УДК 372.016:811=112.2(075.8)
ББК 74.268.1я7
С 60
С 60
Солонцова Л.П.
Методика обучения иностранным языкам [Текст]: в 3 частях : учеб. для
ISBN 978-5-907101-17-3
ISBN 978-5-907101-18-0(Ч.1)
Учебник «Методика обучения иностранным языкам» состоит из 3-х частей. В первой части
учебника излагается система базовых знаний о методике обучения иностранным языкам, обязательных
для усвоения обучающимися. Даны представления о целях, содержании, методах, средствах
и принципах обучения, и их практическом применении в учебном процессе. Рассматриваются
также программные вопросы формирования фонетических, лексических, грамматических
языковых навыков и речевых умений в говорении, аудировании, чтении и письме.
Каждая глава начинается с предваряющих вопросов. Заканчиваются главы заданиями для
самоконтроля и практическими заданиями. Книга призвана сформировать у преподавателей
любых неродных языков разных типов образовательных учреждений общее представление о теории
обучения иностранным языкам как научной области.
Учебник адресован студентам факультетов иностранных языков педагогических специальУДК
372.016:811=112.2(075.8)
ББК 74.268.1я7
вузов (бакалавриат) /Л.П. Солонцова. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. —
Часть 1 : Общие вопросы. Базовый курс. — 272 с.
ностей средних и высших образовательных организаций различного типа, а также изучающим
иностранный язык самостоятельно.
ISBN 978-5-907101-17-3
ISBN 978-5-907101-18-0(Ч.1)
© Солонцова Л.П., 2018
© ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018
© Художественное оформление. Издательство ВЛАДОС», 2018
© Оригинал-макет. ООО «Издательство ВЛАДОС», 2018
Учебное издание
Солонцова Людмила Павловна
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
В 3 частях
Нач. технического отдела Е.В. Чичилов. Компьютерная верстка О.Н. Емельяновой
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ. БАЗОВЫЙ КУРС
Зав. художественной редакцией И.В. Яковлева
Учебник для вузов (Бакалавриат)
ЧАСТЬ 1
Подписано в печать 10.10.2017. Формат 70 100/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 22,1.
Ти раж 10 000 экз. (1-й за вод 1–500 экз.). Заказ №
Тел./факс: (495) 984-40-21, 984-40-22, 940-82-54
E-mail: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru
ООО «Издательство ВЛА ДОС».
119571, Мо с к ва, а/я 19.
142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д.1
Сайт: www.chpd.ru, E-mail: salеs@chpk.ru
8(495) 988-63-76, т/ф. 8(496) 726-54-10
Отпечатано в АО «Первая Образцовая типография»
Филиал «Чеховский Печатный Двор»
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................................................................................. 7
Глава I. Методика как теория обучения иностранным языкам..................... 9
§ 1. Иностранный язык как учебный предмет в школе ................................... 9
§ 2. Методика обучения иностранным языкам как наука. Объект
и предмет методики ...................................................................................11
§ 5. Современные технологии обучения иностранным языкам ...................30
Задания................................................................................................................33
§ 3. Связь методики с другими науками (научные основы методики) .........15
§ 4. Основные методические категории: методический прием, метод
обучения, система обучения, подход, ситуация общения .......................19
Глава II. Цели, содержание и средства обучения ..........................................34
§ 1. Комплексный подход к реализации целей обучения .............................34
§ 2. Уровневая система целей и задач обучения ............................................43
§ 3. Уровни владения языком ............................................................................ 44
§ 4. Компоненты содержания обучения ..........................................................50
§ 5. Основные и вспомогательные средства обучения
и их назначение ..........................................................................................66
§6. Оснащение кабинетов иностранного языка и языковых
лабораторий, их использование для самостоятельной работы ............... 73
Задания ...............................................................................................................74
Глава III. Принципы обучения иностранному языку ................................ 75
§ 1. Общедидактические принципы обучения иностранному языку ...........75
§ 2. Специфические методические принципы обучения ..............................80
Задания ...............................................................................................................86
Глава IV. Упражнение как элементарная единица обучения ......................87
§ 1. Упражнения как единица обучения, их роль в формировании
навыков и умений ......................................................................................87
§ 2. Классификация упражнений .....................................................................88
§ 3. Система упражнений как основа системы обучения,
ее характеристика ......................................................................................94
Задания ...............................................................................................................95
Глава V. Урок иностранного языка и его планирование ..............................97
§ 1. Сущность урока и его основные характеристики (требования
к уроку). Система уроков ..........................................................................97
§ 2. Подготовка учителя к уроку, структура урока и его планирование ......102
§ 3. Схема и критерии анализа урока иностранного языка ........................ 105
Задания .............................................................................................................108
Глава VI. Теория контроля на уроке иностранного языка ........................109
§ 1. Роль, цели и функции контроля ................................................................109
Стр.4
4
§ 2. Объекты контроля в обучении иностранным языкам ......................... 110
§ 3. Виды и формы контроля. Оценка знаний, навыков и умений ............. 112
§ 4. Самоконтроль и эталоны контроля ....................................................... 115
Задания .............................................................................................................116
Глава VII. Формирование фонетических (слухопроизносительных
и ритмико-интонационных) навыков .......................................................117
§ 1. Роль и место слухопроизносительных навыков в обучении
иностранному языку. Основные требования к обучению
произношению ............................................................................. 117
§ 4. Цель, содержание и методика обучения фонетике в средней
школе ..................................................................................................... 123
Задания .............................................................................................................125
Глава VIII. Формирование лексических навыков ......................................127
§ 1. Общая характеристика лексических навыков ...................................... 127
§ 2. Цели, задачи и содержание обучения лексической стороне речи ....... 128
§ 3. Методика работы над лексической стороной устной речи
и письма: обучение продуктивным лексическим навыкам ................. 130
§ 2. Три подхода к формированию слухопроизносительных навыков ...... 118
§ 3. Краткая методическая характеристика особенностей
произношения немецкого языка ..............................................................120
§ 4. Обучение рецептивным лексическим навыкам чтения
и аудирования .............................................................................................134
Задания .............................................................................................................135
Глава IX. Обучение грамматической стороне речи ....................................137
§ 1. Определение грамматического навыка, краткая методическая
характеристика иноязычной грамматики ............................................ 137
§ 2. Эксплицитный, имплицитный и дифференцированный
подходы к формированию грамматических навыков .......................... 141
§ 3. Требования к объему и отбору грамматического материала
для средних школ .................................................................................. 145
§ 4. Методика работы над активным грамматическим минимумом ..........147
§ 5. Методика работы над пассивной грамматикой ......................................150
Задания .............................................................................................................151
Глава X. Обучение аудированию ..................................................................153
§ 1. Устная речь, общие сведения ................................................................ 153
§ 2. Система обучения аудированию ........................................................... 154
§ 3. Психологические механизмы аудирования ........................................156
§ 4. Трудности аудирования ............................................................................158
§ 5. Уровни понимания текста: значение слова и смысл высказывания ...... 159
§ 6. Содержание и цели обучения аудированию ......................................... 161
§ 7. Технология обучения аудированию: аудирование как важное
целевое умение и как средство обучения ............................................. 162
Тексты для аудирования ....................................................................... 169
Задания ......................................................................................................... 171
Стр.5
5
Глава XI. Обучение говорению ......................................................................173
§ 1. Психологические предпосылки обучения говорению.
Психологическая и лингвистическая характеристики
диалогической и монологической речи .................................................173
§ 2. Содержание обучения говорению ...........................................................178
§ 3. Обучение говорению: говорение как средство обучения .................... 180
Говорение как цель обучения: обучение диалогической
и монологической речи ........................................................................ 180
Задания ......................................................................................................... 189
Глава XII. Обучение чтению .......................................................................192
§ 1. Характеристика чтения как вида РД. Цели и задачи обучения
чтению на иностранном языке в школе ............................................... 192
§ 2. Виды чтения ......................................................................................... 195
§ 3. Содержание обучения чтению .............................................................. 198
§ 4. Обучение чтению: обучение технике чтения ....................................... 200
Обучение разным видам чтения ............................................................203
Чтение как средство обучения .............................................................. 209
§ 5. Структурно-смысловая организация текста ......................................... 209
Задания ......................................................................................................... 211
Глава XIII. Обучение письму и письменной речи в школе .......................213
§ 1. Место и роль письма в обучении иностранному языку.
Задачи обучения письму ...................................................................... 213
§ 2. Краткая психологическая характеристика письма как формы
письменного общения .......................................................................... 215
§ 3. Обучение технике письма .................................................................... 216
§ 4. Письмо как цель обучения. Обучение иноязычной
продуктивной коммуникативной письменной речи в школе ............. 219
§ 5. Проблемы обучения современной письменной коммуникации ........ 223
Задания ......................................................................................................... 224
Глава XIV. Методическое мастерство учителя иностранного языка .........225
§ 1. Элементы методической культуры учителя
иностранного языка ............................................................................. 225
§ 2. Уровни профессионализма учителя иностранного языка .................. 227
§ 3. Методические умения, составляющие методическое
мастерство ............................................................................................ 229
§ 4. Профессионально значимые качества учителя
иностранного языка .............................................................................. 230
Задания ......................................................................................................... 233
Глава XV. Проблема периодизации школьного курса обучения
иностранному языку ................................................................................. 234
§ 1. Возрастные особенности учащихся ..................................................... 234
§ 2. Различные подходы к проблеме периодизации школьного
курса обучения иностранному языку ................................................... 235
§ 3. Специфика начальной ступени обучения ............................................ 236
Стр.6
6
§ 4. Отличительные особенности средней ступени обучения ................... 239
§ 5. Дидактико-методические особенности завершающей
ступени обучения ................................................................................. 240
Задания ......................................................................................................... 244
Глава XVI. Современное языковое образование как сложное
и многоплановое явление .............................................................................245
§ 1. Языковое образование как ценность и как образовательный
процесс .................................................................................................. 245
§ 2. Языковое образование как результат образовательного
процесса и как система образовательных учреждений ....................... 249
Глава XVII. Обучение анализу учебно-методических комлектов .............256
§ 1. Назначение анализа УМК в научно-методической подготовке
будущих учителей иностранного языка ..................................................256
§ 2. Этапы в обучении анализу ................................................................... 256
§ 3. Методика проведения анализа ............................................................ 259
Литература ..................................................................................................265
Стр.7