УДК 792(075.8)
ББК 85.33я73
Б91
Утверждено на заседании кафедры культурологии,
философии и искусствоведения КемГИК от 01.03.2022 г., протокол № 7.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом социальногуманитарного
факультета КемГИК от 25.03.2022 г., протокол № 5.
Рецензенты:
Умнова Ирина Геннадьевна, доктор искусствоведения, доцент, профессор
кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства КемГИК;
Сердечная Вера Владимировна, доктор филологических наук, доцент кафедры
зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ.
Бураченко, А. И.
Б91
Анализ режиссуры спектакля : учебное пособие для студентов,
обучающихся по направлению подготовки 50.03.04
«Теория и история искусств», квалификация (степень) выпускника
«бакалавр» / А. И. Бураченко ; Кемеров. гос. ин-т
культуры. – Кемерово : КемГИК, 2022. – 144 с. – Текст : непосредственный.
ISBN
978-5-8154-0643-8
В учебном пособии представлен вариант обучения студентов-искусствоведов
мастерству рецензирования режиссуры в спектакле. В работе приводятся
историческое, теоретическое и практическое измерения режиссуры, являющиеся
основой для ее аналитического рассмотрения.
Учебное пособие может быть полезно не только студентам, но и аспирантам,
ученым, журналистам, критикам, специалистам, осуществляющим исследовательскую
и педагогическую деятельность в сфере культуры.
УДК 792(075.8)
ББК 85.33я73
ISBN 978-5-8154-0643-8
© Бураченко А. И., 2022
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2022
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Данное пособие адресовано студентам-искусствоведам,
театральным практикам, а также всем, кто интересуется аналитикой
сферы культуры. Издание соответствует ООП по направлению
подготовки 50.03.04 «Теория и история искусств» и разделу
программы «Основы рецензирования художественных
произведений».
Спектакль является сложносоставным произведением
и в процессе анализа требует последовательного рассмотрения
всех его компонентов. Музыкальный ряд, пространственное решение,
актерская работа – это элементы, воспринимаемые непосредственно
при просмотре спектакля. Вклад режиссера в спектакль
не так очевиден: для обычного зрителя информация
о постановщике содержится лишь в информационных материалах
(анонсе, программке), его работа как бы вшита в зрелище.
Именно наработка опыта рассмотрения произведений, созданных
режиссером, является одной из важных задач в процессе
прохождения курса по основам рецензирования театральных
произведений.
В центре пособия – анализ постановки К. Богомолова «Преступление
и наказание», ставшей «Лучшим спектаклем» Российской
национальной театральной премии и фестиваля «Золотая
маска».
Студентам данное пособие поможет понять, как осуществляется
восприятие и оценка постановочного уровня спектакля,
другими словами, дает возможность научиться оперировать методами
в процессе рецензирования. Цель пособия – анализ режиссуры
спектакля как существенного элемента, создающего
целостность произведения театрального искусства. Задачи пособия
следующие:
1) выявить особенности постановочного искусства, рассмотреть
историю его возникновения, а также механизмы создания
произведений искусства;
2) определить методы исследования режиссуры;
3) представить опыт анализа спектакля.
3
Стр.3
Стратегия пособия. Данная работа посвящена конкретным
методам театроведения, поэтому их рассмотрение возможно
лишь с точки зрения теоретических методов. В данной работе
существенны две исследовательские тактики: эксплицирование
сути конкретного метода и конструирование на его основе анализа
конкретного спектакля (спектаклей). Рассмотрим вкратце
каждую тактику.
Эксплицирование. Если попытаться определить понятие
«метод», то в первом приближении можно сформулировать его
так: это средство познания, представляющее собой совокупность
последовательно применяемых технологических действий. Такое
понимание предполагает, что метод есть свод правил, придерживаясь
которых, исследователь способен создать некоторое
представление об изучаемом объекте.
В описании метода как активной структуры необходимы
вычленить два уровня: регулятив-статут и приёмы. Регулятивстатут
включает в себя параметры метода, позволяющие осуществить
его адекватное использование: назначение, границы
действия, связь с другими методами, терминологический аппарат,
инструкцию по применению и этику. Приёмы являются
важной частью метода (входят в инструкцию по применению).
Очевидно, что приёмы подразделяются на обязательные (воплощающие
суть метода), вариативные (применяемые в зависимости
от специфики объекта изучения), факультативные
(необязательные, но расширяющие представление).
Метод не является замкнутой на себя системой, его функциональность
актуализируется в ситуации применения. Необходимо
акцентировать внимание на моментах, определяющих понимание
контекста метода.
1) Субъект изучения – исследователь, осуществляющий познание
некоторой части реальности, воплощённой в предметах,
явлениях, процессах. Исходной его позицией являются цель,
включающая в себя установку на познание и стремление к успешному
результату, и его бэкграунд, влияющий на способность
адекватно и полно изучить объект рассмотрения.
2) Метод (об этом сказано выше).
4
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………..……… 3
Глава 1. Специфика деятельности режиссера……………………… 7
1.1. Режиссерский театр: предпосылки возникновения,
специфика, этапы развития………………………….………… 7
1.2. Этапы создания спектакля……………………………...……… 12
Глава 2. Методы изучения режиссуры спектакля…………...…… 36
2.1. Специфика культурно-исторического анализа……… 36
2.1.1. Содержание культурно-исторического метода……………………………………………………………………...……...
36
2.1.2. Сценические версии романа «Преступление и
наказание» в культурно-историческом ракурсе……. 40
А. Специфика романа…….……………………………..…… 42
Б. Роман на сцене: краткий экскурс.…………….…… 49
2.2. Сравнительно-исторический анализ режиссерского
творчества………………………………………………..………… 69
2.2.1. Специфика сравнительно-исторического
метода.................................................................................................. 69
2.2.2. Анализ координат творчества К. Богомолова.. 72
2.3. Формальный анализ спектакля…………………………....... 84
2.3.1. Специфика формального метода…………………… 84
2.3.2. Анализ спектакля К. Богомолова…………………… 88
Заключение…………………………………………………………………………… 106
Список рекомендуемой литературы…………………………………. 107
Приложение. Словарь основных режиссёрских терминов…... 109
Стр.143