Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

Древне-арийские и древне-семитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и культах славян (90,00 руб.)

0   0
Первый авторФаминцын Александр Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц50
ID81361
Фаминцын, А.С. Древне-арийские и древне-семитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и культах славян / [Александр Фаминцын]; А.С. Фаминцын .— : [Б.и.], 1895 .— 50 с. — URL: https://rucont.ru/efd/81361 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЧЭами-Чіі У ДРЕВНЕ - АРІЙСКІЕ И ДРЕВНЕ - СЕМИТСКІЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЪ ОБЫЧАЯХЪ, ОБРЯДАХЪ, ВЬРОВАНІЯХЪ И КУЛЬТАХЪ СЛАВЯНЪ. <...> —Черты культа балтійскихъ славяпъ-язычниковъ: храмы (общій планъ, украшенія, храиовыя богатства, храмовая утварь, пурпуровыя зав сы и одежды); идолы; верховный шрецъ; вагадочпыя параллели. <...> Міросозерцаніе народовъ славянскаго племени до йастоящаго времени во многихъ отношеніяхъ сохранило языческій характсръ. <...> Христіанство заглушило въ народ немало языческихъ ^редставленій, зам нило языческія имена древнихъ боговъ именами христіанскаго Бога и святыхъ; но, не взирая яа тысячел тнее свое господств , оно не въ силахъ было сломить глубоко коренящіяся въ народ языческія преданія и в ровавія, вы Ьспить древиіе языческіе обряды и обычаи, продолжающіе и нын жить въ народ , "связываясь съ праздииками и обрядами христіанской церкви. <...> Главн йшіе христіанскіе праздники, no большей части, лишь зам стили собою ираздникн язычёскіе: древнія названія ихъ зам нились новыми, но характеръ ихъ въ народнодіъ обиход почти не изм нился; мало того, миогіе праздники сохранили въ народ и языческія названія, продолжающія существовать рядомъ съ новыми, христіанскими, и даже им ющія въ народ преобладающее значеніе. <...> Такъ, напр., зимній праздникъ Рождсетва Христова носитъ на язык разныхъ славянскихъ народовъ названія: „Божичъ", „Божикъ", „Коляда"; канунъ Рождоства наибол е изв стенъ подъ а пменами <...>
Древне-арийские_и_древне-семитские_элементы_в_обычаях,_обрядах,_верованиях_и_культах_славян.pdf
A m
Стр.1
/ V/ Ji, C. ЧЭами-Чіі У ДРЕВНЕ - АРІЙСКІЕ И ДРЕВНЕ - СЕМИТСКІЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЪ ОБЫЧАЯХЪ, ОБРЯДАХЪ, ВЬРОВАНІЯХЪ И КУЛЬТАХЪ СЛАВЯНЪ. Содержаніе. Обрядаые огни.—Живая вода.—Наузы. Красная пить.—Кровь, мяео и кожа жертвенпаго животнаго.—Поминальные обряды. — Переряшиванія.—Первый снопъ.—Посл дніе плоды.—Низверженіе жертвы съ высоты.— Коровій навозъ, какъ очистительиое средство.—Черты культа балтійскихъ славяпъ-язычниковъ: храмы (общій планъ, украшенія, храиовыя богатства, храмовая утварь, пурпуровыя зав сы и одежды); идолы; верховный шрецъ; вагадочпыя параллели. Міросозерцаніе народовъ славянскаго племени до йастоящаго времени во многихъ отношеніяхъ сохранило языческій характсръ. Христіанство заглушило въ народ немало языческихъ ^редставленій, зам нило языческія имена древнихъ боговъ именами христіанскаго Бога и святыхъ; но, не взирая яа тысячел тнее свое господств , оно не въ силахъ было сломить глубоко коренящіяся въ народ языческія преданія и в ровавія, вы Ьспить древиіе языческіе обряды и обычаи, продолжающіе и нын жить въ народ , "связываясь съ праздииками и обрядами христіанской церкви. Главн йшіе христіанскіе праздники, no большей части, лишь зам - стили собою ираздникн язычёскіе: древнія названія ихъ зам нились новыми, но характеръ ихъ въ народнодіъ обиход почти не изм нился; мало того, миогіе праздники сохранили въ народ и языческія названія, продолжающія существовать рядомъ съ новыми, христіанскими, и даже им ющія въ народ преобладающее значеніе. Такъ, напр., зимній праздникъ Рождсетва Христова носитъ на язык разныхъ славянскихъ народовъ названія: „Божичъ", „Божикъ", „Коляда"; канунъ Рождоства наибол е изв стенъ подъ пменами: „Бадній деиь", „Бадній вечеръа , п ІЦедрый(или Богатый) вечеръ", „Корочунъ". Другой главн йшій народный праздникъ, л тній, день св. Іоанна Крестителя, носитъ названіе „Купало", ЭПТОГРАФПЧЕСКОК 0Б03РФШЕ. XXVI. ^Z U
Стр.2
2 ЭТНОГРАФИЧЕСКО ОБОЗР Ніе. м стами „Ярило". Великій весіенній празднйкъ Воскресепія Господня во многихъ ы стахъ называется на народномъ язык „Великимъ днемъ"; вторникъ на Святой Нед л именуется „Купальницей", понед льникъ оминой нед ли—„Радуницей", Юрьевъ день, а м стами оминъ понед льникъ—„Красной горкой", канунъ ІОрьева дня—^Ляльникомъ", нед ля Св. Отецъ изв стна подъ назваяіемъ ^Русальной11 , „Клечальной", „Зеленой нсд ли", четвергъ на этой нед л —называется „Русалкинымъ великиыъ днемъ", праздникъ^ Пятидесятницы—„Русальл", „Rusadlj", „Turice" и т. п. Кром того, народъ въ разныхъ ы стахъ им етъ своихъ особенно излюблеаныхъ святыхъ, зам стившихъ прежнихъ любимыхъ боговъ, и особенно почитаетъ ихъ память, вовсе не сообразуясь съ оффиціально установленными, такъ называельши табельными, праздниками. Къ иаибол е популярнымъ и почитаемььмъ святыыъ православныхъ славянъ принадлежаа-ъ: свв. Георгій, Николай Чудотворецъ, Іоаннъ Креститель (или ап. Петръ) и ирор. Илья; особеннымъ уваженіемъ пользуются также почитаемые парами святые: Борисъ и Рл бъ, Флоръ и Лавръ, Козьма и Даыьянъ. Сюда же принадлежитъ и св. Пятница (Параскева), въ честь которой 12 разъ въ году празднуются такъ называемыя „временныя" или „именныя пятницы", предшествующія разнымъ большимъ годовымъ праздникамъ или сл дующія за ними, кром того, 9 „торговыхъ пятницъ" въ теченіе 9 нед ль, начиная съ Пасхи; наконецъ, уваженіе къ св. Пятниц распространеио такъ сильно, что дажо вс 52 пятпицы въ году считаются во многихъ м стахъ праздниками почти столь же важныыи, какъ воскресенье, и въ эти дия считается гр хомъ работать, въ особснности прясть и пахать зеылю: „пяткица не работница", говорятъ великоруссы. По древнему языческому обычаю, субботы считаются по прешіуществу днями иоминовенія, посвяпщются воспомннанію объ усопшихъ родичахъ и чествованію ихъ: по народному опред ленію, „въ пятницу добрые люди не иряли, въ субботу родителей вомішали". Православная церковь, 'очевйдно, сообразуясь съ древними народиыми преданіями, опред лила помпнать усопгапхъ, между прочимъ, въ субботы передъ праздниками Рождества Христова, Сопіествія Св. Духа, Успенія Пресв. Богородпцы; народъ же преіійіущественно справляетъ помішкн, кром кануна масленицы и дня Ра,ауницы, въ субботы Троицкую, Покровскую и Дмитровскую. ^.
Стр.3
ДРЕВНЕ-АРШСКІЕ и дрешю-семитскіе элементы СЛАВЯНЪ. 3 Независимо отъ всего вышссказапиаго, нельзя нс обратить вни•ыапіянато, что народъ почитаетъ сізятыхъ христіанской церкви пред- і лочтителыю въ качеств продетавителой того или другого явленія, д йствія, занятія въ области преимущоствеино землед льческой лсиз•ни; оттого онъ придаетъ нмъ эпитсты, соотв тствующіовремонітгода, занЛтіямъ, обычаямъ и обрядамь, связаннымъ съ дашшмъ времеиемъ, нисколько не заботясь о согласованіи этихъ эпитстовъ съ •основнымъ характеромъ т хъ святыхъ и житіемъ ихъ, которое, конечио, въ болыііипств случаевъ остается ему совс мъ непзв стнымъ. Въ Беликой Русн почитаются, напр.: свв. Петръ Полукормт. (1() янв.), Аоанасій Ломоносъ (18 янв.: „на Аоанасья береги носъ" отъ мороза), Тпмооей Полузимпнкъ (22 янв.), Аксинія Полузимница (24 янв.),'Ваоилій Капельникъ С28 Февр.—начало оттепелей), Евдокія Веснопка (1 марта - начало всспы), Кононъ Градарь .(й марта—иачішаютъ копать огороды) и т. д. чорезъ весь годъ. Очевидио, что лристіанскіе святые, будучи гораздо мночисленн е, ч мъ древпіо язычоскіи боги, но только зам стили посл диихъ въ народпомъ сознапіи, но и сами послужили къ увеличенію ряда обоготворяомыхъ представителей явлепій прнроды, къ чрезвычанной спеціализаціи этихъ олицетворевій: говоря напр. о свв. Евдокіи, Никола , Пантелснмон ^ пародъ им етъ въ виду именно Евдокію Весновісу, Пиколу Травпика илп Мокрйю, Пантелейдюна Паликопа, т.-е. представитолвй веспы, весеннсй зелени и влаги, л тняго палящаго зноя и грозъ, сожигающихъ копны. Соотв тственно тому и главн йшіе христіанскіо празднііки — Рождество, Пасха, Юрьевь день, Иваиовъ (пли Петровъ) день, Троицыиъ и Духовъ дни и др. въ срсд вс хъ славянъ, въ особепности жс южныхъ и восточпыхъ, сравнитольно меп о подвергавшихся вліянію цивилпзаціи, и въ яапге время епі,с соггровождаются обрядами іі обычаями, не ий юіщгаи ппчсго общаго съ христіанствомъ; напротнвъ, всматриваясь въ эти страшше и непонятныо для городского „цивнлизованнаго" жителя обрядг.т, съ непоколебнмою стопкостыо продолжающіс по сію пору бытовать въ простомъ доровенскомъ народ , мы неволыю перопосимся въ глубь язычсской старины, персдъ пами'возста,етъ живая, инісресная картина древмяго язілческаго быта славяпъ. Пе только хрисгіаискіс праздники, но дажо и таинства хри•сгіапской церкви — крещеніе и въ особенности бракъ—обставлены 26*
Стр.4
4 этнограФическое ОБОЗР Ш . въ народ такими обычаяыи и обрядами, которые вполн гармонируютъ съ упомяиутыми выше праздничными обрядами, къ христіаиокоыу же таинству никакого отношенія не им ютъ. Христіанскій обрядъ того или другого таинства является только вн шнимъ образомъ пристегнутымъ къ обрядамъ языческимъ. Изв стно,, напр., что въ н которыхъ м стахъ Малой Руси до сихъ поръ. бракъ считается д йствительно совершеннымъ только посл брачнаго пиршества—„весілля"—главнаго акта языческой свадьбы; церковное же торжество.не сопровождающееся „весіллемъ", которое нер з;ко бываетъ далеко посл церковнаго в нчанія, не влечетъ за собою никакихъ посл дствій состоявшагося брака, не даетъ ни супружескихъ правъ, ни обязанностей, которыя вступаютъ въ силу лиіпь посл сва.дебнаго торлсества. Общество не допуститъ, чтобы новобрачная до „весілля" перешла въ домъ новобрачнаго, не допуститъ до фактическаго супружества. Въ случа ; смерти кого-либо изъ пов нчанныхъ церковыо новобрачныхъ до отправленія брачнаго пнра,умершій хоронится, какъ холостой. Оъ. другой стороны, м стами встр чается обычай обходиться сгово- I ромъ, безъ в нчанія. Въ н которыхъ м стахъ Б лой Руси церковный обрядъ, хотя и считается обязательнымъ, т мъ не мен есговоръ даетъ право жениху и нев ст жить мелсду собою брачно,, и они, со дня сговора или и заручинъ",называются уже молодымиг т.-е. новобрачвыми. He мен е древними языческими обрядами обставлены похороны і п въ особенности поминки по усопшимъ, сопроволсдаемыя жертвоііриношеяіями и возліяніями на могилахъ, которыя совершаются. въ точно опред леяные дни и променсутки времени, жертвениыми трапезами и голошевіемъ причитаній, опять обнаруживающихъ. совершенно языческій взглядъ народа ва смерть и загробяое состояніе усопшихъ, при чемъ христіанскіе погребальный и помивальные обряды опять являются только вн шнимъ образомъ связанными съ обрядами языческими. Покоііные родители и родствеяники представляются обыкновевно спящими непробуднымъ сномъ. или горюющими, проливающими „горючія слезы" во тьм могилъ, въ узкихъ „домкахъ"; руки покойнаго кр пко придавлены къ ретивому сердцу; „ясныя очиа и „сахарвыя уста" его замкяуты; „б лое лицо" его покрыто „ржавчииой". Поминающіе сообшаютъ покойвымъ родителямъ, въ нричитаніяхъ, о своемъ великомъ гор ..
Стр.5