М. А. Антонович
Из воспоминаний о Николае Александровиче Добролюбове
Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников.-- Вступ. статья Г. Елизаветиной; Сост.,
подгот. текста и коммент. С. Рейсера.--М.: Худож. лит., 1986. (Лит. мемуары.)
OCR Бычков М. Н.
И делал я благое дело
Среди царюющего зла1.
Добролюбов
В половине 1859 года я оканчивал курс в С.-Петербургской духовной академии. С каждым годом
моего учения в академии я все более и более убеждался, что теологическая специальность и духовная
служба мне вовсе не по душе, и мое внимание направлялось более на философию и вообще на светские
науки, чем на науки теологические. Перед окончанием курса я окончательно решил оставить духовное
звание и посвятить себя деятельности не на духовном, а на каком-нибудь другом поприще. Прежде всего я
рискнул попытаться проникнуть на литературное поприще и для пробы написать что-нибудь, что могло
попасть в светскую печать.
Для пробной статьи я избрал вот какой сюжет. В то время свирепствовала мания, какое-то
поветрие на издание сатирических листков, которые натуживались забавлять и смешить читателей. Во
главе их и как образец для подражания стоял "Весельчак", в котором подвизались пресловутый барон
Брамбеус (Сенковский) и Львов, автор нашумевшей тогда драмы "Предубеждение". Этот журнал
приобрел себе известность только следующим четверостишием-эпиграммой на Панаева, писавшего в
"Современнике" фельетоны под рубрикой "Заметки Нового поэта":
Близ селенья речка,
А на речке мост.
На мосту овечка,
У овечки хвост.
Автором четверостишия подписался "Новый поэт", который просил не смешивать его с Новым
поэтом в "Современнике". На это Панаев отвечал таким тоже четверостишием:
Близ селения кабак,
В кабаке же "Весельчак"
Бранит всех без исключенья,
Не пришедших в умиленье
От его "Предубежденья".
Вслед за "Весельчаком" появилось множество подобных увеселительных листков, и
периодических и разовых: "Смех", "Смех под хреном", "Смех и горе" и т. п. Некоторые из этих листков
даже не назначали себе цены, а печатали: "Что пожалуете бедному издателю",-- что хотите, то и опустите
в кружку продавца листка. Довольно полный список этих листков приведен в статье Добролюбова
"Уличные листки"2. Как будто нарочно и для контраста, в прессе той сферы, в которой я учился и
вращался, господствовало противоположное, плаксивое настроение: здесь и в устных проповедях и в
писаниях были постоянные разглагольствования об оскудении в последнее время веры и упадке
нравственности и о том, что нужно непрестанно каяться во грехах, сокрушаться и плакать.
Вот я и вздумал изобразить эти два противоположные течения, эти два типа смеющихся и
плачущих: сделал множество пикантных сопоставлений в виде борьбы между ними, привел множество
выдержек об одинаковых сюжетах, но с противоположным содержанием. Одни говорили: постоянно
Стр.1