УДК 37.013.8
ББК 74.6
И73
А. А. Демидов (автор-составитель, автор предисловия)
Г. В. Авдеева (отв. редактор)
А. В. Федоров (главный редактор)
А. С. Галченков (отв. редактор)
Редакционная коллегия:
И73
Интеграция медиаобразования в условиях современной школы : сборник
научных трудов I Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием / А. В. Федоров [и др.]. — Москва ; Берлин : ДиректМедиа,
2020. — 211 с.
ISBN 978-5-4499-0601-4
В сборнике приводятся результаты научных исследований преподавателей, студентов,
магистрантов Таганрогского государственного института им. А. П. Чехова, Ростовского университета
путей сообщения, Ростовского института повышения квалификации и переподготовки
работников образования, Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС,
учителей школ Неклиновского, Чертковского, Белокалитвинского, Родионово-Несветайского
районов, г. Пролетарска, г. Ростова-на-Дону, Республики Крым, г. Москва, г. Таганрога,
г. Донецка (ДНР).
В сборнике также представлены концепция программы «Галактика», результаты и
перспективы реализации проекта «Сохраненная культура» и иные проекты и программы,
представляющие прикладной интерес для развития медиаобразования в школе.
Отдельным блоком в сборнике стоят материалы из зарубежных стран, представляющие
опыт развития медиаобразования в рамках сотрудничества с международной Мариинской
академии им. М. Д. Шаповаленко. Сборник адресован преподавателям, аспирантам,
учителям школ, студентам высших педагогических учебных заведений, руководителям
профильных некоммерческих организаций, журналистам и блогерам, работающим с тематикой
медиаобразования.
Текст печатается в авторской редакции.
УДК 37.013.8
ББК 74.6
ISBN 978-5-4499-0601-4 © Коллектив авторов, текст, 2020
© Издательство «Директ-Медиа», оформление, 2020
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................................................. 7
Челышева И. В. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
МЕДИАСРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА ............................................................................ 8
Бондаренко Е. А. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ
ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ............... 15
Челышева И. В. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ
ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ:
ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ................... 20
Щербак О. А. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ: ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ...................... 26
Колесниченко В. Л. МЕДИЙНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ
ГРАМОТНОСТЬ — КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО
ПЕДАГОГА .................................................................................................................................... 31
Куценко Е. В. ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА КАК КЛЮЧЕВАЯ
СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ .......................... 39
Россинская С. А. МЕДИАТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА .......................................... 47
Киянова Л. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................................... 51
Надолинская Т. В. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ
МЕДИАТВОРЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ ИСКУССТВА В WIKI-СРЕДЕ ....................... 55
Старостенко Н. А. ТРАНСПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОСНОВА
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ АВТОРСКИХ ИЗДАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ............................. 60
Городилина Т. В. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ
ИНТЕРМОДАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ ЭКСПРЕССИВНЫМИ ИСКУССТВАМИ
В МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ..................................................... 67
Крайненко Т. А. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ .................... 74
Иконникова О. Н., Елисеев В. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ
МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ШАХМАТНОМУ ВСЕОБУЧУ ..................................................... 76
3
Стр.4
Костенко Н. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕСТОВ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ................................................................................................... 81
Мышева Т. П. ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ .......................... 84
Приходько-Петровская Н. Е. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ
ИНТЕГРИРОВАННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ........................................................ 90
Бондарчук А. В. ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КИНЕМАТОГРАФА ................................................. 94
Перевозникова Т. И. ШКОЛЬНАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА РАЗВИТИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В МБОУ СОШ № 4 им. НИСАНОВА Х. Д. г. ПРОЛЕТАРСКА
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ .................................................................................................... 101
Петрова С. В. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ
МУЛЬТИМЕДИА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ .......................................................... 106
Певицына Л. М. ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ .......................................................................................................... 110
Воронько Т. Л. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГКОУ РО
«РОСТОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 28» .............................. 117
Донец С. П. ФОРМЫ РАБОТЫ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО МЕДИАОБЕСПЕЧЕНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ .............................................................................................. 122
Ефремова О. И. ТИПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ИСКАЖЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ РОДИТЕЛЯМИ МЕДИАТЕКСТОВ,
ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДЕТСКУЮ АУДИТОРИЮ ............................................. 126
Могильная Л. В. КИНОКЛУБ КАК ФОРМА РАБОТЫ С УЧАСТНИКАМИ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ................................................................................................... 132
Сорокина В. А. ЭФФЕКТ «HYPE» И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ
МОЛОДЕЖИ ............................................................................................................................. 135
4
Стр.5
Тропина О. Л. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС РАСШИРЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ....................................................................................................139
Чурсина Н. В. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ .............................142
Вишневецкая Г. В. КИНОПРОБЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ
(ПО КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР») ................................................................145
Сушкова Г. Е., Петрова С. В. МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ШКОЛЬНЫХ СМИ ...................................................................................................................151
Михайлова А. И., Юматова С. С. КИНОПСИХОЛОГИЯ КАК
СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА......................156
Кофанова Л. В. ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В КУРСЕ
ХИМИИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ....................................161
Галченков А. С., Авдеева Г. В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ
МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ ..................................................................................167
Демидов А. А. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ «ГАЛАКТИКА» КАК
НОВОГО ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
И ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА .....................................172
Юматов Е. А. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
КИНООБРАЗОВАНИЯ И МЕДИАПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЛИДЕР ФИЛЬМ» .....................................176
Наумов В. Б., Демидов А. А. ПРОЕКТ «СОХРАНЕННАЯ КУЛЬТУРА» —
ВАРИАНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В ШКОЛЕ .......................................181
Аверкиева Е. В., Рубцова О. В. НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ ДЛЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, КАК СРЕДСТВА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ,
ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
В СЕМЬЕ .......................................................................................................................................185
5
Стр.6
Третьяков А. Л. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ............................................................................................. 190
МЕДИА И ПРАВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ:
ОБЗОР КОЛЛЕКТИВНОЙ МОНОГРАФИИ .................................................................. 196
Абдельгадир Э. М., Ибрагим Г. А. С., Латышев О. Ю.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКОЙ АРАВИИ
МЕЖДУНАРОДНОЙ МАРИИНСКОЙ АКАДЕМИИ
им. М. Д. ШАПОВАЛЕНКО .................................................................................................. 198
Арно Б. А. И., Кассем Н. И. И. ЕГИПЕТСКИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ
МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА
С МЕЖДУНАРОДНОЙ МАРИИНСКОЙ АКАДЕМИИ
им. М. Д. ШАПОВАЛЕНКО .................................................................................................. 202
Еник Ю. М. МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА ...................................... 205
Стр.7