333 Содержательный анализ соборных посланий: учебнометодическое пособие. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2023. — 78 с. ISBN 978-5-9793-1848-6 Учебно-методическое пособие содержит вопросы и задания, направленные на ознакомление учащихся с содержанием соборных посланий апостолов, входящих в канон Нового Завета. В пособие включены задания для практических занятий, СРС, глоссарий и примеры православной экзегезы. Адресовано студентам теологических отделений, а также всем лицам, заинтересованным в изучении Библии. УДК 227(075.8) ББК 86.37-20,02я73 © М. А. Федоров, 2023 ISBN 978-5-9793-1848-6 2 © Бурятский госуниверситет им. Д. Банзарова, 2023
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое пособие для дисциплины «Священное Писание Нового Завета» в рамках реализации образовательной программы высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» очной формы обучения и подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Дисциплина «Священное Писание Нового Завета» относится к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 в структуре ОП. Изучение дисциплины направлено на формирование общепрофессиональной компетенции ОПК-1 (способен применять базовые знания священных текстов религиозной традиции и подходов к их интерпретации при решении теологических задач). В рамках данной дисциплины реализуются следующие индикаторы1: ОПК-1.1. Основательно знаком с текстом Священного Писания. ОПК-1.2. Имеет базовые сведения о книгах Священного Писания, историческом контексте событий Священной истории, начальные сведения библейской текстологии. ОПК-1.3. Знаком со святоотеческой экзегезой Священного Писания, в том числе — в отечественной православной традиции. Целью дисциплины Священное Писание Нового Завета является ознакомить студентов с содержанием и проблематикой книг Нового Завета с опорой на историко-культурный контекст их создания и святоотеческую традицию их интерпретации. В результате ее освоения обучающийся должен знать: - содержание книг Нового Завета (события, участники, проблематика); - авторство и культурно-исторические условия создания книг Нового Завета; 1 Индикаторы представлены согласно рекомендациям Федерального УМО по теологии [9, с. 21]. 3
Стр.4
- культурно-исторические реалии Палестины и Римской империи I века; - основные памятники и авторов вероучительной литературы. уметь: - излагать и систематизировать содержание Священного Писания Нового Завета; - уметь ориентироваться в корпусе святоотеческих толкований Священного Писания; - выделять ключевые отрывки книг Нового Завета; - готовить материалы для преподавания предметов в области теологии и исторических традиций христианства; владеть: - понятийным аппаратом экзегетики и стилистики; - навыками представления темы в области теологии и исторических традиций христианства; - методом контекстуального анализа; - методом ключевых слов. Настоящее учебно-методическое пособие направлено на решение следующих задач в рамках дисциплины «Священное Писание Нового Завета»:  ознакомление с содержанием соборных посланий, входящих в канон Нового Завета;  формирование навыков контекстуального анализа;  развитие умения выделять ключевые отрывки изучаемых книг;  уметь ориентироваться в корпусе святоотеческих толкований Священного Писания. Проверка реализации данных задач осуществляется при помощи следующих форм контроля: устный опрос, составление структурно-логических схем, участие в учебном семинаре по экзегетике и написание эссе. Структура пособия включает следующие разделы: 1) Задания и вопросы для практических занятий, 2) Примеры экзегезы, 3) Глоссарий, 4) Методические рекомендации, а также список используемых сокращений, список литературы, список используемых толкований книг нового завета. 4
Стр.5
Первый раздел состоит из шести тем, посвященных проблематике соборных посланий. Последовательность тем следует за каноном изучаемых книг Нового Завета. Каждая тема посвящена одному из посланий, за исключением Второго и Третьего послания Иоанна, которые по причине того, что изначально являлись личными посланиями, а не окружными, а также по причине малого размера, объединены в одну тему. В каждой теме представлены задания и вопросы для практических занятий, а также вопросы и задания для самостоятельной работы. Первые ориентированы на общее знакомство с вопросами, актуальными для авторов посланий и адресатов. Вопросы и задания для самостоятельной работы носят творческий характер и нацелены на интерпретацию отдельных выражений и сопоставление отрывков изучаемого послания с параллельными местами в Библии. Количество вопросов и заданий для самостоятельной работы позволяет давать индивидуальные задания для СРС. Раздел «Примеры экзегезы» содержит отрывки толкований, знакомство с которыми составляет одну решаемых настоящим пособием задач. В контексте того, что Священное Писание представляет собой не просто историко-культурный памятник письменности, а собрание канонизированных текстов, их интерпретация играет важную роль в знакомстве с вероучительными вопросами христианства. Выбранные отрывки толкований принадлежат перу как богословов Древней Церкви, например, свм. Ипполита Римского, свт. Иоанна Златоуста, св. Климента Александрийского, так современных представителей богословия, таких как архиеп. Аверкий (Таушев), архиеп. Евсевий (Орлинский) и свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Такой диапазон позволяет показать единство христианского вероучения на протяжении веков и продемонстрировать разные стили экзегетики. Следующий раздел «Глоссарий» представляет собой сборник статей, знакомящих студентов с персоналиями и понятиями, встречающихся в изучаемых посланиях. Эти персоналии и понятия относятся к истории Ветхого и Нового Завета. 5
Стр.6
Раздел «Методические рекомендации» содержит рекомендации для подготовки к практическим занятиям, СРС, составления структурно-логических схем, написания эссе, темы эссе и критерии их оценки. В пособии используются традиционные сокращения названий книг Священного Писания, список которых приводится в конце. Кроме того, используются традиционные для теологического дискурса сокращенные указания глав и стихов. Например, 1 Ин 3:1-2, означает Первое Послание св. ап. Иоанна, глава 3, стих с 1 по 2. В виду сложности дисциплины и изучаемого материала в настоящем пособии имеется «Памятка для студента», в котором даны инструкции для выполнения практических заданий, объяснение структуры адресов в Библии, включающих традиционные сокращения книг Библии, номера глав и стихов. Кроме в Памятке рассказывается как работать с разделом «Примеры экзегезы» и «Глоссарием». 6
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Памятка для студента ПРОБЛЕМАТИКА СОБОРНЫХ ПОСЛАНИЙ Тема 1 Проблематика соборного послания св. ап. Иакова Тема 2. Проблематика первого соборного послания св. ап. Петра Тема 3. Проблематика второго соборного послания св. ап. Петра Тема 4. Проблематика первого соборного послания св. ап. Иоанна Тема 5. Проблематика второго и третьего посланий св. ап. Иоанна Тема 6. Проблематика соборного послания св. ап. Иуды ПРИМЕРЫ ЭКЗЕГЕЗЫ Отрывки из толкований на послание св. ап. Иакова Отрывки из толкований на послания св. ап. Петра Отрывки из толкований на послания св. ап. Иоанна Отрывки из толкований на послание св. ап. Иуды ГЛОССАРИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Список сокращений Библиографический список Список толкований 3 7 8 8 14 21 25 32 35 39 39 43 50 56 60 66 71 72 73 77
Стр.78

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.