Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 661757)
Контекстум

Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности : учебник для студентов средних и высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов (1200,00 руб.)

0   0
Первый авторМардахаев Л. В.
ИздательствоМ.: Директ-Медиа
Страниц252
ID810928
АннотацияУчебник «Социальная педагогика: педагогика становление и развитие личности» ориентирован на профессиональную подготовку студентов средних и высших учебных заведений, по направлениям «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование» и «организация работы с молодёжью». Он включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социального и социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.
Кому рекомендованоПособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического направления, организации работы с молодежью; преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы, связанные с развитием социально-педагогических знаний, а также слушателям системы дополнительного социально-педагогического образования.
ISBN978-5-4499-0848-3
УДК37.013.42 (07)
ББК74.60я73
Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности : учебник для студентов средних и высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов / Л. В. Мардахаев .— 2-е изд., стер. — Москва : Директ-Медиа, 2020 .— 252 с. — DOI: 10.23681/575016 .— ISBN 978-5-4499-0848-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/810928 (дата обращения: 14.11.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Социальная_педагогика_педагогика_становления_и_развития_личности__учебник_для_студентов_средних_и_высших_учебных_заведений.pdf
УДК 37.013.42 (07) ББК 74.60я73 М25 А. Д. Лопуха, доктор педагогических наук, профессор С. Н. Фомина, доктор педагогических наук, доцент И. А. Федосеева, доктор педагогических наук, профессор РЕЦЕНЗЕНТЫ: М25 Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности : учебник для студентов средних и высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов / Л. В. Мардахаев. 2-е изд., стер. – Москва ; Берлин : ДиректМедиа, 2020. – 251 с. DOI: 10.23681/575016 Мардахаев Л. В. ISBN 978-5-4499-0848-3 Учебник «Социальная педагогика: педагогика становление и развитие личности» ориентирован на профессиональную подготовку студентов средних и высших учебных заведений, по направлениям «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование» и «организация работы с молодёжью». Он включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социального и социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам. Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического направления, организации работы с молодежью; преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы, связанные с развитием социально-педагогических знаний, а также слушателям системы дополнительного социально-педагогического образования. УДК 37.013.42 (07) ББК 74.60я73 ISBN 978-5-4499-0848-3 © Мардахаев Л. В., текст, 2020 © Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020
Стр.3
Оглавление Предисловие ................................................................................................ 7 Раздел I. Основы становления, социализации личности ... 11 Глава 1. Педагогика социального развития человека ......... 11 1.1. Сущность и содержание социального развития ................. 11 1.2. Особенности социального развития человека, зона ближайшего и актуального его проявления ................................. 15 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 17 Литература ....................................................................................................... 18 Глава 2. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход .............................................. 19 2.1. Социализация в становлении личности как социальнопедагогическое явление ........................................................................... 19 2.2. Особенности социализации человека на разных возрастных этапах ....................................................................................... 31 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 33 Литература ....................................................................................................... 33 Глава 3. Взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации, их учет в воспитательной деятельности ........................................................................................... 35 3.1. Взаимосвязь социализации, десоциализации и ресоциализации ............................................................................................ 35 3.2. Учет социализации, десоциализации и ресоциализации в воспитательной деятельности ............................................................. 39 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 43 Литература ....................................................................................................... 44 Глава 4. Источники и движущие силы социального развития и социализации ребенка, их учет в социальнопедагогической работе ....................................................................... 45 4.1. Источники социального развития, социализации человека ............................................................................................................. 45 4.2. Движущие силы социального развития, социализации человека ............................................................................................................. 48 4.3. Роль самого ребенка в социальном самосовершенствовании .......................................................................... 66 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 68 3
Стр.4
Литература ...................................................................................................... 69 Глава 5. Деятельность и ее социально-педагогические возможности ............................................................................................. 70 5.1. Деятельность и ее социально-педагогический потенциал ......................................................................................................... 70 5.2. Виды деятельности, их прогрессивное и регрессивное влияние на личность .................................................................................. 76 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 78 Литература ...................................................................................................... 79 Глава 6. Адаптация, дезадаптация и реадаптация человека ..................................................................................................... 80 6.1. Адаптация человека, ее место и роль в социальном развитии, социализации .......................................................................... 80 6.2. Дезадаптация человека, ее причины, необходимость предупреждения и преодоления ......................................................... 88 6.3. Взаимосвязь адаптации и социализации, дезадаптации и десоциализации, их учет в работе с детьми и подростками ........................................................................... 95 Вопросы и задания для самоконтроля ............................................. 96 Литература ...................................................................................................... 97 Раздел II. Норма и отклонения в социальном становлении личности ..................................................................................................... 98 Глава 7. Детская субкультура и социокультурный мир ребенка, подростка ................................................................................ 98 7.1. Истоки формирования понимания важности учета детской субкультуры ................................................................................. 98 7.2. Сущность и содержание детской субкультуры ................. 100 7.3. Социокультурный мир ребенка и его социальнопедагогическая характеристика ........................................................ 106 7.4. Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка ....................................................... 110 Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 116 Литература .................................................................................................... 116 Глава 8. Социальные отклонения в развитии и социализации человека, их причины и пути преодоления .......................................................................................... 118 4
Стр.5
8.1. Норма и патология в социальном развитии и социализации человека, причины социальных отклонений ................................................................................................... 118 8.2. Основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению отклонений в социальном развитии, социализации детей и подростков .................................................................................. 123 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 126 Литература .................................................................................................... 126 Глава 9. Неблагоприятные условия социализации человека – социально-педагогическая виктимология ........................................................................................ 128 9.1. Социально-педагогическая виктимология: ее сущность и содержание .................................................................... 128 9.2. Основные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации и их предупреждение ........................................................................................ 134 9.3. Аддикция, как фактор виктимизации несовершеннолетних и необходимость его учета .................. 140 9.4. Трудная (виктимная) жизненная ситуация для ребенка и необходимость ему социальнопедагогической помощи ........................................................................ 143 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 146 Литература .................................................................................................... 146 Глава 10. Социально-педагогический подход в абилитации и реабилитации человека ................................. 148 10.1. Абилитация и реабилитация человека, их назначение, сущность и содержание ........................................ 148 10.2. Социально-педагогическая абилитация ребенка ........ 155 10.3. Социокультурная среда абилитации и реабилитации человека ..................................................................... 168 Вопросы и задания для самоконтроля .......................................... 172 Литература .................................................................................................... 172 Глава 11. Социальное сиротство, его причины, проблемы предупреждения и преодоления ........................... 174 11.1. Социальное сиротство и его проявление .......................... 174 11.2. Основные причины социального сиротства ................... 179 5
Стр.6
11.3. Проблемы предупреждения и преодоления социального сиротства ........................................................................... 184 Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 189 Литература .................................................................................................... 190 Раздел III. Социально-обусловленная социализация растущего человека ........................................................................... 192 Глава 12. Социальное здоровье подрастающего поколения и необходимость его формирования ................. 192 12.1. Сущность и содержание социального здоровья воспитанника ............................................................................................... 192 12.2. Социально-здоровая личность воспитанника как ее комплексная характеристика ............................................... 196 12.3. Пути формировании социально-здоровой личности воспитанника ......................................................................... 200 Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 206 Литература .................................................................................................... 206 Глава 13. Ситуативная социализация (ресоциализация) несовершеннолетнего и необходимость ее стимулирования (сдерживания) ................................................. 208 13.1. Ситуации развития несовершеннолетнего, их социализирующее (ресоциализирующее) влияние ................ 208 13.2. Стимулирование (сдерживание) конструктивной (негативной, нежелательной) направленности социализации (ресоциализации) ...................................................... 217 Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 225 Литература .................................................................................................... 226 Глава 14. Профессионально-ориентированная социализация обучающихся и необходимость ее стимулирования .................................................................................. 227 14.1. Сущность и содержание профессиональноориентированной социализации обучаемого ............................ 227 14.2. Пути стимулирования профессиональноориентированной социализации обучаемого ............................ 235 Вопросы и задания для самоконтроля ........................................... 246 Литература .................................................................................................... 247 Литература ............................................................................................. 248
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически