Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

Минаев Д. Д.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID8200
АннотацияОб авторе (Минаев Дмитрий Дмитриевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Минаев Д. Д.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8200 (дата обращения: 01.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНАЕВ, Дмитрий Дмитриевич [21. <...> Родился в семье строевого офицера (позднее -- военного чиновника, дослужившегося до чина подполковника), увлекавшегося живописью и литературой, выступавшего со своими произведениями в печати (наиболее известное -- поэтическое переложение "Слова о полку Игореве"); некоторые его стихотворения были одобрены В. Г. Белинским. <...> По свидетельству домашнего учителя М. (в будущем заметного беллетриста Г. Н. Потанина), он еще ребенком знал много стихов, "чутко их понимал и временами силился так же торжественно читать их, как читал его отец" (Потанин Г. Н. <...> Речь на могиле поэта Минаева // Симбирские губернские ведомости.-- 1899. <...> В 1847 г. родители М. на время переселились из Симбирска в Петербург, где М. отдали в Дворянский полк (военно-учебное заведение). <...> В эти годы на него оказали значительное влияние преподаватель словесности, известный переводчик И. И. Введенский, будущий поэт В. С. Курочкин (учившийся тогда же в Дворянском полку), а главное -- вольная атмосфера, царившая в то время в доме отца М., который поддерживал дружеские отношения с некоторыми петрашевцами (см. <...> Уже в годы учебы М. начал сочинять: его не дошедший до нас рассказ был включен в рукописный журнал Дворянского полка. <...> Вернувшись в 1852 г. в Симбирск и определившись на службу в губернскую казенную палату, он не оставлял литературных занятий. <...> Один из симбирцев вспоминал позднее о шумном успехе его ходившего по рукам стихотворения "У нас бульвар устроили большой...", где карикатурно изображались городские обыватели (см. об этом: Бейсов П. <...> Накопленные, вероятно, именно тогда наблюдения легли в основу написанной им позднее поэмы "Губернская фотография" (напечатана не полностью в "Гудке", 1862): "Поставив ящик фотографа / И против правды не греша", М. сделал больше ста "снимков" -сатирических портретов горожан, едко высмеивая при этом уродливые стороны провинциальной жизни, "отчизны вони <...>
Минаев_Д._Д._Биобиблиографическая_справка.pdf
МИНАЕВ, Дмитрий Дмитриевич [21.Х(2.ХI).1835, Симбирск -- 10(22).VII.1889, там же] -- поэтсатирик, пародист, фельетонист, переводчик. Родился в семье строевого офицера (позднее -- военного чиновника, дослужившегося до чина подполковника), увлекавшегося живописью и литературой, выступавшего со своими произведениями в печати (наиболее известное -- поэтическое переложение "Слова о полку Игореве"); некоторые его стихотворения были одобрены В. Г. Белинским. Любовь к искусству, в особенности к словесному, поддерживала в семье и мать М., симбирская дворянка Е. В. Зимнинская, получившая хорошее образование, владевшая иностранными языками. По свидетельству домашнего учителя М. (в будущем заметного беллетриста Г. Н. Потанина), он еще ребенком знал много стихов, "чутко их понимал и временами силился так же торжественно читать их, как читал его отец" (Потанин Г. Н. Речь на могиле поэта Минаева // Симбирские губернские ведомости.-- 1899.-- No 47). В 1847 г. родители М. на время переселились из Симбирска в Петербург, где М. отдали в Дворянский полк (военно-учебное заведение). В эти годы на него оказали значительное влияние преподаватель словесности, известный переводчик И. И. Введенский, будущий поэт В. С. Курочкин (учившийся тогда же в Дворянском полку), а главное -- вольная атмосфера, царившая в то время в доме отца М., который поддерживал дружеские отношения с некоторыми петрашевцами (см.: Дело петрашевцев.-- М; Л., 1941.-- Т. 2.-- С. 112; 1951.-- Т. 3.-- С. 205, 248, 278--280), встречался с Н. Г. Чернышевским и обсуждал с ним необходимость социальных преобразований (см.: Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч.--М., 1939.-- Т. 1.-- С. 371, 395, 400, 402). Уже в годы учебы М. начал сочинять: его не дошедший до нас рассказ был включен в рукописный журнал Дворянского полка. Вернувшись в 1852 г. в Симбирск и определившись на службу в губернскую казенную палату, он не оставлял литературных занятий. Один из симбирцев вспоминал позднее о шумном успехе его ходившего по рукам стихотворения "У нас бульвар устроили большой...", где карикатурно изображались городские обыватели (см. об этом: Бейсов П. "Губернская фотография" Д. Д. Минаева // Уч. зап. Ульяновского ГПИ, 1948.-- Вып. 1). Накопленные, вероятно, именно тогда наблюдения легли в основу написанной им позднее поэмы "Губернская фотография" (напечатана не полностью в "Гудке", 1862): "Поставив ящик фотографа / И против правды не греша", М. сделал больше ста "снимков" -сатирических портретов горожан, едко высмеивая при этом уродливые стороны провинциальной жизни, "отчизны вони, грязи, сплетен". Полный текст поэмы, получившей в Симбирске широкое распространение в списках, "вызвал целую бурю" в городе, его "вся губерния читала и декламировала" (Никольский Н. // Симбирские губернские ведомости.-- 1899.-- No 47). В 1855 г. М. перевелся на службу в Петербург, через два года вышел в отставку и полностью посвятил себя литературной деятельности. Сотрудничал сначала во второстепенных столичных изданиях ("Иллюстрация", "Ласточка", "Русский мир", "Развлечение"), затем в более заметных ("Светоч" и выходивший при нем "Карикатурный листок", "Русская речь"). В 1860 г. в печати появился составленный им очерк жизни Белинского -- первая, хотя и очень краткая биография критика, позволяющая судить об общественной позиции молодого М.: обильно цитируя статьи Белинского и восхищаясь его" "светлой, передовой личностью", М. опирался в своих оценках на "Очерки гоголевского периода русской литературы" Чернышевского и на; работу Герцена "О развитии революционных идей в России", порой дословно повторяя их основные положения и полностью разделяя радикальный, пафос этих книг. Впоследствии взгляды М. не претерпели существенных изменений, хотя их некоторая размытость представлялась поверхностному взгляду беспринципностью, что порождало многочисленные упреки современников. Тем не менее, систематически выступая с внутриполитическими и литературнокритическими обозрениями, заметками, фельетонами, М. всегда отстаивал общедемократические идеалы. С 1865 он находился под негласным надзором полиции а весной 1866 г. после каракозовского выстрела был арестован и на два месяца заключен в Петропавловскую крепость -- за сотрудничество в изданиях, "известных своим вредным направлением" (из материалов следственной комиссии по делу о покушении на Александра II). Литературная биография М. действительно неотделима от судьбы ведущих демократически журналов -- "Искры", "Русского слова", "Современника", "Гудка" (первые 14 номеров которого вышли под редакцией М.), "Будильника", "Отечественных записок", "Дела". Постоянно поддерживая с ними творческие контакты, имея потому редкую возможность оперативно реагировать на самые значительные события дня, М. регулярно печатал в этих изданиях наиболее острые свои произведения: юмористические стихотворения, фельетоны, пародии, эпиграммы, запечатлевшие разнообразные эпизоды общественной борьбы тех лет и сатирические портреты ее участников. Либерал, "крикун сороковых годов", "везде чужой, где нужен труд" ("Ренегат", 1868), изнеженный аристократ, "вельмож потомок", заявляющий: "Бедняк привык нуждаться вечно -- / До нужд его нам нет нужды" ("Протест", 1871); прогрессист-демагог, взывающий к народу: "Тяжел твой крест -- всей жизни ноша, / Не предложу тебе я гроша, / Но плакать, плакать буду рад" ("Мотивы русских поэтов", 1865), осторожный обличитель, переродившийся в "общественного фигляра", веселящий "лакеев и господ / Дождем копеечных острот" ("Золотой век", 1872;
Стр.1