ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА
В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Учебно-методическое пособие
Направления подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность «Начальное образование»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность «Дошкольное образование и Начальное образование»
Сургут, 2022
1
Стр.1
УДК 372.31-053(075.8):15.03.04 (075.8)
ББК 74.202.43р30-2я73-9+32.816р30-2я73-9
О–23
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутского государственного
Рецензенты:
Казаева Е.А. – доктор педагогических наук, доцент
Запольская Е.Л. – кандидат педагогических наук
Авторы-составители:
Абрамовских Н.В. – доктор педагогических наук, доцент
Асланова А.Т. – ст. преподаватель
Лапина Л.Б. – зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 20
Синебрюхова В.Л. – кандидат педагогических наук, доцент
Образовательная робототехника в учебно-воспитательном процессе начальной школы :
О–23
учебно-методическое пособие : направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование,
направленность «Начальное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки), направленность «Дошкольное образование и Начальное образование»
/ Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
БУ «Сургутский государственный педагогический университет» ; авт.-сост. : Н.В. Абрамовских,
А.Т. Асланова, Л.Б. Лапина, В.Л. Синебрюхова. – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2022. – 106, [1] с. – Текст : непосредственный.
В учебно-методическом пособии рассмотрены нормативно-правовые, организационно-содержательные,
методические основы организации образовательного процесса в системе начального
общего образования, особое внимание уделяется выделению возможностей образовательной робототехники
при организации процесса обучения, воспитания обучающихся с учетом требований
ФГОС НОО. Представлен практический опыт реализации образовательной робототехники в рамках
урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.
Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения по направлению
подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки), может быть полезно педагогам системы начального общего образования,
магистрантам, аспирантам, методистам и руководителям системы начального общего образования.
УДК 372.31-053(075.8):15.03.04 (075.8)
ББК 74.202.43р30-2я73-9+32.816р30-2я73-9
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................................................. 4
Раздел 1. Возможности внедрения образовательной робототехники
в образовательный процесс НОО ...................................................................................................... 9
1.1. Современные тенденции организации технологического образования
в начальной школе .................................................................................................................................. 9
1.2. Психолого-педагогические основы формирования технологической грамотности
детей младшего школьного возраста .................................................................................................... 19
1.3. Возможности образовательной робототехники для формирования технологической
грамотности детей младшего школьного возраста ............................................................................. 26
Раздел 2. Основы лего-конструирования и образовательной робототехники в НОО ............ 30
2.1. Основы лего-конструирования и образовательной робототехники в НОО.
Программирование роботов .................................................................................................................. 30
2.2. Основы конструирования и программирования в среде LEGO ............................................ 38
2.3. Разработка программ учебной деятельности детей младшего школьного возраста
с применением лего-конструирования и образовательной робототехники ...................................... 54
2.4. Разработка программ внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста
с применением лего-конструирования и образовательной робототехники ...................................... 61
Приложения ........................................................................................................................................... 72
– 3 –
Стр.3
Введение
Глобализация, развитие технологий, более глубокое понимание социальных отношений и вовлеченность
в коллективные проекты влияют на восприятие и понимание обществом современного
образования. Бизнес, международные организации пытаются сделать новые запросы системе образования.
Емкое обобщение пожеланий (требований) к современному гражданину можно найти
в докладе ЮНЕСКО (2017):
креативность, коммуникация, критическое мышление, решение задач, любопытство, метапознание;
цифровая грамотность, IT-навыки, навыки использования технологий;
базовая читательская, медиа, информационная, финансовая, научная, математическая грамотность;
навыки межкультурного общения, лидерские навыки, глобальная осознанность;
инициативность, самостоятельность, упорство, ответственность, адаптивность;
предметные знания, инженерно-инновационное мышление и понимание естественных наук.
На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2017 года Президент
России Владимир Путин следующим образом сформулировал стратегическую цель: «Цифровая
экономика – … основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли,
логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, государственного управления,
коммуникаций между людьми… Достижение этой цели требует от нас перехода к современным
и эффективным механизмам управления: проектное управление, инновационный менеджмент,
непрерывное образование, профессиональное самоопределение, ориентирует на кардинальную перестройку
всей системы воспитания и социализации личности». На решение поставленных задач
был направлен запуск в 2017 г. приоритетного национального проекта «Цифровая школа», включающего
в качестве основных результатов формирование у школьников навыков жизни в цифровом
мире, обучение обработке и анализу данных, элементам программирования, умению создавать
цифровые проекты для освоения своей будущей профессии.
Таким образом, в современной системе образования поставлена задача формирования так
называемых «новых грамотностей», позволяющих учиться в течение всей жизни, критерием результативности
школьного образования объявляется способность (умения, навыки) решения реальных
жизненных и профессиональных задач. Конкурентоспособность личности в современном
информационном обществе определяется готовностью применять технические средства, ИКТтехнологии
для решения как профессионально, так и личностно значимых задач.
До недавнего времени проблеме формирования в целом функциональной грамотности,
и в частности технологической грамотности в российском образовании уделялось недостаточное
внимание. Противоречивость проявляется в том, что практика образования инерционна и по преимуществу
осуществляется в традиционной парадигме, с опорой на объяснительно-иллюстративный метод
преподнесения учителем, преподавателем новой информации. Этот метод требует от обучающихся
воспроизведения услышанного (прочитанного), активизирует конкретно-образное мышление
в ущерб логическому, абстрактному. Исследования показывают, что образовательный процесс,
спроектированный на таком методе, не создает условий для развития функциональной грамотности
у обучающихся, сдерживает их общее развитие.
Возникает потребность в применении уже на уровне начального общего образования образовательных
средств, способствующих эффективному формированию технологической грамотности
обучающихся, формированию универсальных учебных действий и метапредметных гибких компетенций.
В современной системе начального образования к таким средствам относят образовательную
робототехнику. Актуальность ее применения определяется общей тенденцией цифровизации
в целом большинства отраслей современного производства и в частности системы образования.
При этом необходимо отметить, что необходимость и возможность применения образовательной
робототехники закреплена в нормативных документах. Так, в Примерной основной образовательной
программе основного общего образования (2015 г.) робототехника обозначена как содержательный
элемент предметов «Информатика» и «Технология». В современной системе начального
общего образования основное внимание уделяется разработке программ дополнительного образования
и внеурочной деятельности с применением образовательной робототехники. Однако опыт
работы учителей начальной школы показывает более широкие возможности образовательной робототехники
также и для реализации предметных образовательных областей в рамках урочной деятельности
с детьми младшего школьного возраста.
– 4 –
Стр.4
Данное пособие помимо анализа нормативно-законодательных основ, психолого-педагогических
подходов к применению образовательной робототехники в современной системе начального общего
образования, включает также методические материалы функционирования инновационной
площадки на базе МБОУ СОШ № 20 г. Сургута по применению образовательной робототехники
в рамках урочной и внеурочной деятельности (Приложение). Это позволяет систематизировать теоретические
аспекты по проектированию образовательного процесса в начальной школе с применением
образовательной робототехники, выделить основы программирования роботов, показать практические
инструменты включения образовательной робототехники в образовательный процесс
начальной школы.
Первый раздел пособия носит организационно-методический характер. В его содержании
раскрываются современные подходы к организации технологического образования в начальной
школе, рассматриваются психолого-педагогические основы формирования технологической грамотности
обучающихся младшего школьного возраста, обосновываются возможности применения
образовательной робототехники для построения технологического образования в системе начального
общего образования.
Второй раздел пособия ориентирован на выделение практических основ применения образовательной
робототехники в организации образовательного процесса в начальной школе. Значительное
внимание в рамках модуля уделено ознакомлению с возможностями и методическими особенностями
применения образовательной робототехники в рамках организации учебной и внеурочной
деятельности, в том числе включая формы проектной деятельности обучающихся с целью формирования
технологической грамотности обучающихся младшего школьного возраста.
Данное пособие адресовано обучающимся по направлению подготовки Педагогическое образование
(уровень бакалавриата), с направленностью (профилем) Начальное образование при изучении
учебных курсов, рассматривающих методику организации технологического образования в начальной
школе («Методика обучения технологии в начальном общем образовании», «Методические
основы решения конструкторских задач в начальном общем образовании», учебная практика «Технологическая
(проектно-технологическая) практика»). В соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования 3++ по направлению подготовки
бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя
профилями подготовки) содержание учебно-методического пособия способствует формированию
у бакалавров следующей компетенции:
ОПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными
правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.
ОПК-2. Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных
программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных
технологий).
ОПК-6. Способность использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной
деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе
обучающихся с особыми образовательными потребностями
Материалы пособия могут быть полезны магистрантам, аспирантам, методистам, педагогам
системы начального общего образования. Надеемся, что представленные материала дадут возможность
расширить представление о требованиях, предъявляемых к современной образовательной
деятельности в системе начального общего образования, и на этой основе конструировать собственную
профессиональную деятельность с учетом возможностей образовательной робототехники
для реализации урочной и внеурочной деятельности в современной начальной школе.
– 5 –
Стр.5