Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра педагогики, психологии и физической культуры
М. М. Шевцова
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Учебно-методическое пособие
Направления подготовки:
51.04.02 «Народная художественная культура»,
51.04.03 «Социально-культурная деятельность»,
51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного
и природного наследия»
Квалификация (степень) выпускника
«магистр»
Кемерово 2022
128
Стр.1
УДК 378.147(075.8)
ББК 74.5я73
Ш37
Утверждено на заседании кафедры педагогики, психологии
и физической культуры 13.01.2022 г., протокол № 5.
Рекомендовано к изданию на заседании учебно-методического совета
социально-гуманитарного факультета 11.02.2022 г., протокол № 4.
Рецензенты:
Попова О. В., доктор педагогических наук, профессор,
советник при ректорате Алтайского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. В. М. Шукшина, г. Бийск;
Григоренко Н. Н., кандидат философских наук,
заведующий кафедрой педагогики, психологии и физической культуры
Кемеровского государственного института культуры, г. Кемерово
Ш37
Шевцова, М. М.
Проектная технология в профессиональном образовании : учеб.-метод.
пособие для обучающихся по направлению подготовки 51.04.02 «Народная художественная
культура», профиль подготовки «Теория и история народной
художественной культуры», по направлению подготовки 51.04.03 «Социально-культурная
деятельность», профиль подготовки «Менеджмент социальнокультурной
деятельности», по направлению подготовки 51.04.04 «Музеология
и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль подготовки
«Проектно-инновационная деятельность в сфере культурно-познавательного
туризма», квалификация (степень) выпускника «магистр» / М. М. Шевцова ;
Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово : КемГИК, 2022. – 192 с. – Текст : непосредственный.
ISBN
978-5-8154-0647-6
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования для обучающихся по направлениям подготовки:
«Народная художественная культура», «Социально-культурная деятельность», «Музеология и охрана
объектов культурного и природного наследия», (квалификация «магистр») и предназначено для организации
их самостоятельной работы при изучении темы «Образовательные технологии в высшей школе»
раздела «Педагогика профессионального образования» учебной дисциплины «Психология и педагогика
профессионального образования», а также для проведения практических аудиторных занятий по
данной теме. Издание содержит систематизированный теоретический материал, раскрывающий
основные подходы к классификации и характеристике типов учебных проектов: исследовательских,
практико-ориентированных (социально значимых), творческих, игровых (ролевых) проектов, требования,
предъявляемые к структуре и оценке учебных проектов, а также представлены примеры обозначенных
типов учебных проектов. Может быть использовано для обучающихся организаций высшего
образования при реализации основных образовательных программ высшего образования (квалификация
«магистр»), а также при подготовке аспирантов по педагогическим специальностям.
УДК 378.147(075.8)
ББК 74.5я73
ISBN 978-5-8154-0647-6
© М. М. Шевцова, 2022
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2022
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Проектная технология в образовательном процессе современного
вуза стала интегрированным компонентом системы высшего профессионального
образования. В условиях перехода на многоуровневую подготовку
специалистов (бакалавр, магистр) и, соответственно, внедрения
большого количества нововведений реализация проектной технологии
входит в новую стадию своего развития. Задача освоения обучающимися
новых компетенций и навыков, позволяющих им реализовывать комплексные
проекты и инициативы, широко принимается и поддерживается
преподавателями и работодателями.
Существенными преимуществами проектной технологии являются
практическая и теоретическая составляющие. Теоретически учебный проект
можно выполнить, используя готовые алгоритмы и схемы действий,
то есть на репродуктивном уровне, когда проектная деятельность осуществляется
в форме последовательно выполненных серий конкретных, четко
алгоритмизированных этапов. Однако образовательная система в настоящее
время испытывает дефицит управленческих механизмов и
инструментов, способных масштабно интегрировать современные форматы
проектной подготовки в учебный процесс. Но между тем в образовательных
организациях высшего образования в силу различных причин
недостаточно активно применяют проектную технологию.
Идея проектного обучения предлагает построение процесса обучения
на активной основе, посредством личной заинтересованности обучающихся
в получении определенных знаний, для достижения конкретной
цели (реализация интересного проекта, применение полученных
знаний, умений и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности,
возможность показать себя с результативной стороны и др.).
Важным отличием обучения при применении проектной технологии
и выполнении проекта от остальных изучаемых дисциплин, в том числе и
научно-исследовательской деятельности, является не оценка за проделанную
работу, а оценка, фиксирующая решение задач проекта, степень и качество
его реализации. Принципиально важно, чтобы решаемая в проекте
проблема была взята из реальной жизни. Для решения этой проблемы
участниками проектов не только применяются ранее полученные знания,
но и добываются новые.
Не менее важной характеристикой применения проектной технологии
является то, что она обычно приводит к некоему конечному продукту,
3
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
1.1. История появления проектной технологии в профессиональном
образовании……………………………………………………………….. 7
1.2. Проектная технология и учебный проект в профессиональном образовании……………………………………………………………….
22
Глава 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ТВОРЧЕСКОГО
ВУЗА
2.1. Типы учебных проектов в профессиональном образовании……… 46
2.2. Требования, предъявляемые к структуре и оценке учебного проекта…………………………………………………………………….......
50
2.3. Творческий учебный проект………………………………………… 66
2.4. Игровой (ролевой) учебный проект………………………………… 85
2.5. Информационный учебный проект………………………………… 99
2.6. Практико-ориентированный (социально значимый) учебный проект………………………………………………………………………….
128
2.7. Исследовательский (научный) учебный проект…………………… 138
Заключение……………………………………………………………… 142
Список литературы…………………………………………………….. 144
Список ключевых слов………………………………………………… 148
Приложения……………………………………………………………… 149
191
Стр.191