Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 605912)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Цифровой свет и рендеринг (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторБирн Джереми
ИздательствоМ.: ДМК Пресс
Страниц467
ID809559
АннотацияЭто руководство по профессиональному освещению и рендерингу поможет вам освоить голливудские методы постановки света, которые будут работать в любой 3D-программе. Здесь представлена разноплановая информация – от тонкостей 3D-моделирования до компьютерных алгоритмов рендеринга и классических методов кинопроизводства. Доступный стиль изложения, красочные иллюстрации, многочисленные учебные задания обеспечивают увлекательное погружение в тему. Автор книги работал техническим директором в компании Pixar, принимал участие в создании анимационных фильмов «Тачки», «Валл-И», «Рататуй» и множества других, преподавал Maya в Autodesk. Издание будет полезно тем, кто имеет начальный опыт использования программных пакетов для 3D-моделирования и анимации и хочет улучшить свои навыки, а также профессионалам, которые хотят отточить свое искусство моделирования.
ISBN978-5-97060-990-3
УДК791.6, 77.0, 004.4
ББК85.37, 32.372
Бирн, Д. . Цифровой свет и рендеринг / Д. . Бирн .— Москва : ДМК Пресс, 2022 .— 467 с. : ил. — ISBN 978-5-97060-990-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/809559 (дата обращения: 08.02.2023)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Цифровой_свет_и_рендеринг.pdf
Стр.5
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Цифровой_свет_и_рендеринг.pdf
УДК 791.6, 77.0, 004.4 ББК 85.37, 32.372 Б64 Б64 [Цифровой] свет и рендеринг / пер. с анг. И. Л. Люско; науч. ред. Я. Е. Гурин. – М.: ДМК Пресс, 2022. – 464 с.: ил. Джереми Бирн ISBN 978-5-97060-990-3 Это руководство по профессиональному освещению и рендерингу поможет вам освоить голливудские методы постановки света, которые будут работать в любой 3D-программе. Здесь представлена разноплановая информация – от тонкостей 3D-моделирования до компьютерных алгоритмов рендеринга и классических методов кинопроизводства. Доступный стиль изложения, красочные иллюстрации, многочисленные учебные задания обеспечивают увлекательное погружение в тему. Автор книги работал техническим директором в компании Pixar, принимал участие в создании анимационных фильмов «Тачки», «Валл-И», «Рататуй» и множества других, преподавал Maya в Autodesk. Издание будет полезно тем, кто имеет начальный опыт использования программных пакетов для 3D-моделирования и анимации и хочет улучшить свои навыки, а также профессионалам, которые хотят отточить свое искусство моделирования. УДК 791.6, 77.0, 004.4 ББК 85.37, 32.372 Authorized translation from the English language edition, entitled Digital Lighting and Rendering, 3rd Edition by Jeremy Birn, published by Pearson Education, Inc, publishing as New Riders, Copyright © 2014 [Publisher shall herein insert the name of the copyright holder of the English version of the Work; Publisher shall refer to the copyright notice page of the English version of the Work to determine such name]. All rights reserved. No part of this book may be reproduced or transmitted in any form or by any means, electronic or mechanical, including photocopying, recording or by any information storage retrieval system, without permission from Pearson Education, Inc. Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN (анг.) 978-0-321-92898-6 ISBN (рус.) 978-5-97060-990-3 © Оформление, издание, перевод, ДМК Пресс, 2022 Copyright © 2014 Jeremy Birn
Стр.5
Оглавление Предисловие от издательства ...........................................11 Вступление ............................................................................13 Глава 1. Основы светового дизайна ..................................19 Мотивация ......................................................................................................20 Пространство за пределами кадра ...........................................................20 Качество света ...........................................................................................21 Прямой свет и рефлекс ..............................................................................22 Скрытые приемы (читинг) ............................................................................23 Читинг в 3D ................................................................................................23 Читинг в живом действии .........................................................................26 Визуальные цели светового дизайна ............................................................26 Четкая различимость ................................................................................27 Правдоподобность .....................................................................................27 Настройка эффектов и шейдеров .............................................................28 Обеспечение непрерывности ...................................................................29 Управление областью внимания зрителя ................................................29 Эмоциональное воздействие ....................................................................30 Проблемы постановки света в сцене ............................................................31 Ваше рабочее пространство ..........................................................................32 Творческий контроль .....................................................................................33 Глава 2. Основы освещения и передовой опыт ..............35 Начало творческого процесса .......................................................................36 Когда включать свет ..................................................................................37 Технологическое кольцо обратной связи ................................................37 Присвоение имен источникам света........................................................39 Управление версиями сцены ....................................................................40 Типы источников света..................................................................................41 Точечные источники света .......................................................................41 Прожекторы ...............................................................................................42 Направленные источники света ...............................................................45 Небесный купол .........................................................................................46 Протяженные источники света ................................................................47 Физические источники света ...................................................................51 Модели, служащие источниками света ....................................................53 Окружающий свет ......................................................................................54 Настройка элементов управления и параметров ........................................56 Изоляция и тестирование источников света ...........................................56 Падение яркости источника света с расстоянием (затухание) ..............57 Диффузное и зеркальное отражения .......................................................62 Привязывание источников света к объектам ..........................................64 Проекционные трафареты (гобо) .............................................................66 Упражнения ....................................................................................................68
Стр.7
6 Глава 3. Тени и окклюзия ....................................................71 Визуальные функции теней ..........................................................................72 Определение пространственных соотношений ......................................72 Выявление альтернативных ракурсов .....................................................73 Доработка композиции .............................................................................74 Добавление контраста ...............................................................................75 Обозначение внеэкранного пространства ..............................................75 Тени как объединяющие элементы сцены ..............................................76 Блокировка света стенами ........................................................................76 Качественные свойства теней .......................................................................77 Размер тени и перспектива ......................................................................78 Цвет тени ....................................................................................................79 Жесткие и мягкие тени .............................................................................84 Алгоритмы рендеринга теней .......................................................................86 Тени с маппингом глубины.......................................................................87 Тени с рейтрейсингом (трассировкой лучей) ..........................................96 Тени и размытие при движении .............................................................102 Окклюзия ......................................................................................................104 Окклюзия окружения ..............................................................................104 Рендеринг проходов окклюзии ..............................................................105 Особые случаи при рендеринге окклюзии ............................................108 Изготовление сэндвича окклюзии .........................................................110 Имитация теней и окклюзии ......................................................................115 Отрицательные, или негативные, источники света .............................115 Запекание теней и окклюзии ..................................................................117 Теневые объекты .....................................................................................118 Проекционные трафареты (гобо) ...........................................................120 Упражнения ..................................................................................................121 Глава 4. Освещение сцен и архитектурных объектов....123 Создание дневного света .............................................................................124 Добавление солнечного света .................................................................124 Добавление разлитого сияния солнца ...................................................127 Добавление света неба ............................................................................128 Добавление непрямого света (рефлекса) ...............................................131 Альтернативные подходы .......................................................................133 Работа с естественным освещением помещения ......................................137 Добавление света неба ............................................................................137 Добавление солнечного света .................................................................140 Добавление сияния ..................................................................................141 Добавление ненаправленного света ......................................................142 Практические источники света ...................................................................151 Включаем свет .........................................................................................151 Установка практических источников света ...........................................152 Ночные сцены ..............................................................................................155 Расстояние и глубина ...................................................................................157 Разделение пространства ........................................................................157 Прорисовка глубины сцены с помощью освещения .............................158 Добавление атмосферы ...........................................................................160 Под водой .................................................................................................162 Упражнения ..................................................................................................166
Стр.8
7 Глава 5. Освещение существ, персонажей и анимации ...169 Моделирование светом ................................................................................170 Определение направленности света ......................................................171 Прорисовка светом ..................................................................................173 Трехточечное освещение .............................................................................175 Настройка освещения .............................................................................177 Избегаем шаблонов .................................................................................178 Функции различных источников света ......................................................178 Ключевые источники света (рисующий свет) .......................................179 Заполняющие источники света ..............................................................182 Источники отраженного света ................................................................184 Сияние ......................................................................................................186 Контурный свет (контровый свет, контражур) ......................................187 Бликовый свет («ударный свет», «кикер») .............................................191 Зеркально-бликовый свет .......................................................................194 Особенности освещения анимированных персонажей ............................195 Создание световых установок ................................................................195 Использование света сцены для освещения персонажей ....................196 Расщепление источников света ..............................................................197 Заставляем свет двигаться вместе с персонажем ..................................198 Одновременное освещение нескольких персонажей ...........................199 Позвольте игре персонажей управлять освещением ............................200 Тестовые кадры ........................................................................................201 Подповерхностное рассеяние .................................................................202 Маппинг подповерхностного рассеяния................................................204 Имитация подповерхностного рассеяния .............................................205 Освещение волос и меха .........................................................................206 Освещение глаз ........................................................................................206 Упражнения ..................................................................................................212 Глава 6. Камеры и экспозиция .........................................215 F-ступени и глубина резкости .....................................................................216 Установка фокуса .....................................................................................218 Перемещение фокальной плоскости .....................................................219 Имитация реальных объективов ............................................................221 Дыхание объектива (дыхание фокуса) ...................................................222 Регулировка глубины фокуса ..................................................................222 Гиперфокальное расстояние ...................................................................223 Использование эффектов боке ...............................................................224 Глубина резкости и скрытые области изображения .............................226 Стоимость рендеринга ............................................................................228 Выдержка и размытие движения ................................................................228 Выдержка и угол затвора ........................................................................228 Проблемы первого кадра ........................................................................231 Миф о хвосте кометы ..............................................................................232 Размытие вращения ................................................................................233 Чересстрочная и прогрессивная развертка ...........................................234 Светочувствительность и зернистость пленки ..........................................237 Фотографическая экспозиция .....................................................................238 Соотношение параметров настройки экспозиции ...............................238 Система зон ..............................................................................................239 Использование гистограмм ....................................................................240 Величина экспозиции .............................................................................242
Стр.9
8 Брекетинг .................................................................................................244 Имитация несовершенства реальных объективов ....................................245 Дисторсия (геометрические искажения) ...............................................245 Хроматическая аберрация ......................................................................247 Виньетирование ......................................................................................248 Свечение и блики объективов ................................................................249 Упражнения ..................................................................................................250 Глава 7. Композиция и расстановка ................................253 Типы планов .................................................................................................254 Крупность плана ......................................................................................254 Блокировка по оси Z ................................................................................256 Кадр от первого лица ...............................................................................256 Двойной план ...........................................................................................257 Кадр через плечо .....................................................................................258 Ракурсы камеры ...........................................................................................258 Линия действия .......................................................................................259 Перспектива .............................................................................................260 Кадры с высокого и низкого ракурсов ...................................................262 Анимация камеры ...................................................................................263 Проработка композиции .............................................................................267 Правило третей ........................................................................................267 Использование позитивного и негативного пространств ....................268 Графический вес ......................................................................................270 Линии .......................................................................................................271 Касания .....................................................................................................272 Кадрирование в кино и видео .....................................................................273 Форматы и соотношения сторон ............................................................273 Форматы фильмов ...................................................................................274 Адаптация к неширокоэкранному видео ..............................................276 Кроппинг и оверскан ...............................................................................278 Упражнения ..................................................................................................279 Глава 8. Наука и искусство цвета .....................................281 Работа в линейном рабочем процессе ........................................................282 Что такое «гамма» ....................................................................................282 Проблема с неправильной гаммой .........................................................283 Настройка линейного рабочего процесса в три шага ...........................286 Начинаем с линейных текстур и цветов ................................................287 Линейный рендеринг ..............................................................................289 Компоузинг в линейном рабочем процессе ..........................................291 Смешивание цветов .....................................................................................292 Аддитивный цвет: RGB ...........................................................................292 Субтрактивный цвет: CMYK ....................................................................293 Регулировка оттенка, насыщенности и яркости ...................................294 Когда цвет светового луча встречается с цветом поверхности ............295 Разработка цветовых схем (цветовых стилей) ...........................................298 Цветовой контраст ..................................................................................299 Смысловое значение цветов ...................................................................301 Цвет и глубина .........................................................................................304 Тонированные черно-белые изображения ............................................305 Использование цветового баланса .............................................................306 Что такое цветовая температура ............................................................308
Стр.10
9 Захват цвета из изображений .................................................................314 Работа с цифровым цветом .........................................................................314 8-битный цвет ..........................................................................................315 16-битный цвет ........................................................................................316 HDRI ..........................................................................................................317 32-битные файлы с половинной точностью .........................................318 Компактные форматы данных ...............................................................319 Упражнения ..................................................................................................322 Глава 9. Шейдеры и алгоритмы рендеринга .................325 Шейдинг поверхностей ................................................................................326 Диффузное, глянцевое и зеркальное отражения ..................................326 Диффузное, глянцевое и зеркальное отражения в шейдерах ..............327 Зеркальные блики....................................................................................330 Шейдеры, основанные на реальной физике ..........................................336 Антиалайзинг ...............................................................................................339 Избыточная дискретизация ....................................................................340 Недостаточная дискретизация ...............................................................343 Фильтрация ..............................................................................................343 Рендеринг с более высоким разрешением ............................................344 Рейтрейсинг ..................................................................................................345 Алгоритмы ускорения рейтрейсинга .....................................................346 Рейтрейсинг отражений ..........................................................................347 Тени ..........................................................................................................351 Прозрачность и преломление .................................................................352 Алгоритм Reyes .............................................................................................356 Стандарт интерфейса RenderMan ...........................................................357 Reyes и рейтрейсинг ................................................................................358 Глобальное освещение .................................................................................358 Алгоритм Radiosity (лучеиспускание) ....................................................361 Фотонный маппинг .................................................................................363 «Окончательная сборка» с Mental Ray ....................................................364 Рендеринг без допущений ......................................................................366 Каустика ........................................................................................................368 Упражнения ..................................................................................................372 Глава 10. Дизайн текстур и текстурный маппинг ..........375 Глава 11. Рендеринг в слоях и проходы рендеринга для обработки в компоузинге .........................................377 Рендеринг в слоях ........................................................................................378 Зачем нужны слои? ..................................................................................380 Перезапись слоя .......................................................................................381 Фиксация слоев ........................................................................................382 Объекты в роли масок .............................................................................383 Добавление свечений ..............................................................................385 Возможные проблемы с альфа-каналом ................................................388 Рендеринг в отдельных проходах ...............................................................395 Рендеринг диффузных проходов ............................................................395 Рендеринг зеркальных проходов ...........................................................396 Рендеринг проходов отражений .............................................................397 Рендеринг проходов тени .......................................................................400
Стр.11
10 Рендеринг проходов окружения .............................................................403 Рендеринг проходов окклюзии ..............................................................406 Рендеринг прохода красоты....................................................................407 Рендеринг проходов освещения .............................................................408 Рендеринг прохода глобального освещения .........................................410 Рендеринг прохода маски .......................................................................411 Рендеринг прохода глубины ...................................................................412 Особенности управления рендерингом проходов ................................414 Одновременный рендеринг нескольких проходов ...............................415 Привязка 3D-анимации к снятым на камеру изображениям фоновых плейтов .........................................................................................416 Референсные шары и светопробы ..........................................................416 Использование матовых шаров .........................................................416 Использование зеркальных шаров ....................................................417 Кадры со светопробой .............................................................................419 Другие подходы к согласованию освещения .........................................419 Настройка цветов вашей композиции .......................................................421 Выбор творческого подхода ........................................................................423 Упражнения ..................................................................................................425 Глава 12. Конвейеры производства и профессиональные практики .......................................427 Конвейеры производства ............................................................................428 Планирование анимированного персонажа..........................................428 Сценарий .............................................................................................428 Лейаут ..................................................................................................431 Подготовка кадров с визуальными эффектами ....................................432 Превью .................................................................................................432 Трекинг ................................................................................................432 Ротоскопирование ..............................................................................435 Основные отделы производства .............................................................436 Художественный отдел .......................................................................437 Отдел моделирования .........................................................................440 Отдел декорирования сцены ..............................................................441 Отдел риггинга персонажей ...............................................................442 Отдел анимации персонажей .............................................................443 Отдел эффектов ...................................................................................444 Отдел шейдинга ..................................................................................444 Отдел текстурирования ......................................................................445 Отдел освещения .................................................................................446 Отдел компоузинга .............................................................................448 Цветокоррекция и окончательный результат ...................................449 Производственные процессы визуализации .........................................450 Освещение на крупных проектах ...............................................................452 Определение ключевых кадров ..............................................................452 Использование сохраненных схем освещения ......................................454 Использование ссылок ............................................................................455 Смешанные подходы ...............................................................................458 Ваше продвижение по карьерной лестнице ...............................................458 Узнать больше в интернете .....................................................................460 Предметный указатель .....................................................461
Стр.12

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически