УДК 37.013.42 (07)
ББК 74.60я73
М25
А. Д. Лопуха, доктор педагогических наук, профессор
С. Н. Фомина, доктор педагогических наук, доцент
И. А. Федосеева, доктор педагогических наук, профессор
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
М25 Социальная педагогика: педагогика становления
и развития личности : учебник для студентов средних и
высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов /
Л. В. Мардахаев. 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : ДиректМедиа,
2020. – 251 с. DOI: 10.23681/575016
Мардахаев Л. В.
ISBN 978-5-4499-0848-3
Учебник «Социальная педагогика: педагогика становление и развитие
личности» ориентирован на профессиональную подготовку
студентов средних и высших учебных заведений, по направлениям
«педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование»
и «организация работы с молодёжью». Он включает материал,
отвечающий требованиям современного уровня социального и социально-педагогического
образования, а также вопросы для самоконтроля
и литературу, позволяющую студентам углубить знания по
темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся
подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического
направления, организации работы с молодежью;
преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы,
связанные с развитием социально-педагогических знаний, а также
слушателям системы дополнительного социально-педагогического
образования.
УДК 37.013.42 (07)
ББК 74.60я73
ISBN 978-5-4499-0848-3 © Мардахаев Л. В., текст, 2020
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020
Стр.3
Оглавление
Предисловие ................................................................................................ 7
Раздел I. Основы становления, социализации личности ... 11
Глава 1. Педагогика социального развития человека ......... 11
1.1. Сущность и содержание социального развития ................. 11
1.2. Особенности социального развития человека, зона
ближайшего и актуального его проявления ................................. 15
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 17
Литература ....................................................................................................... 18
Глава 2. Социализация в становлении личности:
социально-педагогический подход .............................................. 19
2.1. Социализация в становлении личности как социальнопедагогическое
явление ........................................................................... 19
2.2. Особенности социализации человека на разных
возрастных этапах ....................................................................................... 31
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 33
Литература ....................................................................................................... 33
Глава 3. Взаимосвязь социализации, десоциализации и
ресоциализации, их учет в воспитательной
деятельности ........................................................................................... 35
3.1. Взаимосвязь социализации, десоциализации и
ресоциализации ............................................................................................ 35
3.2. Учет социализации, десоциализации и ресоциализации в
воспитательной деятельности ............................................................. 39
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 43
Литература ....................................................................................................... 44
Глава 4. Источники и движущие силы социального
развития и социализации ребенка, их учет в социальнопедагогической
работе ....................................................................... 45
4.1. Источники социального развития, социализации
человека ............................................................................................................. 45
4.2. Движущие силы социального развития, социализации
человека ............................................................................................................. 48
4.3. Роль самого ребенка в социальном
самосовершенствовании .......................................................................... 66
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 68
3
Стр.4
Литература ...................................................................................................... 69
Глава 5. Деятельность и ее социально-педагогические
возможности ............................................................................................. 70
5.1. Деятельность и ее социально-педагогический
потенциал ......................................................................................................... 70
5.2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное
влияние на личность .................................................................................. 76
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 78
Литература ...................................................................................................... 79
Глава 6. Адаптация, дезадаптация и реадаптация
человека ..................................................................................................... 80
6.1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном
развитии, социализации .......................................................................... 80
6.2. Дезадаптация человека, ее причины, необходимость
предупреждения и преодоления ......................................................... 88
6.3. Взаимосвязь адаптации и социализации,
дезадаптации и десоциализации, их учет в работе
с детьми и подростками ........................................................................... 95
Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 96
Литература ...................................................................................................... 97
Раздел II. Норма и отклонения в социальном становлении
личности ..................................................................................................... 98
Глава 7. Детская субкультура и социокультурный мир
ребенка, подростка ................................................................................ 98
7.1. Истоки формирования понимания важности учета
детской субкультуры ................................................................................. 98
7.2. Сущность и содержание детской субкультуры ................. 100
7.3. Социокультурный мир ребенка и его социальнопедагогическая
характеристика ........................................................ 106
7.4. Особенности проявления и необходимость учета
социокультурного мира ребенка ....................................................... 110
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 116
Литература .................................................................................................... 116
Глава 8. Социальные отклонения в развитии и
социализации человека, их причины и пути
преодоления .......................................................................................... 118
4
Стр.5
8.1. Норма и патология в социальном развитии и
социализации человека, причины социальных
отклонений ................................................................................................... 118
8.2. Основные направления социально-педагогической
деятельности по профилактике и преодолению
отклонений в социальном развитии, социализации
детей и подростков .................................................................................. 123
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 126
Литература .................................................................................................... 126
Глава 9. Неблагоприятные условия социализации
человека – социально-педагогическая
виктимология ........................................................................................ 128
9.1. Социально-педагогическая виктимология:
ее сущность и содержание .................................................................... 128
9.2. Основные предпосылки превращения человека
в жертву неблагоприятных условий социализации и их
предупреждение ........................................................................................ 134
9.3. Аддикция, как фактор виктимизации
несовершеннолетних и необходимость его учета .................. 140
9.4. Трудная (виктимная) жизненная ситуация
для ребенка и необходимость ему социальнопедагогической
помощи ........................................................................ 143
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 146
Литература .................................................................................................... 146
Глава 10. Социально-педагогический подход
в абилитации и реабилитации человека ................................. 148
10.1. Абилитация и реабилитация человека,
их назначение, сущность и содержание ........................................ 148
10.2. Социально-педагогическая абилитация ребенка ........ 155
10.3. Социокультурная среда абилитации
и реабилитации человека ..................................................................... 168
Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 172
Литература .................................................................................................... 172
Глава 11. Социальное сиротство, его причины,
проблемы предупреждения и преодоления ........................... 174
11.1. Социальное сиротство и его проявление .......................... 174
11.2. Основные причины социального сиротства ................... 179
5
Стр.6
11.3. Проблемы предупреждения и преодоления
социального сиротства ........................................................................... 184
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 189
Литература .................................................................................................... 190
Раздел III. Социально-обусловленная социализация
растущего человека ........................................................................... 192
Глава 12. Социальное здоровье подрастающего
поколения и необходимость его формирования ................. 192
12.1. Сущность и содержание социального здоровья
воспитанника ............................................................................................... 192
12.2. Социально-здоровая личность воспитанника
как ее комплексная характеристика ............................................... 196
12.3. Пути формировании социально-здоровой
личности воспитанника ......................................................................... 200
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 206
Литература .................................................................................................... 206
Глава 13. Ситуативная социализация (ресоциализация)
несовершеннолетнего и необходимость ее
стимулирования (сдерживания) ................................................. 208
13.1. Ситуации развития несовершеннолетнего, их
социализирующее (ресоциализирующее) влияние ................ 208
13.2. Стимулирование (сдерживание) конструктивной
(негативной, нежелательной) направленности
социализации (ресоциализации) ...................................................... 217
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 225
Литература .................................................................................................... 226
Глава 14. Профессионально-ориентированная
социализация обучающихся и необходимость ее
стимулирования .................................................................................. 227
14.1. Сущность и содержание профессиональноориентированной
социализации обучаемого ............................ 227
14.2. Пути стимулирования профессиональноориентированной
социализации обучаемого ............................ 235
Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 246
Литература .................................................................................................... 247
Литература ............................................................................................. 248
Стр.7