Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

"Энциклопедический словарь т-ва ""Бр. А. и И. Гранат и К°"" / Под ред. проф. В.Я. Железнова, проф. М.М. Ковалевского [и др.]. Т. 1- Социализм. Т. 40, Вып. 4-8" (290,00 руб.)

0   0
Первый автор"Русский библиографический институт ""Гранат"" (Москва)"
Издательство[Б.и.]
Страниц480
ID81774
"Русский библиографический институт ""Гранат"" (Москва)". "Энциклопедический словарь т-ва ""Бр. А. и И. Гранат и К°"" / Под ред. проф. В.Я. Железнова, проф. М.М. Ковалевского [и др.]. Т. 1- Социализм. Т. 40, Вып. 4-8" / "Русский библиографический институт ""Гранат"" (Москва)" .— 7-е изд. — : [Б.и.], 1926 .— 480 с. — URL: https://rucont.ru/efd/81774 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Утопический С. и социальное движение в эпоху торгового капитала . <...> Англія: scliaft in England"; Charlotte Leubv.scher, „Sozialismus und S, in England"; Arnot Page, „Further Facts from the Coal Comission"; Supply Coal, „The Nationalisa tion"; С/ігозяо iVonejr, „The Triumph of Nationaliaatiou". учение, не только двнжение экономическоп мысли, не только теоретическую концепцшо определенного рода,. но и социальное движение, направленное к осуществлению социалистического строя или к распростран ниюсоциалистических идей, к развитин>' социалистического мировоззрения. <...> С. и социальное движение средних веков, І . утопический С. и социальное движение в поху торгового капитала, V. утопический С. первой половины XIX в., VI. аграрный С, VII. т. н. „хрнстианский С. нового времени" (см. христианский С), ЛГШ—научный С. <...> Африке т р новых толкований евангелия и распространилось еретическое дви- христианских догм в духе возврата к женне, которо известно под назва- п рвым временам христианской жизнием движения донатистов (см. дона- ни; поскольку протест базировался тизм); оно направлено было в сторону на древые-христианских социалистич. реформирования церковной жизни идеях и сопровождался движением и было поддержано циркумцеллионами коммунистического характера, по(буквально—„бродящие по сельским 403 Социализт, стольку все христианско-еретическое движение этого позднейшего пориода становилось еретическим социалист. движени м в том же смысле, как донатизм, движение циркумцеллионов, и т. п. <...> Лишь миого позднее, спустя несколько столетий, уже к нашему,времени, христианский С. появляется снова, но уже не как революционно движение, а в форме консервативного С. нового времени (см. христианскгій G.) <...> Как плод социалистич. мысли нового времени, „Утопия" Мора крайн ' характерное произведение, раскрывающее все особ нности раннего утопического социализма; она состоит из двух частей: одной критической, рисующей картину социального состояния Англин конца XV и начала XVI <...>
Энциклопедический_словарь_т-ва_Бр._А._и_И._Гранат_и_К°__Под_ред._проф._В.Я._Железнова,_проф._М.М._Ковалевского_[и_др.]._Т._1-_Социализм._Т._40,_Вып._4-8.pdf
^ь. Г^ !.7--а*і->гч&:; BW¥-l?^f5r; ^ ' ІЖЖ?^/^ іЬ:: У -'.? •'"-•і V- Р l-i'tk r4 , '••.&#'ЪШ$: ^. ш Щ'ж$ •'•• .•,...-.:- £ ">Л?Ч fwJfJif ^V-^J1 ,.... 3 to ! шШ
Стр.1
ЩІІІЩІІШІ ШМРЬ Русского Библиографинеского Инотитута Гранат. і£ СЕДЬМОЕ ИЗДАНИЕ, ДО 33-го ТОМА ПОД РЕДАКЦИЕЙ проф. Ю.С. Гамбарова, проф. В. Я. Железкова, проф. М.М. К вадевского, проф. 0. А. Муромцева \\ проф. К. А. Іширязева. Четвертый выпуск сорокового (40) тома. СОЩИАЛИЗМ . Ьеяісодгaphis secundus post Ucrculem labor (Скалтер). РЕДАКЦИЯ И ЗКСПЕДИЦИЯ „РУССКОГО БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ИНСШШ ГРАНАТ": М О С К В А, Тверской бульвар, 25.
Стр.2
Статьи 4 выпуска 40-го тома. Социализм. I. Утопический сациализм и социапьное движение до сервд. XIX века— ароф.С. И. Солнцева : Содероюакие статьи: 1. Античный социализм 2. Ранне—христианский социализм 3. Социализм и социальное двнжение средних веков II. Движение квакеров. „Новая Атлантида" и „Город солнца" • 389 • . 395 399 4. Утопический С. и социальное движение в эпоху торгового капитала .. . 411 I. Томас Mop и его последователи 411 416 III. Социальное движение и утоп. С. во Франции до великой революции 419 IV. Утопический С. в эпоху французской. революцни 5. Утопический С. лервой половйны XIX века I. Ранние английские социалисты II. Великие утописты (Р. Оуэн, Сен-Симон и Фурье) Ш. Прудон, Луи Блан, Кабэ, Бланки . IV. Утопический С. нового времени в Германии. 6. Аграрный социализм II. Социализм научный—В. И. Ленина III. Социальное движеиие нового времени—проф. С. И. Солнцева Содероюаиие статьи: 1. Англия 2. Франция 3. Германия 4. Другие страны (Бельгия, Итапия, Венгрия и др.) 5. Международное об'единение социалист. движения I. Первый Интернационал II. Вгорой Интернационал Ш. Третий Ингернационал • 425 428 428 432 447 , 453 458 466 474 , 474 489 495 505 512 512 520 527 IV. Развитие социалнстической мыслн в России—проф. Б. И. Горева ... . 538 (Продолжание цикла „Социализм" в след. выпуске.) Столб. 385 2007044829 Главлит Л5 1C77. Мооква. 5-я типо-литография „Моополиграф", Мыльников І4. Тираж 5.000.
Стр.3
385 Социализм. Elektrmtatswirtschaft", erlautert von Stern u, Aron;Hetriemunn. „DieKoTnmunalisierung des L^bensmittelgewerbes"; Otto Hue, „Die S. der Kohlenwirtschaft"; Bruno Habidtt, „Beitrag zur Frage der S. der Montanindustrie"; Otto Hecke, „Die Beamten und die S,"; Herring, „Das Problem der Verstaatlichung des preussischen Steinkohlenbergbaues"; Hurclnghaus, „Die Verstaatlichung der Steinkohlenbergwerke"; Klier, „S.-gesetze"; Каутскій, rDie S. und der Oberlehrerstand"; Kolder, „Die S. und „C. сельскаго хозяйствам 386 ; Konneburger, die Angestellten";A'ar4A:o, „S.des Bergbaues"; Lambac/i, ,ri. und kaufmunnische Angestellte"; LeJnnann, „Apotheken und Gemeinwirtschatt"; Lolhring,„l>ie Entwickelung des Grossgrundbesitzes und die S. des Bodens"; Maywitz, „Die S. und die Rechtanwaltschaft"; Karl Marchinioni, „Ein Plan zur S. der Landwirtschaft"^ Maiuschke und Rogge, „Die S. des Friseurgewerbesa «er, „Die S. der Rechtspflege"; Frauen und die Vergesellschaftung"; Volotzky, „Gegen die S. des Versicherungswesens"; O. Frange, „Die S. des Versicherungswesens"; G, Reichvts, „Das Problem der Verstaatlichung des Versicherungswesens"; Speekhardtj „Zur S. der Elektrizitutswirtschaft"; Xilssen Deiterx, „Die Schalrer, „S. der Presse"; StiuUslt, „Die S. der Banken",Yorlavfiger, „Bericht der S.-kommission tiber d. Frage der S, des Kohlenbergbaues"; Martin Wagner, „Die S, der Baubetriebe"; ІГеба, „Wald und S."; Zschimmer, „Die S. der optischen Industrie Deutschlands". Erich .Tahre der Republik"; Hollitscher, „Die S. des Geldes in DeutschOsterreich". Вснгріл: Eugen Varga, „Die Wirtschaftsorganisation Аестрія; Otto Bauer, „Die S.-aktion im ersten der ungarischen Raterepublik". Германгя: Крои Sachsen"; Emil Lederer, „Deutschlands Wiederaulbau und weltwirtschaftliche Neueingliederung durch S."; Noses, „Die Kohlenwirtschaftsgesetzgebung des Deutschen Reichs"; Fischer, „Die Entwicklung der Gemeinwirtschaft указанной выше: Edmund in scliaft in England"; Charlotte Leubv.scher, „Sozialismus und S, in England"; Arnot Page, „Further Facts from the Coal Comission"; Supply Coal, „The Nationalisation"; С/ігозяо iVonejr, „The Triumph of Nationaliaatiou". Соціализація и нацІонализацЬі въ J\ Наумоеъ. РОССІИ, см. Союзъ Сов тскихъ Соцгалистическихъ Республикъ. СОЦІАЛИЗМЪ. I. Утопический социализш и социальное движение до серед. XIX века. С.—учение об общественном строе с обобществлеиными средствами производства, без клаесов и без социального неравенства. Развитие этогоучениятесно связано собщ ственно-хозяйственным развитием; условиями экономическойжизни оно порожда тся и в зависимости от изменений экономической жизни само принимает различные формы. Учение С.—одно из учений и направлений экономическоы мысли и составляет особую „социалистическую" школу в политической экономин, имеющую ряд многочисленных разветвлений. В более широком смысле под С. разумеют не только [ schaft"; Muller, „Kapitalismus und Sozialismus in den poli;tischen Parteien der Gegenwart",' Otto Keurath, „Die S. Sachsens — Bayrische S.-Erfahrungen"; Спекгнаторъ, „Проблемы C. в-ь Германіп"; Fritz Schulte, „Die S. der bayrischen Hypothekenbanken"; ScMppel, „Die S,-bewegung in Sachsen",-iS'imon, „Materialien zur S". . Англія: Mnllendorf/, „Deutsche Gemeinwirt„Aufbau und Abbau der KohlenplanwirtiA'tedучение, не только двнжение экономическоп мысли, не только теоретическую концепцшо определенного рода,. но и социальное движение, направленное к осуществлению социалистического строя или к распростран ниюсоциалистических идей, к развитин>' социалистического мировоззрения. Какодно, так и другое движение тесносвязаныивзаимно обусловлены, исходя из одних и тех же корней—из производственных отношений, из условкй общественно-хозяйственной лсизни. Самый термин „социализм" сравнительно недавнего происхождения; его появл - ни во Франции приурочивают к началу 30-х г. и связывают с статьей, написанной Пьером Леру и помещенной в „Revue Encyclopedique" подназванием „Philosophie sociale", в которой началу нндивидуалистическому противополагался приниип ноллективности, начало общественное (социализм). В Германии у Лоренца Штейна a 1842 г. в книге „D. Sozialismus und Kommunismus d. heutigen Prankreichs" термин C. употреблялся для характеристики социальных Симона и Фурье, чтобы отличить их от коммунизма, как систем Сенпролетарского движения против собственности. В Англии оуэнисты называли себя социалистами; оуэнистская партия приняла название „содиалистической" партии на с'езде в Манчестере в 1837 г. Маркс и Энг льс к 1848 г. предпочитали в своем известном „Манифесте" термин „коммунизм", отличая его от термина „социалнзм" и даже противопоставляя коммунистическое учение содиалистич скому. В „Анти—Дюринге", однако, Энгельс для своего и марксова учения употр бляет т рмин „научный социализм", не проводя, т.-о., резкого различия мелсду коммунизмом и социализмом. Но в предисловни к немецкому изданию „Коммунистического Манифеста" в 1890 г. Энгельс отстаивал данное им с Марксом название Коммунистическому Манифесту т ми соображениями, что в то время (1847—1848 г.) ему и Марксу необходимо было свое учение отмежевать от учения оуэнизма, принявшего название содиалистпческой партии, и что |в 1847 г. „сбдиализм" означал бурззм
Стр.4
. 387 Социализм. жуазное движение, коммунизм—рабочее; С. был, по крайней м ре, на континент вхож в салоны, коммунизм же как раз наоборот; с другой стороны, в 1847 г., т.-е. к моменту написания „Коммунистического Маннфеста", под социалистами разумели, по ынению Энгельса, не только оуэнистов и фурьеристов, но вообще всякого рода социальных знахарей, пытавшихся устранить социальное неравенство не радикальным преобразованием общественного строя, а путем всякого рода заплат, всякого рода компромиссов. К нашему времени такого толкования термиішв С. н коммунизма не существует, и под коммунизмом (communis— общий) разумеют вообще учение об общественном строе не только с обобществленными средствами производства, но и с обобществленными предметами потребления, в то время как под С. (socius—союзник в общем деле, товарищ) разумеется лишь п рвый этап нового общественного строя— с обобществленными средствами производства, но с частной собственностью на предметы личного потребления; и если в коммунизмеііринципраспределениЯ'—„каждому по его потребностям",то в С.—„каждому по его трудовым заслугам". И именно такое разграничение этихдвух понятий счита тся принятым в политической экономии. Но так как в этом разграннчении речь идет собетвенно только о двух последовательно идущих одна за другой ступенях развития одного и того же явл ния, то в экономической и социалистической литературе строгого разграничения между С. и коммунизмом вообще не проводится, в особенности, если дело идет не о последних событиях текущего момента, a о различных течениях и направлениях социалистической (коммунистической) мысли в прошлом. История С. т ряется в глубокой древности. На самых ранних шагах своего ясторического развития человеч ство сталкивается с фактами содиального неравенства, господства и угнетення, разделения населения на трудовые и нетрудовые части. И уже на ранних ступенях истории возникает социальное недовольство, рождается 388 вопрос о причинах социального н - равенства, мечты о возможности освобождения от этого еоциального неравенства, представление о таком социальном строе, где не будет н равепства и угнетеняя. В течение долгого времени, однако, идеи С. и социальное движение питаются не фактами, вырастающими из недр хозяйств нного развитня, но пережитками прошлого, скрытого в глубокой седине до-исторической жизни людей, когда не было социальных различнй. Это был тот „золотой век", который спулшл материалом и реальной основой для социалист. мысли старого времени и который сводится к идеализации первобытно-коммунистич.строя жизнн первобытных человеческих групп. Этот первобытный коммунизлі до-исторяческого человека, согласно этнографическим исследованиям до-исторической эпохи, выражается в совместном труде всех и каждого, в общем производстве общими усилиями (рбщественная охота, рыбная ловля), в общем потреОлении, в отсутствии неравенства, в отсутствии частной собственности как на средства и орудия производства (поскольку таковые им - лись), так и на иредметы потр бления; сколько-нибудь выраженной индивидуальности здесь нет места; все похожи по своим переживаниям, привычкам, способностям один на другого; все живут настоящим; запасов нет; заботы о завтрашнем дне отсутствуют; техника примитивна; производство от случая к случаю; правильного хозяйства в собственном смысле слова нет; „социальности" также нет; это период стадности, связанности по крови, по родству; это состояние дикости, это status naturalis, no выраженшо Л. ІІІтейна. Люди такой первобытно-коммунистической группы не знали социальных страданий и социальной борьбы челоиека с человеком; вместе с тем они не знали и радостей, так как жизнь того времени требовала самой тяжелой н напряженной борьбы за существовани изо дня в день. И тем не менее, отсутствие социального неравенства, господства и подчинения могло казаться людям позднейшего периода „раем", „золотым веком", „идеалом",
Стр.5
Энциклопедический_словарь_т-ва_Бр._А._и_И._Гранат_и_К°__Под_ред._проф._В.Я._Железнова,_проф._М.М._Ковалевского_[и_др.]._Т._1-_Социализм._Т._40,_Вып._4-8_(1).pdf
197 E. H. КОВАЛЬОКАЯ. человеком умирающим от туберкулеза; он настоял, чтобы о моем покушении не составляли протокола. Месяца через полтора Бобровский умер. Это покушение прошло для меня безнаказанно. Поместили меня в Горном Зерентуе в судом в каторжные работы на заводах, в случае, если они посылались в рудники, считалось семь месяцев за год. Женщины по закону могли быть приговариваемы только на заводы. Так как я была послана в рудники (хотя в рудниках мы не рабозали), то мне тоже считали семь месяцев за год. На протяжении моей каторги было четыре манифеста, которые сбавляли сроки всем уголовным и политическим каторжанам. камере, бывшей мертвецкой, потому что эта камера была вполне изолирована от других арестантов. По законам того времени приговоренным Первый манифест. ко мне не был применен, по второму меня перевели из бессрочной в двадцатилетнюю. Но, так как за побег мне был надбавлен срок испытуемой, который составляет часть всего срока и который вместе с прежним сроком превысил срок настоящий, то тюремное ведомство совершенно запуталось, как считать мой срок. Заведывавший в это время Нерчинской каторгой Томилин, относившийся очень хорошо к политическим, решил, что я имею уже право на вольную команду. Я была выпущена из тюрьмы и отправлена в Кадаю (одно из мест Нерчинской каторги) в вольную команду. Позже снова переведена в Горный Зерентуй, тоже в вольную команду. Живя вне стен тюрьмы, по ходатайству заведывавшего ремесленными классами горного училища Йерчинского завода, С. Б. Девеля, который случайно познакомился со мною, я получила разрешение ездить в Нерчинский завод обучать учеников переплетному ремеслу. Там быстро у меня завязались знакомства, и я, в сотрудничестве с Девелем, организовала бесплатную публичную библиотеку и при ней склад дешевых народных книг Московского и Петербургского Обществ грамотности, с которыми мы завели сношения. Библиотека стала кулыурным центром Нерчинского завода. Военный врач Бек, объезжая казачьи станицы, развозил книги нашего склада по Аргуни *). Постепенно я перешла к пропаганде и распространению весьма немногочисленных нелегальных книг, которые мне удавалось получать. Во время восстания „кулаков" в Китае русские войска были двинуты по направлению Китая. В Мерчинском заводе ;:г Аргуни, которая названа была в медицине Бековской болезнью." ) Поктор Бек, открывший особую болезнь на *) Этот документ нахолится в Ленинградском Историко-Революц. Архиве в деле „о Ковальской". 7* 198 оказался казачий батальон, среди которого я начала вести пропаганду; фельдшера завода были прикомандированы к войскам, не хватало медицинского персонала для местного населения, я предложила бесплатно работать в амбулаюрии в качестве фельдшерицы. Это дало мне возможность расширить круг моих знакомств. Окружной начальник, старик Савинский, мальчиком обучался разным предметам у сосланных в Нерчинский завод петрашевцев и сохранил к политическим большое уважение. На запрос читинского губернатора, не опасно ли оставлять меня в Нерчинском заводе при амбулатории, ответил: „Хотя Ковальская своих убеждений не изменила, но в Нерчинском заводе она не найдет для яих почвы" *). В 1903 году окончился срок моей каторги. Пробыв 23 года в тюрьме и каторге, я была назначена в Якутскую область на поселение. Существовал закон или соглашение с другими государствами, по которому иностранных подданных, окончивших каторгу, высылали в их государство. За несколько лет до окончания моей каторги я вышла замуж за поляка, автстрийского подданного, М. Маньковского, осужденного на каторгу по процессу польской партии „Пролетариат". Он обратился в департамент полиции с заявлением, что я, как австрийская подданная (по мужу), должна иметь право выехать вместе с ним в Австрию. Последолгой переписки нас обоих выслали в Авсірию без права въезда в Россию. За границей, в Женеве, я вступила в партию с.-р., но через месяц на конференции партии, бывшей подле Женевы на вилле Германс, вышла из партии, разойдясь с партией по вопросу программ minimum и maximum. Я признавала одну только программу maximum. Одновременно со мною там же выделилось несколько человек из партии по тому же вопросу. Мы образовали группу, которая стала издавать сначала „Дискуссионный листок", имевший целью пропагандировать программу maximum. Затем выпустили номер газеты; „Коммуна". Эта группа была одной из первых максималистских организаций. Я связалась с образовавшейся в России почти в то же время максималисіской организацией. В 1907 г. приехавшая из России максималистка Татьяна Леонтьева, поселившаяся в одном богатом отеле в Интерлакене, убила выстрелом из револьвера французского гражданина Мюллера, указанного ей кем-то, как русского министра Дурново. Кем было сделано это ложное указание, мне осталось неизвестным. По доносам рус
Стр.1
199 АВТОВИОГРАФИП РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕЯТКЛЕИ 70 — 80 гг. ских агентов швейцарское правительство, считая меня организаторшей этого террористического акта (в действителыюсти я сама узнала о нем post factum), дало распоряжение о моем аресте. Меня предупредили; я бежала в Париж. Спустя два месяца после суда над Леонтьевой я была арестована в Париже международной полицией. Парижская полиция дала знать швейцарскому правительству о моем аресте, прося выслать конвой на границу для принятия меня от французской полиции. Швейцария ответила, что во время процесса Леонтьевой выяснилась непричастность Ковальской к этому делу, а потому Ковальская может быть освобождена. устроиться в полулегальном положении на юге Франции. После Февральской революции я с большим трудом, при помощи тоже французских социалистов, изменила свою фамилию Маньковской (по второму мужу) на прежнюю фамилию Ковальской и, таким образом, получила легальное положение. В 1917 г. через Англию и Норвегию вернулась в Россию незадолго перед Октябрьской революцией. Заболела. Оправившись после болезни, в 1918 г. поступила на службу в Историко-Революционную секцию Государственного Архива. Прослужив пять лет научным сотрудником, в 1923 г. переехала в Москву в дом ветеранов революции имени Ильича. В настоящее время состою членом редакц. коллегии журн. „Каторга и ссылка". удалось Корнилова-Мороз, Александра Ивановна *). Прадед мой, Вас. Сав. Корійилов, был крестьянином Яросл. губ. Данил. уезда и долго жил в деревне, где сыновья его провели все свое детство. В котором году переселился дедушка с отцом и братом в Петерб., и когда начали они торговать заграІ*) Автобиография написана 8/ІІІ—1926 г. в г. Боровичах (Новгор. г.). была объявлена неожиданно. Французское правительство стало арестовывать всех германских и австрийских подданных и препровождать их в концентрационный лагерь. Так как я была арестована в Париже с австрийским паспортом, то мне пришлось перейти на нелегальиое положение. Первое время мне пришлось скрываться, переезжая с одного места на другое; затем при содействии французских социалистов, знавших мое русское происхождение, ко максималистов, организовали новую группу в Париже, которая стала издавать газету: „Трудовая Республика". 1914 г. застал меня во Франции. Война После моего освобождения мы несколь200 ничным фарфором и др. изделиями из стекла и хрусталя, сказать не могу. Фирма „Братьев Корниловых" была основана в 1791 г. Савином Вас. и его братом, Вас. Вас. С. В. был человек мягкий и добрый, но страдал запоем. Он был старообрядцем, и память об этом долго сохранялась в нашем доме. В комнатах было много старинных икон с темными ликами в богатых серебр. ризах. Дедушка умер рано, оставив дела довольно запутанными. Бабушка, Марья Васильевна, осталась вдовой, имея 5 сыновей и 4 дочерей, при чем старшему было 19 л., a младшая дочь, кот. была 13-м ребенком, родилась после смерти отца. По русскому обычаю М. В. стала во главе торгового дела. Отличаясь природньш умом и твердым характером, она, очевидно, принадлежала к тому типу русских женщин, которые поражают своим уменьем самостоятельно вести торговые и промышленные дела. Жила бабушка по старым устоям, строго соблюдала все посты, но в церковь детей часто не гоняла; в театры и по гостям не ходила и детей отпускать не любила; на удовольствия и наряды денег давала мало,—вообще, на все в личной жизни была скуповата. Но торговое дело вела М. В. с таким успехом, что собственный дом по- • строила и на основание завода средств не пожалела. Дочерей своих она выдавала замуж по-старинному—через свах. Браки эти были не особенно счастливы: все 3 тетушки (4-ая умерла девицей), рано овдовевшие, остались без денег, полртенных в приданое. С помощью братьев жили они очень скромно и считались у нас бедными. Давать детям образование бабушка не считала нужным, знали бы только читать, писать да считать насколько необходимо торговому человеку. Только младший сын кончил курс в училище, и младшая дочь обучалась в пансионе. Но вместо образования бабушка сама съумела дать детям строгое воспитание и приучить 4-х сыновей к делу, так что они не имели ничего общего с купеческими сынками, прославившимися своим невежеством и безобразным разгулом. После смерти бабушки в 1850 г. сыновья ее продолжали вести дело сообща. Разделились они только в 1869 г. без всякого шума и вражды. Только младший брат, Яков С, не принимал участия в торговле. Отличаясь любовью к рисованию, после смерти матери Я. С. упросил старших братьев разрешить ему поступить в Акад. Художеств. Окончив курс, Я. С. долго жил в Италии, ездил в Париж и др. города Европы, вел знакомство с художниками и артистами и за свои картины получил звание классного художника. Мать моя, Татьяна Васильевна, ур. Самсонова—красивая брюнетка с карими глазами—была добрая, но вспыльчи
Стр.2
201 А. И. К0РНИЛ0ВА-МОР08. вая женщина. Рассердившись из-за пустяков, она не на шутку принималась шлепать детей своих. Особенно доставалось единственному ее сыну, Саше, который стал бояться матери. На младших детей мамаша мало обращала внимашш,— для новорожденных нанимались кормилицы, затем их отдавали на попечение нянюшки, к которой после старшей постепенно переходили и следующие. Младшие дети с нянюшкой, поднянькой и кормилицей помещались в двух теплых, но низеньких, в одно окно комнатах „на верхушке", рядом с огромньш чердаком. Комнаты эти, носившие название „детской", были самыми худшими в роме, но оттуда плач малых детей не беспокоил старших, да и вообще в те времена о кубатуре содержания воздуха никто не беспокоился. Старшие дети переходили в ведение гувернантки и жили в одном этаже с родителямн. После 10 лет супружеской жизни, произведя на свет 6 дочерей и сына, мать моя заразилась холерой и скончалась 15 мая 1853 г. Тогда весь дом остался без хозяйки, и отцу предстояла задача воспитать семерых детей, из которых старшей не было еще 10 л., а мне всего 6 недель от рожд. (3 апр. 53 г.). Родственники обоего пола приставали к отцу с советами, что ему необходимо жениться, но он отвечал, что не хочет сделать несчастными семерых своих детей. Т. обр., и остались жить два вдовца—старший брат, П. С, и мой отец.Ив. С.—с детьми, приказчиками и прислугой. Жили они в своем доме на углу Николаевской ул. и Кузнечного пер. Весь двух-этажный дом, с конюшнями, сараями и помещением над ними из 3 комнат для кухни и прислуги, занимали сами хозяева,—отдавались в наем только полуподвальн. торгов. помещения. Всеми закупками для хозяйства и стола хозяев, приказчиков и прислуги заведывал старший приказчик; заказывать кушанья, выдавать провизию и разливать чай поручили гувернантке. И она и нянюшка жили в доме уже давно, и все шло по прежнему установленному порядку. Купечество того времени подразделялось на „образованное" и „npocToe", или „серое". В Гостинном дворе преобладали „образованные", а вторые имели лавки в др. рынках или вообще вели такого рода торговлю, где меньше приходилось сталкиваться с так наз. „чистой публикой". Фарфор „Бр. Корниловых" имел обширный круг покупателей среди богатых классов; кроме того, фирма была поставщицей двора и получала заказы для телеграфа и др. учреждений. И образом жизни и внешним своим видом „образованное" купечество резко отличалось от тех типов, кот. так ярко и правдиво изображены в произведениях Островского. He получт школьнаго образования, сыно202 всех детей без различия пола. Спустя 2 гг после смерти матери отец отдал в Елисав. институт двух старших дочерей. В детском возрасте нам приходилось видеть отца только по праздникам: рано утром уходил он в лавку и оставался там целый день, a вечер проводил в Купеч. клубе, где до поздней ночи играл в преферанс или бостон. Отец отличался замечат. деликатностью и отзывчивостью. Помогал он нуждающимся щедро и охотно, тихо и незаметно. Я росла под надзором няни. Это была добрая пожилая женщина, степенная и спокойная. Пока сестры мои—Вера, Надя и Любушка— были малы, мы помещались и проводили почти все время в „детской". В парадных же комнатах—в зале и гостиной, где стояла чинно расставленная по стенам старинная мебель—бегать и шуметь не позволялось. Были у нас куклы и др. игрушки, но вовсе не дорогие. Одевали нас очень просто и совсем не приучали заниматься собою и своими нарядами. Благодаря отсутствию хозяйки, званых вечеров и гостей совсем не было; по праздникам бывали только сестры отца с детьми, дядюшка Я. С, да 1—2 из обычных партнеров для игры в карты. Вообще жизнь в богатом купеческом доме отца отличалась большой умеренностью. Образованием нашим с 7-летн. возраста занималась гувернантка; характера она была кроткого, безусловного послушания не требовала, наказаниями не злоупотребляла и не угнетала нас постоянн. надзором; при всей скудости своего образования она развивала наши способности, заставляя, напр., читать и рассказывать „Слуги желудка' Массе и популярные статьи по естественной истории. В общем подготовка наша и развитие при поступлении в учебные заведения были вполне удовлетворительны. Религиозное воспитание ограничивалось исполнением обрядов и соблюдением постов. С выходом старшей сестры из института нашим любимым удовольствием скоро сделалось посещение театров, по 2, а иногда и 3 раза в неделю. В Александринском театре мы пересмотрели весь репертуар Островского. Пьесы его вызывали в нас сознательное отрицание того строя, где царит самодурство Тит Титычей и Кабаних. Драмы Шиллера и Шекспира, подвиги В. Телля и Сусанина развивали поклонение героизму и смутное стремление к самопожертвованию, ради идеи долга и любви к родине. с сестрой Любушкой. Много горьких слез было пролито нами осенью 1863 г., когда Особенно тесной дружбой я была связана вья бабушки самостоятельно нарушили устои старины и сделались людьми культурными. Особенно важно было то, что они признали необходимость образования для.
Стр.3
203 ЛВТОБИОГРАФИИ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕЯТЕЛБЙ 70—-80 гг. ее тоже отдали в институт. Летом 1864 г. я с грустью думала, что настает мой черед подчиняться инст. муштровке. Но, к счастью, отец решил отдать меня в Мариинск. женск. гимн. Директором был тогда основатель жен. гимназий — Николай Алексеевич Вышнеградский. Горячо преданный своему делу, чуждый чиновничества и формализма, отличаясь широким умом и любовью к детям, он обладал всеми качествами истинного педагога. Дух свободного воспитания был заметен с первых же шагов и поразил мою гуверн., привыкшую имеіь дело с инст. порядками. Благодаря моей подготовке, я поступила в 5-й класс. В скором времени я сделалась первой ученицей и приобрела расположение Вышн-го. В отсутствие преподавателей Н. А. сам занимался с классом, изучая способности учениц по разл. предметам и неуклонно преследуя всякую зубрежку. Мои успехи в гимназии вызывали у меня стремление к самостоятельности, желание освободиться от опеки гувернантки. В гимназии я долго не имела близкой подруги. Только в конце года подружилась с Ольгой Дылевой. У нее тоже не было матери, но она потеряла ее недавно; с восторгом и горечью рассказывала она мне, каким светлым лучом была мать в темном царстве их семейной жизни, как стойко боролась она с самод)фом дедушкой, при полном равнодушии отца—ее мужа—за необходимость дать девочкам образование и самой поступить на педагогические курсы. Саша, студент естеств. фак. Учился он в Peter-Schule на полном пансионе и жил дома только во время каникул. За 3—4 месяца до окончания курса в училище вышла история: директор вздумал уволить Ив. Дм. Белова, имевшего сильное влияние на учеников. Несколько юношей, и брат в их числе, решили выйти из училища. Саша сказал об этом отцу и заявил, что будет сам готовиться к унив. экзамену. Отец пытался его отговорить, но не стал долго настаивать, находя, что Саша лучше может об этом судить, т. к. ему придется нести все последствия такого решения. Все лето брат усердно занимался, но осенью латинист срезал его на экзамене. Неудача эта, однако, не охладила энергии брата: весною брат успешно сдал все экзамены и сделался студентом, что было тогда дов. редким явлением среди купечества. Для сына-студента отец распорядился отвести 2 комнаты в первом этаже, которые были обставлены постуденчески. Товарищи часто собирались у брата по вечерам, но на верх к нам не ходили—старшей сестре и кузинам студенческие интересы были чужды. Однако, брат имел сильное влияние на всех нас как своей беспощадной критикой всяких суеРазвитию моему много содействовал брат 204 | верий и предрассудков, так и личным своим I примером,—так, вслед за ним, постепенно вся молодежь перестала поститься. Затем Саша первый начал вьшисывать журналы, покупал соч. Писарева, Добролюбова и др. На второй год своего студенчества по внешнему виду Саша сделался настоящим нигилистом,—летом ходил он в красной рубашке, с толстой дубиной в руках, а очки носил и раныпе вследствие своей близорукости. В конце 60-х и начале 70-х г.г. костюм нигилиста имел особое значение. В движении того времени первенствующее значение имело стремление к полному освобождению личности от ига семьи, невежества, традиций и религиозных предрассудков. Нигилизм, как беспощадная борьба с нравами и понятиями крепостного строя, у людей искренних вызывал желание вести эту борьбу открыто и резко заявлять о своем разрыве со старыми формами жизни. Нигилист с своими длинными волосами, в широкополой шляпе и красной рубахе или в пледе не сливался с толпой, но ярко из нее выделялся. Так же смело выделялись и женщины своими стриженными волосами, синими очками и курением папирос. Внешность эта до такой степени раздражала общество, что на первых порах требовалось искренн. увлечение и немалая доля смелости, чтобы открыто заявить свое отречение от старого строя. Под влиянием брата-нигилиста Вера через год по выходе из института перестала интересоваться своим костюмом, обстригла волосы и не походила болыпе на девушку из богатой семьи. А я росла и развивалась под влиянием этих нравственных требований, и они оставили во мне следы на всю дальнейшую жизнь. К сожалению, в гимназии я слишком мало уделяла труда и времени для занятий, учителя спрашивали только заданный урок, не требуя общего знания предмета, а посещение театров отнимало много времени. Поэтому существенным недостатком моего образования было то, что я не приобрела способности к систематическому и самостоятелыюму умственному труду и основательных знаний или начитанности не имела. Весною 1866 г. кончила курс сестра Вера, бывшая на 4 года старше меня, и осенью поступила на педагогические курсы, помещавшиеся в нашей гимназии. В то время во многих семьях это считалось не только лишним, но даже и „неприличным". Скоро у Веры составился тесный кружок знакомых, которые затем познакомились и со всей нашейсемьей. Простота и отсутствие всякого церемониала в нашей жизни так хорошо действовали, что все чувствовали себя совсем запросто, точно у своих близких родных. Присутствие больного отца, с его добродушным лицом и улыбкой, никого не смущало, а ему оживленные разговоры
Стр.4
205 А. И. КОРНИДОВА-МОРОЗ. толчек для отрицательного отношения к распоряжениям власть имущих. От нашей француженки, m-ше Буланже, мы узнали печальную новость, что Н. А. Вышнеградский ждет отставки. Ходили слухи, что начальство недовольно вольным духом гимназий и педагогических курсов, намерено изгнать преподавание естественных наук и подогнать гимназисток под инст. мерку. После Рождества Н. А., действительно, нас покинул. Гимназистки горячо прощались с ним и заранее были враждебно настроены против его преемника. Ив. Тер. Осинин имел вид, хотя добродушнаго, но франтоватого и :недалекого чиновника. Вскоре своими напыщенными речами и мелкой мстительностью он вызвал общее презрение и ненависть. Мое отрицательяое отношение к Осинину нисколько не смягчалось тем, что я лично пользовалась его благоволением. Мне удалось заслужить его удачяым ответом на уроке педагогики, кот. он взялся преподавать в I классе. Под влиянием семьи и гимназии, от прежнего равнодушия к религии я постепенно переходила к атеизму, к православию же в частности, в лице его священнослужителей, стала чувствовать даже антипатию. Развитию этого чувства много •способствовал наш законоучитель, о. Михайловский, явный фарисей (как его и прозвали гимназистки). Однако, когда брат схватил тяжелую форму тифа, и было трудно надеяться на благоприятный исход, я, стоя на коленях перед древней иконой, горячо молила бога спасти брата, умоляя простить меня за мое неверие и давая обещание сделаться верующей, если бог исполнит мою просьбу. Мольба моя осталась тщетной, и смерть брата окончательно удалила меня от религии и ее служителей. молодежи доставляли не мало развлечения. Чаще всех заходили к нам: Евг. Макарова и Над. Скворцова—первые женщины, принятые на государственную службу в контроль—и Олыа Шлейснер, прославившаяся впоследствии своей революционной деятельностью. Зимой в гимназии был получен первый По окончании выпускных экзаменов, на совете преподавателей, о. Михайловский настаивал, что меня следует лишить золотой медали, так как я неминуемо опозорю гимназию. Осинин за меня заступился, и медалью меня наградили. Одновременно со мною, в июне 1869 г. кончила курс и 17-летняя сестра Любушка. Стремление женщин к образованию было в полном разгаре. По примеру Сусловой и Боковой многие уезжали заграницу. открытии Высших Женских Курсов шли еще ходатайства. Весною 1869 г. были организованы первые женские курсы, получившие название Аларчинских, так как помещались в 06 5-й мужской 206 ста. От 6 до 9 ч. вечера там читали известные педагоги: A. Н. Страннолюбский, А. Я- Герд, Д. В. Краевич, Рашевский, Фан-дер-Флит, Паульсон. Курсы эти ставили задачей дать женщинам более основательные знания в объеме курса мужскйх гимназий. Потребность этих знаний была так велика, что в числе слушательниц были учительницы и замужние женщины, было много кончивших в женской гимназии, институте и на педагогических курсах. Осеныо 1869 г. три сестры мои и я поступили на эти курсы. На лекциях Страннолюбского по алгебре выдавалась своими способностями небольшого роста, с мелкими чертами лица и большим лбом, гладко причесанная слушательница, которая в своем скромном коричневом платье с белым воротником казалась совсем девочкой-гимназисткой. Сидела она на первой скамейке всегда рядом с подругой, значительно еестаршей;при обсуждении курсовых дел она так редко выступала.что очень немногие ее знали. Эта скромная и молчаливая девочка была 16-летняя Софья Львовна Перовская. До 1866 г. отец ее был гражданским губернатором Петербургской губернии, но после выстрела Каракозова был уволен. Тогда мать с двумя дочерьми уехала в имение Кильбурун, в 10 в. от Симферополя, принадлежавшее раньше деду—родному брату графов Перовских. Между тем средства к жизни были так ограничены, что от 13 до 16-летнего возраста Соне пришлось учиться самостоятельно и вести самый простой и замкнутый образ жизни. Летом уединенная жизнь их оживлялась на время каникул, когда приезжали учившиеся в Петербурге два старших брата, и устраивались больше всего любимые Соней поездки верхом по горам. В 1869 г. Кильбурун был продан, и явилась необходимость всей семье жить в Петербурге. Одаренная хорошими способностями и навыком к самостоятельному умственному труду, Соня горячо стремилась приняться за систематическое учение и потому с радостью покинула Крым. На пароходе до Одессы она разговорилась с молодой девушкой, которая тоже ехала учиться. Отличавшаяся своей сердечностью и способностью горячо увлекаться идеалами добра и правды, Анна Карловна Вильберг сразу полюбилась Соне и сделалась первым ее другом в Петербурге. Вместе поступили они и начали усердно заниматься на Аларчинских курсах. гимназии у Аларчина мо- | ская, две ший лекции неорганической химии, сообщил, что профессор лесного института A. Н. Энгельгардт предлагает четырем слушательницам поселиться в Лесном и заниматься качественным анализом в его лаборатории. Предложением этим воспользовались С. Л. Перовсестры Перетц и я. Родители Сони В конце учебного года А. Я. Герд, читав
Стр.5
Энциклопедический_словарь_т-ва_Бр._А._и_И._Гранат_и_К°__Под_ред._проф._В.Я._Железнова,_проф._М.М._Ковалевского_[и_др.]._Т._1-_Социализм._Т._40,_Вып._4-8_(2).pdf
„Экономичесная Жизнь", 10 декабря 1924 г., № 356. „Ценнейшим материалом в выпущ. томе (1—2 в. 40 т.) являются статистические таблицы, дан^ ные в приложении. Эти табпицы охватывают собой статистические данные о современном состояни» важнейших государств, при чем в них собран и богатый материал, рисующий последствия войны во всех: отраслях народного хозяйства главнейших стран. Зти таблицы иллюстрированы хорошими и показа— тельными диаграммами. К этому же тому в качестве приложения добавлена глава о5 административном> делении Союза Советских Социалистических Республик. И эта глава богато иллюстрирована статистическими таблицами, при чем самыми интересными следует признать таблицы, рисующие состояииеземлевладения и землепользования в 1917 году. Таблицы составлены по отдельныи губерниям. К »тзй> главе приложена чрезвычайно показательная и поучительная ориентировочная диаграмма о землевладении в 1917 г. и землепользовании a 1922 году. Сопоставление этих двух днаграмм дает хотя и приблизительное, но вполне четков представление о том значении какое имела для отдельных районові Советского Союза земельная революция, произведенная Октябрек, Кроме того, в этом же томе мьгі найдем ряд статистических таблиц, рисующих положение народного хозяйства Советского Союза, частично за период в начале войны до 1923 г., частично за более коротхив сроки вплоть до 1924 г. Вышедший из печати том, как и все предывущие тома, является, несомненно, крупным приобретением, дающим возможность каждому почерпнуть ряд ценнейших сведений, а тем самым и обогатить свой умственшый кругозор". „Вестнии Просвсщения", журн. (изд. „Нов. Москва') № 2—3, 1925 г. „По мере усиления работы по лабораторному или дапьтоновскому методу роль справочника» в школьной практике выступает все яснее, и все сильнее растет потребнооть в специально составленной для этой цели книге, соответствующей тому или другону уровню самостоятельной работы. Приі тахих условиях хврошим пособием для лабораторной работы может служить I—II вып. 40 т. „Энцикл. Сл.", как по своему размеру, так и по умелому, интересному подбору материала, извлеченного из целого ряда разл. новейших, как руоских, так и нем., англ.,и др. спец. сборн. и исоледований. На 83 стр.. прилож. в 119 табл. и ряде диаграмм дан четкий сравнит.-статистич. обзор соврем. состояния оажней-ших государств. 1-я часть этого обзора посвящена иностр. госуд-ам, 2-я часть—СССР. Здесь показанаі территория и насел. за 1923 г., администр. деление на I 1924 г., деление по естеств. районам и национ^ состав по переп. 1920 г. След. таблица определяет потерю русской армии в войну 1914—1917 гг. и раз•ертывает картину землевладения 1917 г. и землепользования 1922 г., дающую представление о значениш земельного переворота, произвед. Октябрьской революцией, при чем не только во всей территории, но. и для отдельных районов Езроп. России, что особенно важно при краеведческой работе школ. ...Для школ 2-й ступени, рабфаков, техникумов, переходящих на новые методы работы ПО' обществоведению, это очень удобное пособие с свежим и проверенным материалом. Полвзно оно и дл» библиотек и клубов". „Известия ЦИК СССР и ВЦИК", 28 ноября 1924 г. № 272. „В новои выпуске Знциклопедического Словаря Гранат (1—2 вып. 40 тома) прежде всего привлскает внимани обширное приложение, составляющее лишь часть широко планированного обзора современного состояння важнейших государств. Первая часть его эаключает сравнительно-статистический обзор иностранных государств и СССР. В ряду довольно многочисленных книг и брошюр постатистике мирового хозяйства за время войны, вышедших за последние 2 года, настоящий обзор выгодно выдаетоя своей компактностью, продуманным и очень интересным подбором материала и свежестью давных. Его 119 таблиц легко обозримы, по обилию сведений не уступают иной книге, уделяют много места положению рабочего иласса и, помимо экономики, дают любопытную статистику по эволюции парламентского представитсльства на западе (табл. 63—83). Но самым главным преимуществои настоящего обзора является то, что он дан в энциклопедическом словаре, в котором по каждой странеимеются обширные статьи, освещаюшие все их экономкческое развитие. К я Обзору" приложен ряд диаграмм, Самая поучительная—диаграмма зенлевладения в 1917 г.. и землепользования в 1922 г. по главным районам Европейской России. В крупных чертах она набрасывает яркую картину того, что дала революция креотьянству, как распределены отобраниые у помещиков земли, и как снльно выросла площадь крестьянского землепользования по ряду наиболев важ-. ных в сельскохозяйственном отношении районови . „Правва-, 4/X1, 1923, № 251. „Настоящий Энциклопедический Словарь в значительной иере является созданием Климент» Аркадьевича Тимирязева. Он был одним из главных редакторов издания, руководил в нен самым обширным отделом—отделои точных наук, сам написал все основные отатьи по биологии, наиболее важные статьи по ботанике, обогатил Словарь серией художественно написанных характеристик ботаников,. биологов и химиков, с особевным вниманием и симпатией останавливаясь на .вольных каненщикая науки", на так-наз. дилетантах, служивших науке не по казенному назначению. Еиу же принаалежаг и общие статьи, освещающие развитие точного знания, его методы и условия его прогресса. Естественнор. что при таком руководящем редакторе, девизом Словаря стало: „позитивизм—в философии, дарвинизм—в биологии, марксизм—в обществоведении". Естественно, что ои привлек к себе лучшие силы иарксизма, что по отделу русской истории в неи с самого начала принимал ближайшее участиеМ. Н. Покровокий, что основную статью „Маркс и марксизм" взяп на себя написать В. И. Ленин. Новые тома Словаря составляются по той же программе, проникнуты тем же стремлением' сделать научное знание достояиивм каждого грамотного человека и ведутся в том же направлении, как и ранее вышедшая часть издання". Редакция и энспедицияЭнциклопедического Словаря БиОлиографического Института» Гранат: Москва, Тверской бульвар, д. 25. Телеф. 2-06-04.
Стр.1