Яков Данилович Минченков
Шильдер Андрей Николаевич
Источник: Минченков Я. Д. <...> []
Передвижники-пейзажисты делились на два лагеря -- питерцев и москвичей. <...> В произведениях
первых была установка на картину, на ее содержание и разработку плана. <...> Картина не являлась случайным
сколком с природы, а зарождалась в воображении художника. <...> К ней уже подбирался соответствующий
намерениям художника материал -- рисунки и этюды, а часто питерцы обходились и без них, полагаясь на
свою память и знание натуры. <...> Крепко держался натуры, пожалуй, только один Шишкин, у которого в большинстве трудно было
найти грань между этюдом и картиной. <...> Москвичи избегали придуманной картины и в свои работы вносили больше этюдности. <...> Картину
предпочитали писать прямо с натуры, внося в нее все случайности и особенности момента. <...> Когда
пользовались этюдами, то почти целиком переносили их в картину; писали часто на воздухе, стоя зимой в
валенках на снегу. <...> К числу питерцев, "удумывающих" картину и пишущих ее более от себя, чем пользуясь натурой
или точными этюдами, принадлежал и Шильдер. <...> Он строил картину на основании собранного материала,
главным образом рисунков, компонуя их и видоизменяя до неузнаваемости. <...> У него были огромные альбомы
рисунков деревьев всевозможных пород, необыкновенно тщательно проработанных. <...> Пользуясь ими, он
мог делать бесконечное множество рисунков для журналов и различных изданий. <...> Ему ничего не стоило сделать на товарищеском вечере сложный рисунок соснового леса или
опушку березовой рощи. <...> И надо отдать справедливость -- дерево он знал и легко справлялся со всеми
трудностями в передаче листвы. <...> В колорите Шильдер не был сильным, в картинах чувствовалась раскраска сырым,
недоработанным тоном и чрезмерная законченность, доходящая до сухости. <...> Кто-то из передвижников говорил, что картины, свои, как собственных детей, надо не перелюбить,
не гладить их бесконечно по головке <...>
Шильдер_Андрей_Николаевич.pdf
Яков Данилович Минченков
Шильдер Андрей Николаевич
Источник: Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. "Художник РСФСР". Ленинград.
1965. Издание пятое
OCR Ловецкая Т.Ю.
[]
Передвижники-пейзажисты делились на два лагеря -- питерцев и москвичей. В произведениях
первых была установка на картину, на ее содержание и разработку плана. Картина не являлась случайным
сколком с природы, а зарождалась в воображении художника. К ней уже подбирался соответствующий
намерениям художника материал -- рисунки и этюды, а часто питерцы обходились и без них, полагаясь на
свою память и знание натуры.
Крепко держался натуры, пожалуй, только один Шишкин, у которого в большинстве трудно было
найти грань между этюдом и картиной.
Москвичи избегали придуманной картины и в свои работы вносили больше этюдности. Картину
предпочитали писать прямо с натуры, внося в нее все случайности и особенности момента. Когда
пользовались этюдами, то почти целиком переносили их в картину; писали часто на воздухе, стоя зимой в
валенках на снегу. Этим они добивались впечатления, что картина целиком писана с натуры под
открытым небом.
К числу питерцев, "удумывающих" картину и пишущих ее более от себя, чем пользуясь натурой
или точными этюдами, принадлежал и Шильдер. Он строил картину на основании собранного материала,
главным образом рисунков, компонуя их и видоизменяя до неузнаваемости. Часто его рисунок
красивостью и иногда вычурностью выдавал свою придуманность. У него были огромные альбомы
рисунков деревьев всевозможных пород, необыкновенно тщательно проработанных. Пользуясь ими, он
мог делать бесконечное множество рисунков для журналов и различных изданий. В них постоянно
встречались рисунки пером или карандашом с подписью: "Оригинальный рисунок Шильдера".
Ему ничего не стоило сделать на товарищеском вечере сложный рисунок соснового леса или
опушку березовой рощи. И надо отдать справедливость -- дерево он знал и легко справлялся со всеми
трудностями в передаче листвы.
В колорите Шильдер не был сильным, в картинах чувствовалась раскраска сырым,
недоработанным тоном и чрезмерная законченность, доходящая до сухости. Картина строилась главным
образом на рисунке. При всех недостатках работ Шильдера, нельзя отрицать, что он глубоко любил
природу и искусство. Он ясно сознавал свои недочеты, сильно страдал от них, но был бессилен их
исправить, так как они были порождены всеми условиями его жизни.
Кто-то из передвижников говорил, что картины, свои, как собственных детей, надо не перелюбить,
не гладить их бесконечно по головке, не любоваться одними их достоинствами и не держать постоянно
под теплым покрывалом. Чересчур любвеобильное сердце родителя не увидит недостатков своего детища,
которые всплывут на свет, когда уже будет поздно их исправлять.
Пожалуй, так и случилось у Шильдера. Он чересчур любил свои произведения, любовно гладил их
и заглаживал до олеографии.
Мы знаем и другое отношение к своим работам, когда художник из десятка своих картин
оставляет одну, а остальные уничтожает, как не выражающие его идеи или не удовлетворяющие по
форме. И оставшуюся картину он переделывает много раз.
Необходимость заработка, сбыта картин не позволяла Шильдеру выдерживать свои картины,
Стр.1