H. К.МИХАЙЛОВСКИЙ
БОРЬБА ЗА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
(Социологический очерк)
Источник: Н.К. Михайловский, Герои и толпа: Борьба за индивидуальность
Избранные труды по социологии в двух томах, Алетейя, СПб 1998 (т.2, стр.229-267)
Вычитка и html-версия: В. Есаулов, июнь 2007.
I. ВВЕДЕНИЕ *
* 1875 год, октябрь.
Когда какая-нибудь крепость, занятая карлистским отрядом, осаждается войсками признанного
испанского правительства и затем, после долгих переговоров, вылазок и стычек, благополучно
увеличивает собой владения короля Альфонса, то, несмотря на все ничтожество этого ряда событий даже
для самой Испании, русские газеты следят за ним изо дня в день. Такое участие к судьбам испанской
крепости, оспариваемой Альфонсом у Карлоса или обратно, объясняется как собственными вкусами
русских газет, так и спросом со стороны читающей публики. Тем или другим способом общество, если бы
пожелало, могло бы произвести известное давление на периодическую печать и вытребовать у нее более
или менее аккуратное сообщение сведений более важных, хотя бы для этого пришлось отодвинуть на
задний план распрю короля Альфонса с доном Карлосом. Трудно, конечно, допустить, чтобы русское
общество принимало так уж близко к сердцу судьбу разных испанских крепостей. Надо думать, что
газеты в этом случае несколько пересаливают. Но, вообще говоря, наша читающая публика, как, впрочем,
и многие другие читающие публики, очень любознательна насчет внешних политических событий, вроде
перемены династий, взятия крепостей, многознаменательных слов, сказанных Мак-Магоном на смотре, и
т. п. Да не подумает читатель, чтобы я хотел угостить его лекцией на ту тему, что в истории человечества
внешние политические события составляют только ничтожную, хотя и бросающуюся в глаза верхнюю
пленку, под которой в изменениях нравов, в приращении знаний, в развитии экономических отношений
кипит настоящая, хотя и не видная история. Лекция эта читается, начиная с прошлого столетия, таким
количеством людей и нередко людьми таких высоких умственных качеств, что если читатель все-таки
устремляет свою любознательность на вопрос о командовании карлистскими войсками Доррегараем, так,
значит, есть тому причины, с которыми лекцией о сути истории ничего не поделаешь. Быть может, все
читавшие и читающие подобные лекции поступали бы целесообразнее, если бы постарались самым
изложением сути истории заинтересовать свою аудиторию и сосредоточить ее любознательность на том,
что действительно заслуживает внимания. Разумеется, я и такой претензии не имею и весь этот разговор
завел только потому, что в русские газеты недавно случайно проскользнуло известие, имеющее
несомненную связь с сутью истории. Не ручаемся, однако, чтобы читатель сразу признал его таковым.
Дело в том, что недавно в Реймсе происходил конгресс католических рабочих ассоциаций, на
который прибыли делегации из Англии, Швейцарии, Бельгии и Италии. Цель этого конгресса состоит в
учреждении клубов для солдат и рабочих и проч., а также в учреждении мастерских для обучения
ремеслам сирот и детей бедных родителей. Один из ораторов, иезуитский патер Маркиньи, произнес
длинную речь в пользу восстановления торговых гильдий в том виде, как они существовали при
Людовике Святом. Слушатели с жаром рукоплескали этой речи, исполненной сострадания, по выражению
одной ультрамонтанской газеты, к судьбе злополучных ремесленников, у которых революция отняла все
их гарантии. Конгресс принял резолюцию об организации католических обществ, в которые входили бы
все классы рабочих и которые управлялись бы подобно ремесленным цехам, и о приглашении всех
христианских нанимателей к составлению из себя обществ для поощрения рабочих своей моральной
поддержкой. Рабочие же общества должны находиться под покровительством дам. Словом,
предполагается восстановление старинных цехов и возрождение христианской семьи среди рабочих
классов. Граф де ла-Тур-дю-Пэн прочел отчет о развитии католических рабочих клубов. При окончании
франко-германской войны во Франции существовал всего один такой клуб -- в Париже, между тем как в
настоящее время они заведены уже во многих городах и селениях. Католики надеются, что это движение
Стр.1