УДК 37.013
ББК 74.0
Р31
Редакционный совет:
С. Л. Белых, И. В. Егоров, О. И. Ключко, В. А. Кривова,
Л. И. Ларионова, Г. Ю. Мартьянова, Т. А. Павленко,
Н. Б. Полковникова, В. М. Поставнев, И. В. Поставнева, А. И. Савенков,
С. Н. Толстикова, А. А. Чекалина, О. А. Шаграева
Рецензенты:
Приступа Е. Н. — д-р п. н., профессор, заведующий кафедрой социальной
психологии и педагогики Института дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы;
Фиофанова О. А. — д-р п. н., и. о. директора ГБОУ г. Москвы
«Центр образования № 1601 имени Героя Советского Союза Е. К. Лютикова»
Р31
Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса : сборник
материалов всероссийской научно-практической конференции,
12–13 апреля 2016 г., Москва, МГПУ / под ред. О. И. Ключко —
2-е изд., стер. — Москва , Берлин : Директ-Медиа, 2019. — 773 с.
ISBN 978-5-4499-0181-1
В сборнике представлены материалы всероссийской научно-практической
конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса», состоявшейся
12–13 апреля 2016 г. в Московском городском педагогическом университете.
Предназначен для студентов психолого-педагогических специальностей
и направлений подготовки, исследователей и работников системы образования
(воспитателей, учителей, педагогов-психологов, руководителей).
Текст приводится в авторской редакции.
УДК 37.013
ББК 74.0
ISBN 978-5-4499-0181-1
© Коллектив авторов, текст, 2019
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2019
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
Назарова Н.М. Инклюзивное обучение в образовательном пространстве Москвы:
проблемы и пути решения
Щебланова Е.И. Новые тенденции в изучении одаренности в XXI веке
СЕКЦИЯ 1. ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ И ТВОРЧЕСТВА
Савенков А.И., Савенкова Т.Д. Интеллектуальная одаренность в трудах русских
ученых конца ХIХ начала ХХ веков
Ларионова Л.И. Этический аспект работы с одаренными детьми
Мелик-Пашаев А.А. Одаренность как норма
Кашапов М.М. Креативность как предиктор реализации событийно-когнитивных
компонентов субъекта
Попова Л.В. Проблемы профессионального развития одаренных
Шумакова Н.Б. Направленность исследовательского отношения у интеллектуально
одаренных подростков в разных социокультурных условиях
Авдюнина Н.А. Развитие дивергентного и конвергентного мышления в процессе
обучения учащихся
Азарова Л.Н. Методы развития креативности у преподавателей
Айгунова О.А. Феномен учебной успешности
Архиреева Т.В. Динамика личностно-индивидуальных творческих характеристик
учащихся первых и вторых классов
Багдасарян Е.М. Социально-психологическая помощь и поддержка ребенка методами
арт-терапии и песочной терапии
Бандурка Т.Н., Емельянова Е.В. Особенности перцепции у старшеклассников с
различным уровнем математических способностей
Белова Е.С. Особенности проявления трудностей в развитии одаренных дошкольников
Бочкина Е.В. Исследование особенностей представлений о цикличности у детей
дошкольного возраста на материале авторской методики «Банки»
Бочкина Е.В. Роль циклических представлений в психическом развитии дошкольников
Воловикова М.И., Мустафина Л.Ш. Одаренность совестью
Володина Е.П. Личностные особенности и профессиональные умения ведущего
психологического тренинга для одаренных детей
Губенко А.В. Механизмы сворачивания смыслов в творческом мышлении
Казарина В.В. Личностные и социально-психологические проблемы подростков с
проявлениями одарѐнности
Казарина В.В., Рудакова О.Н. Дополнительное образование как ресурс развития
творческого потенциала одарѐнных детей
Камина С.С., Саргсян А.С. Обучение дошкольников форсайт-технологиям (на примере
проекта «Уличное освещение Москвы: вчера, сегодня, завтра)
Кашапов М.М., Волченкова А.А. Влияние креативности подростков с разным типом
психического развития на выбор стратегии поведения в конфликте
Кашапов М.М., Рескайя Ю.К. Взаимосвязь творческих характеристик личности учителя
и типов реагирования на конфликт
Кашапов М.М., Солодчук О.Н. Становление творческих способностей у студентовмедиков
Кибальченко
И.А. Признаки интеллектуальной одаренности у подростков с разным
уровнем креативности
Комаров Р.В. Успешность учащихся: концепция, инструментарий, эмпирика
Комарова Н.М. Игрушка как способ введения в исследовательскую деятельность
3
23
28
34
38
45
50
54
56
62
69
73
77
82
85
88
91
95
98
104
108
116
119
125
130
134
138
146
10
17
Стр.4
Коногорская С.А. Изучение способностей к ориентировке в пространстве у
современных школьников
Кулакевич А.В. Особенности воображения младших школьников с разным уровнем
креативности
Кыштымова И.М., Меньщикова Е.Н. Взаимосвязь структурных компонентов
вербальной и образной креативности художников
Ларионова Л.И., Гончарова А.С. Проблема идентификации одаренных детей
Ларшина Э.Л., Новикова Т.И., Осипенко Л.Е. Интеграция медиаресурсов и
прикладного математического содержания как средство снижения развития клипового
мышления у детей
Лосева С.Н. Результаты исследования возрастных особенностей музыкальности
музыкально одаренных учащихся
Неклюдова Л.В. Межкультурное взаимодействие в образовательном учреждении
(школьный опыт международного сотрудничества)
Нечаева А.А. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста с разным
уровнем когнитивных способностей (интеллекта и креативности)
Носова А.А. Развитие творческой активности младших школьников с учетом ФГОС
НОО
Поставнев В.М. Особенности креативной личности в зрелом возрасте
Таллибулина М.Т. Арт-методы в работе с проявлениями социо-эмоционального
неблагополучия у младших школьников с признаками одаренности
Цаплина О.В. Преемственность реализации дидактических моделей исследовательского
и проектного обучения дошкольников и младших школьников
148
154
156
160
164
170
174
178
182
Осипенко Л.Е. Концептуальные основания проектирования инженерной азбуки Шухова 185
Песков В.П. Учет гносеологических и онтологических аспектов при изучении
представлений у одаренных учащихся
190
196
202
208
СЕКЦИЯ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МЕГАПОЛИСА
Двойнин А.М., Двойнин М.Л. Влияние личности учителя на процесс развития личности
ученика
Литвинова С.Н. Готовность воспитателей дошкольных организаций к проектированию
развивающей предметно-пространственной среды
Иванова Е.В. Психолого-педагогическая оценка среды детского сада в мегаполисе
Виноградова И.А. Навигатор профессионального развития педагога
Полковникова Н.Б. Почему современные молодые люди выбирают педагогическую
профессию?
Аршинская Е.Л. Развитие профессиональной компетентности педагогов по
профилактике психологического неблагополучия школьников в учебной деятельности
Ждан А.А. Эффективные инструменты индивидуализации и дифференциации обучения
Мельникова И.В. Метафора путешествия в работе школьного психолога
Поставнев В.М., Поставнева И.В. Духовное «измерение» психологической готовности
приемных родителей
Бегунова Л.А., Шукова Г.В. Психологическая поддержка детей из семей с низким
уровнем родительской ответственности
Зотова Т.В. Формирование Я-концепции ребенка в условиях неблагополучной семьи
Смирнова П.В. Влияние домашней среды на проявления исследовательского поведения
ребенка раннего возраста, проживающего в мегаполисе
Карнеева О.А., Карнеев Р.К. Сиблинговые позиции подростков и детско-родительские
отношения в семье
Поставнева И.В., Поставнев В.М. Исследование способности к сопереживанию у
старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата
4
215
222
226
230
234
237
242
250
253
256
263
266
272
277
Стр.5
Сухоносов А.П., Палазюк Н.Д. Формирование эмоционального интеллекта детей
дошкольного возраста в условиях учебно-воспитательного процесса в ДОО
Горбатова Е.В. Художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста
вне занятий
Сухоносов А.П., Двоеглазова И.Ю. Организация театрализованной деятельности в
дошкольной образовательной организации как средство формирования психологической
готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста
Поставнева И.В., Мучкина А.А. Условия формирования познавательной
компетентности младших школьников
Попандопуло А.А. Коррекция гиперактивного поведения младших школьников
Егорова Г.Н. Особенности психологического климата коллектива в младшем школьном
возрасте
Карнеева О.А., Карнеев Р.К. Особенности эмоциональной сферы детей младшего
школьного возраста, воспитывающихся в приюте
Курносова Я.В., Кудусова Т.Х. Исследование представления о психологическом
пространстве личности у младших школьников
Мирошникова Т.А. Диагностика отношения младших школьников к телевизионной
рекламе
Павленко Т.А. Психологические предикторы агрессивного поведения подростков
Кривова В.А. Тьютерство как технология обучения студентов процессу сопровождения
проектно-исследовательской деятельности младших школьников
СЕКЦИЯ 3. ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Штылева Л.В. Причины и уроки перехода к полодифференцированному обучению в
советской школе 1943-1954 гг.
Столярчук Л.И., Столярчук И.А., Семенов В.Я. Потенциал гендерного подхода в
условиях трансформации образования
Гусева Ю. Е., Гринева В. П. Опыт обучения в однородном по полу коллективе
Мазурок И.А. Социально-педагогические аспекты гендерного воспитания мальчиков
младшего школьного возраста в условиях отцовской депривации
Галанова И.В. Опыт формирования представлений о женщине-предпринимателе у
студентов экономического профиля
Чекалина А.А. Ролевое поведение родителей как фактор гендерной идентичности
ребенка
Петрушихина Е.Б. Влияние ролевого репертуара родителей на детско-родительские
отношения студентов: гендерный аспект
Самосадова Е.В., Парчайкина О.В. Особенности агрессивности и тревожности у
мальчиков и девочек подросткового возраста
Хатина Я.А. Взаимосвязь психологических границ и стратегий поведения в конфликтах
у младших школьников: гендерный аспект
Шустова Л.П. Формирование гендерной толерантности в юношеском возрасте:
результаты и эффекты
Каменская Е.Н. Гендерный подход в развитии психологической безопасности личности
в образовательном пространстве вуза
Ключко О.И. Целевые ориентиры полоролевой социализации в отечественном
образовании
321
327
332
338
344
348
354
358
363
366
372
375
СЕКЦИЯ 4. ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОЦИАЛИЗАЦИИ
Акименко А.К. Сказкотерапия в социализации дошкольника
Бабиева Н.С., Звонова Е.В., Гончарж Т.В. Символика сказки и ситуация выбора у детей
дошкольного возраста
5
383
385
281
284
287
292
295
299
301
305
310
313
317
Стр.6
Васильева Ю.С. Произведения детской литературы как средство формирования
эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста
Ганичева А.Н. О безопасности и сертификации услуг домашнего педагога в
образовательном пространстве мегаполиса
Крулехт М.В. Проблема педагогического сопровождения досуга старших дошкольников в
образовательном пространстве мегаполиса
Кремнева Е.В. Эмоциональные переживания ребенка при переходе из детского сада в
Школу
Куракова А.Р. Постановка проблемы: генезис социальной компетентности ребенка
Курганова Е.А. Социо-моральная компетентность дошкольника
Лаврухина О.В. Развитие эмоционального интеллекта старшего дошкольника как
условие его успешной социализации
Листик Е.М. Школа для родителей как одна из форм организации сотрудничества
детского сада и семьи в современном мегаполисе
Ромашова В.А. Реализация социального проекта как средство формирования ранней
профессиональной ориентации у младших дошкольников
Седун О.В., Шаграева О.А. Национальный воспитательный идеал и реалии
отечественного образования
Травинова Г.Н. Критерии готовности к социально-психологической адаптации у
будущих первоклассников в современных условиях
Харитонова Е.В. Личностные факторы психологического здоровья старшего
дошкольника
Цаплина О.В. Роль индивидуализации образовательной среды в позитивной
социализации дошкольника
Шаграева О.А. Дошкольное образование: инновационный подход к реорганизации
СЕКЦИЯ 5. СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ И РЕСУРСЫ
Павленко Т.А. Актуальные вопросы реализации ФГОС
Багринцева Н.Д. Технологии деятельностного подхода в развитии детей на всех уровнях
общего образования – требование ФГОС и направление инновации образовательного
уклада школы
Азарова Л.Н. О проблеме оценивания образовательных результатов
Кирсанова В.Г. Послушание как педагогическая цель. К вопросу о противоречиях между
требованиями к образовательному процессу в ДОО и его реалиями
Севостьянова М.М. Мотивационная готовность педагогов дошкольной образовательной
организации к инновационной деятельности
Бизяева Н.Д. Аудит и анализ рисков безопасности информационной образовательной
среды школы
Кулабухов А.Е. Информационная среда в развитии современных дошкольников:
образовательный потенциал и опасность
Мочалина А.А. Использование IT-технологий в развитии современного дошкольника
Панина А.О. Реализация инклюзивного образования: трудности и успехи
Журавлева Е.А. Поддержка педагогом инициативы дошкольников в непосредственно
образовательной деятельности
6
451
456
460
463
468
474
480
1. Караблина О. В. Детские мультфильмы и современный ребѐнок: разговор с родителями 485
Павленко Т.А., Савинова А.П. Возрастные особенности восприятия мультфильмов в
дошкольном возрасте
491
495
501
507
388
392
396
400
403
407
412
416
419
422
Семенова Т.А. Подвижные игры как средство социализации детей дошкольного возраста 428
Толстикова С.Н. Организация педагогического партнерства как фактор повышения
качества дошкольного образования
431
435
438
442
446
Стр.7
Фадюхина О.В., Преснова О.С. Возможности использования средств современной
коммуникации в проектной деятельности старших дошкольников (из опыта работы
дошкольной образовательной организации)
Ильина Н.В. Оптимизация сотрудничества педагогов дошкольной образовательной
организации с семьями воспитанников при реализации Федерального государственного
образовательного стандарта
Полковникова Н.Б., Казакова Н.В. Нуждается ли современный дошкольник в
социальной успешности: мнения родителей и педагогов
Прохорова К.О. Нравственное воспитание дошкольников в процессе совместной
театрализованной деятельности
Козлова А.А. Система дидактических игр как средство сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста
Никитина Т.А. Преемственность стандартов дошкольного и начального общего
образования
Поливанова Н.И., Ривина И.В. Развитие способности к взаимодействию и преодолению
разногласий у учащихся начальной школы
Маякова Е.В. Взаимодействие взрослого и ребенка в условиях современного
образования
Миронова И.А. Значение проектной деятельности в развитии младшего школьника
Андреева А.Д. Семья в пространстве образовательных смыслов современной российской
школы
Фролова П.И. Организация образовательного процесса на основе ценностноориентированного
содержания образования в процессе внедрения компетентностного
подхода
Криворотова Э.В. Развитие лингвистического мышления младших школьников как
условие преодоления когнитивного диссонанса в процессе изучения русского языка
Цаплина О.В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды
современного детского сада (на основе ФГОС ДО)
СЕКЦИЯ 6. СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРАКТИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ
Белых С.Л. Москва как пространство творческого развития и самореализации
Погодина С.В. Арт-коворкинг в условиях творческой социализации и индивидуализации
ребенка
Быкасова Л.В. Социогенетический код педагогики искусства
Воронина С.А., Рыбалко Е.А. Пути и средства социокультурного развития подростков в
детской художественной школе (из опыта работы МБУДО ДХШ г. Щѐлково)
Евсина Н.Б. Переписка учащихся начальной школы с американскими школьниками как
пролонгированная художественно-языковая практика
Марданян Н.Г., Белых С.Л. Развитие слушательской культуры учащихся в
общеобразовательной школе с углубленным изучением музыки и хореографии
Попова Е.Н., Кожевникова Т.В. Народно-танцевальная культура как средство
воспитания и развития детей дошкольного возраста в системе подготовки педагогахореографа
Безуленко
М.А., Рылова Л.Б., Маханова И.А. Формирование проектной
компетентности на материале искусства в формах внеурочной деятельности (подростки)
Макаров Е.В. Социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста с
помощью мультимедийных технологий
Кошаев В.Б. Феноменология искусства как инструмент формирования Картины Мира
7
582
586
592
599
605
611
619
623
626
632
513
519
525
529
533
537
540
545
549
550
557
563
Улановская И.М. О некоторых метапредметных результатах НОО у учащихся 5 классов 567
Кирина И.И. Организация образовательной среды в соответствии с ФГОС дошкольного
образования
572
577
Стр.8
СЕКЦИЯ 7. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И ПОДДЕРЖКА
РЕБЕНКА
Шнейдер Л.Б. Педагог-психолог и работа с различными категориями молодых
родителей
Рассказова И.Н. Взаимосвязь детско-родительских отношений с застенчивостью
младших школьников
Турутина Е.С. Наказание ребенка в аспекте проблемы домашнего насилия: опыт
реализации проекта «Академия осознанного родительства»
Мартьянова Г.Ю. Модель in vivo в практике возрастно-психологического
консультирования
Мартьянова Г.Ю., Малышева И.А. К вопросу об эффективности онлайнпсихологической
помощи родителям
Беляева Т.Б., Беляева П.И. Снижение степени эмоционального переживания страхов в
дошкольном возрасте методами арт-терапии
Жукова И.В. Система психологического сопровождения старшеклассников при
подготовке к государственной итоговой аттестации
Скипенко Л.С. Сопровождение учащихся СПО с целью адаптации и повышения
потенциала
Дергачева Е.С. Социально-психологическая помощь и поддержка ребенка в условиях
интернатного учреждения
Подрядчикова О.Ю. Смысложизненные ориентации подростков-сирот: особенности и
направление социально-психологической адаптации
Шишинина Н.А. Развитие межличностных взаимоотношений у детей младшего
школьного возраста как средство социально-психологической помощи и поддержки
Андриянова М.Е. Психолого-педагогическая поддержка формирования
исследовательских компетенций у студентов
Квитко О.Д. Возможности дидактических упражнений и игр с использованием песка в
работе школьного логопеда
Филичева О.Н. Логопедическая помощь дошкольникам с тяжелыми нарушениями речи
в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения
Шириязданова З.Т. Речевое и коммуникативное развитие детей, имеющих нарушения
слуха, в театрализованной деятельности
Угольникова Е.Н. Конфликтологическая компетентность субъектов образовательного
процесса
Харламова К.С. Современные проблемы профилактики конфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста
Калугина Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в
процессе работы со сказкой
Голубева Е.Д. Воспитание трудолюбия как фактора социальной активности у детей
старшего дошкольного возраста
Волобуева В.С. Развитие коммуникативных компетенций у старших дошкольников
Алексеев А.Г. Социальная фасилитация как фактор активизации учебно-познавательной
мотивации у подростков
Глебова С.М. Взаимосвязь чувства одиночества и академической успешности в
подростковом возрасте
Егорова Т.Н., Попова Т.Н. Особенности восприятия чувства юмора у подростков
Поставнев В.М., Арушунян Л.Э., Голик О.А., Гоц А.В., Короткевич Ю.В.,
Краснятова Ю.А., Кумров А.А., Меньшикова Ю.А., Никифорова В.В.,
Чижикова Д.Д. Представления студентов мегаполиса о браке
Фомин А.А. Особенности гражданского мировосприятия молодежи в зависимости от
типа социальной активности
8
639
645
651
656
661
665
671
674
679
684
689
693
697
700
703
709
712
717
721
725
729
733
738
744
750
Стр.9
Наумова Д.В., Канашина А.А. Уровень осведомленности о России в структуре
гражданского мировосприятия в старшем дошкольном возрасте
Егоров И.В. События, идеалы и направленность самосовершенствования в содержании
гражданского мировосприятия старшеклассников мегаполиса
Панкина А.А. Инновационный потенциал личности учителя в современном
образовательном пространстве
Донскова М.Г. Развитие смысложизненных ориентаций студентов колледжа
754
759
765
768
9
Стр.10