Н. К.МИХАЙЛОВСКИЙ
Еще оФ. Ницше
Html- версия: В. Есаулов, июнь 2007 г.
Русский символ параграфа изображен символом $.
Исходный PDF-файл здесь: http://anthropology.rchgi.spb.ru/pdf/08_Mikhailovsky.pdf
В 1872 году появилось сочинение Фридриха Ницше "Die Geburt der Trago_die aus dem Geiste der
Musik", оригинальность которого была, между прочим, отмечена Ланге в "Истории материализма" 1.
Затем Ницше опубликовал "Unzeitgema_sse Betrachtungen" (1873 -- 1876 г.), "Menschliches, Allzumenschli
ches", "Morgenro_the", "Die fro_hlige Wissenschaft", "Also sprach Zarathustra". Последнее из названных
сочинений (за которым следовали еще другие), не без основания считаемое многими главным
произведением Ницше, чрезвычайно оригинальное, можно сказать, кричащее по форме и содержанию,
появилось первым изданием в 1884 г. Но настолько еще Ницше был в то время неизвестен, что в 13-м
издании Энциклопедического словаря Брокгауза его имени нет ни в 12-м томе (1885 г.), где ему следовало
бы быть по алфавиту, ни в дополнительном (1887 г.). Мы, русские, услыхали о нем настолько поздно, что
еще в 1890 г. переводчик "Истории новой философии" Ибервега-Гейнце 2, г. Колубовский в указателе
личных имен к названной книге упоминал как двух разных писателей "Ф. Нитче" и "Ф. Ниче". Но уже в
1892 и 1893 г. московский философский журнал "Вопросы философии и психологии" счел нужным в
нескольких статьях (гг. Преображенского, Лопатина, Грота, Астафьева) 3 более или менее обстоятельно
познакомить читателей с воззрениями Ницше. И, судя по некоторым признакам, статьи эти (в особенности
г. Преображенского) возбудили большое внимание. Мало того, как известно читателям "Русского
Богатства" из статьи М. А. Протопопова о последнем романе г. Боборыкина 4, этот юркий беллетрист
успел уже изобразить русского ницшианца, правда, вкривь и вкось толкующего учение учителя; и может
быть, это не вполне изобретение г. Боборыкина, а есть в нем нечто и от подлинной жизни. В фельетоне
одной провинциальной газеты ("Минского Листка") я прочитал указание на распространение у нас
неправильно понимаемых идей Ницше. Некоторые полученные мною письма ясно говорят о том же. О
Европе, в особенности о Германии, нечего и говорить. Цитируемый Максом Нордау ("Entartung") Гуго
Каац5 утверждает, что "духовный посев" Ницше дает обильные всходы и что ныне редко можно встретить
статьи на философскую тему без упоминания Ницше. Это немножко много; но достоверно, что о недавно
еще мало кому известном мыслителе существует уже целая литература, и цитированный г. Протопоповым
сотрудник "Вестника Европы" едва ли прав, что идеи Ницше имели (а не имеют?) только succe`s de
surprise.
Ученики Ницше считают его звездой первой величины, а его сочинения "священнейшими из
священных книг". С другой стороны, Нордау объявляет его одним из типичных декадентов и просто
сумасшедшим. Тот же Нордау не находит достаточно сильных слов для хулы на самое изложение Ницше,
тогда как, например, г. Преображенский говорит: афоризмы Ницше "поражают силою и гибкостью своею
языка, изумительным мастерством в передаче самых неуловимых и капризных оттенков мыслей и
настроений, и изяществом своей формы, то пластической и словно вычеканенной, то звучной и
выразительной, как музыка. Книги лучшего периода Ницше -- представляют, конечно, лучшие образцы
немецкой прозы, не исключая Гете и Шопенгауэра" *.
афоризмах, а о "Заратустре" говорит: "Я дал человечеству глубочайшую книгу, какою он только
обладает,
* - Сам Ницше, в своем горделивом безумии, объявляет себя "первым из немецких мастеров" в
-- моего
"Заратустру". Он прибавляет: "Я дам ему скоро и самую
независимую" ("Gotzenda_mmerung", 1889, S. 129). Под этой "самой независимой" книгой надо, повидимому,
разуметь "Umwerthung aller Werthe", первую часть которой Ницше успел написать, но она
еще не издана до сих пор (см. предисловие самого Ницше к "Gotzenda_mmerung" и предисловие издателя
ко второму изданию речей Заратустры).
Есть доля правды в этих столь противоположных и слишком категорических мнениях.
Что Ницше кончил душевною болезнью, которая его и прежде посещала, это факт общеизвестный,
отражавшийся, конечно, и на изложении, и на самом ходе его мыслей. В сочинениях его, рядом с строго
логическим и тонким анализом, можно встретить странные, почти невероятные скачки мысли и даже
просто очевидный вздор, точно так же, как рядом с блестящими, художественными страницами -бессильное,
пухлое многословие с неприятно вычурными оборотами речи. Мы не будем приводить здесь
образцы того и другого и удовольствуемся теми, какие нам окажутся нужны ниже, при изложении учения
Стр.1