Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
11-12 ноября 2022 г.
Конференция проведена в рамках
Форума «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ-2022»,
реализованного на средства гранта
Губернатора Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры по развитию
гражданского общества «22-1-000253».
Сургут 2022
~ 1 ~
Стр.2
УДК 082
ББК 94.3
О–23
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутского государственного
педагогического университета»
Редакционная коллегия:
О.В. Власова, кандидат социологических наук, доцент, проректор по научной работе
Д.С. Петрова, начальник управления научно-исследовательской работы
В.В. Толмачева, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики
В.А. Яковчук, специалист научного отдела
О–23
Образование и наука как основа устойчивого развития региона : материалы Всероссийской
научно-практической конференции с международным участием 11-12 ноября 2022 г. / Департамент
образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования
ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет»; редколлегия:
О. В. Власова, Д. С. Петрова, В. В. Толмачева, В. А. Яковчук. – Сургут : РИО БУ «Сургутский
государственный педагогический университет», 2022. – 150, [1] с. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-93190-407-8
В сборнике опубликованы материалы Всероссийской научно-практической конференции
с международным участием «Образование и наука как основа устойчивого развития
региона», состоявшейся 11-12 ноября 2022 года в Сургутском государственном педагогическом
университете. Освещены актуальные вопросы безопасности образовательного пространства,
региональные особенности развития системы образования и профессиональной
подготовки, специфика сохранения и формирования человеческого капитала региона, формирование
социального благополучия молодежи в условиях Севера.
УДК 082
ББК 94.3
ISBN 978-5-93190-407-8
© БУ «Сургутский государственный
педагогический университет», 2022
~ 2 ~
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.
Безопасность образовательного пространства
Ашилова М.С., Бегалинов А.С., Бегалинова К.К. О некоторых проблемах
национальной безопасности образования в условиях глобализации ........................................................ 6
Данилина В.М., Хорошун Т.А. Создание безопасной цифровой образовательной среды школы:
от запретов к формированию культуры информационного потребления ................................................. 8
Куликовская М.А., Безрукова Н.П. Ноксологическая компетенция бакалавров педагогического
образования естественнонаучных профилей: понятие и подходы к развитию ........................................ 10
Морозова А.А. Профилактика вовлечения старшеклассников в экстремистские организаций
в образовательной среде ................................................................................................................................ 14
Осин М.В., Темирханов А.К. Оценка сформированности компонентов пожарной безопасности
у обучающихся старших классов .................................................................................................................. 17
Полянина А.К. К проблеме информационной безопасности образовательного
пространства детей ......................................................................................................................................... 19
Щукина В.А., Зарипова Л.З. Экранное время и интернет-зависимость
у юношей и девушек подросткового возраста ............................................................................................. 22
Раздел 2.
Гуманитарные аспекты устойчивого регионального развития
Мацадо Д.В. Философия и искусство: идентичность и различие ........................................................ 24
Фролов И.В. Региональные особенности и образовательный потенциал объектов археологии
на территории ХМАО-Югры на примере раскопок поселения Сырой Аган 24 ....................................... 27
Раздел 3.
Интеграция принципов устойчивого развития
в системе образования и профессиональной подготовки
Абашина В.В. К вопросу о технологиях развития профессиональной компетенции
будущих педагогов дошкольного образования в вузе ................................................................................ 30
Бакунович М.Ф. Саморегуляция руководителя учреждения образования: проблемные вопросы
и совершенствование профессиональной подготовки в республике Беларусь ........................................ 33
Бакуев А.Ю. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в легкой атлетике 9-10 лет .... 36
Баян Е.М., Марченко С.С., Рыбальченко И.В. Экологизация дисциплин бакалавриата «Химия»
в целях достижения устойчивого развития .................................................................................................. 39
Белошапка Р.А. Приоритетные направления социокультурного проектирования ........................... 41
Бутко Е.Ю., Горлова С.Н., Лютина М.А. Подготовка студентов к разработке приёмов
преобразования учебной информации ......................................................................................................... 44
Бурдак А.С., Кит Н.В. Адаптация школьного программного материала для обучающихся 3 классов
с расстройствами аутистического спектра по предмету «Русский язык» ................................................. 49
Кадура Е.В. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в условиях формирования
инженерно-образовательного кластера региона .......................................................................................... 52
Мамаева Е.А. Возможности современного образовательного пространства
в проектно-исследовательской деятельности обучающихся ...................................................................... 55
Родыгина И.В., Халеева Е.П., Лейзерович Я.Д. Разработка приложения для автоматизации
процедур методической работы преподавателя .......................................................................................... 56
Трофимчук А.Г. Педагогический класс – целенаправленная профориентация в СОШ
для поступления в педагогический университет ......................................................................................... 57
Шамарова Г.М. Обеспечение профессиональной подготовки кадров для государственной
и муниципальной службы .............................................................................................................................. 61
~ 3 ~
Стр.4
Раздел 4.
Культурное и языковое многообразие российских регионов:
образовательный потенциал, перспективы развития
Ахметова Р.И. Развитие полилингвальной модели обучения в образовательных учреждениях
г. Казани .......................................................................................................................................................... 64
Гаврилкова Е.А., Васильева С.П. Ассоциативное поле «учительница»№ в языковом сознании
профессиональной группы «педагог» по результатам психолингвистического эксперимента .............. 66
Гераскевич Н.В., Нургалиева В.Ю. Геймификация иноязычного образования
как отражение изменений социально-психологического портрета обучающегося ................................. 68
Ивонина А.С. Проблемы понимания иноязычного текста в ситуации учебного двуязычия ............ 70
Коваленко А.В. Влияние процесса заимствования англицизмов на развитие русского языка:
польза или вред ............................................................................................................................................... 73
Сироткина Т.А. Лингвистическое краеведение как средство формирования региональной
идентичности .................................................................................................................................................. 74
Раздел 5.
Профессиональная подготовка выпускников образовательных учреждений
с учетом реализации национальных проектов для устойчивого развития ХМАО-Югры
Белошапка Г.И. Педагог дополнительного образования как субъект профессиональной
деятельности: профессиональная компетентность и личностная характеристика ................................... 78
Капустина Н.Г. Багнетова Е.М. Воспитательная работа со студентами в процессе
профессиональной подготовки как основа устойчивого развития региона .............................................. 82
Моисеева Е.А., Кукуричкин Г.М., Смирнова Ю.Н. Ресурсная база Сургутского
Ботанического сада для формирования научно-исследовательской компетентности
будущих учителей биологии ......................................................................................................................... 85
Кашкарева А.П., Сафонова Н.Н. Создание нового имиджа чтения через мотивационные техники
и приемы: анализ опыта проведения онлайн-семинаров для учителей школ города Сургута
и Сургутского района ..................................................................................................................................... 87
Раздел 6.
Сохранение и формирование человеческого капитала региона:
общебиологические, физиологические и психологические аспекты
Васильева Н.Ю., Колесник С.В., Соловьева Е.Н. Формирование коммуникативного поведения
у обучающихся с расстройствами аутистического спектра ........................................................................ 90
Воробьева В.М., Гарипова З.Ф. Родительский клуб как одна из форм работы
с родителями младших школьников ............................................................................................................. 92
Иванова К.А. Сопровождение родителей дошкольников в процессе преодоления ими
«неопределенных» стратегий воспитания .................................................................................................... 94
Мальцев В.П. Влияние пола и типа вегетативной регуляции на вариабельность
сердечного ритма студентов .......................................................................................................................... 97
Новикова В.И. Сохранение и формирование траектории здоровьесберегающего
и здоровьеформирующего поведения студенческой молодежи ................................................................. 98
Пивоваров А.М. Проблема репродуктивности и сексуальный капитал ............................................. 99
Чеберяк М.И. Особенности психодинамических характеристик личности студентов
педагогического вуза Северного региона ..................................................................................................... 103
Филиппов А. М., Мальцев В.П. Учет антропометрических показателей юных пловцов
10-11 лет в оценке результативности спортивной деятельности ............................................................... 104
~ 4 ~
Стр.5