ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА
Методические рекомендации
Направление подготовки
51.03.03 Социально-культурная деятельность
Направленность
«Менеджмент социально-культурной деятельности»
Уровень бакалавриата
Сургут, 2022
Стр.1
УДК 379.81(078)
ББК 77.4р30я81
М 54
Печатается по рекомендации
отдела мониторинга качества обучения
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Методические рекомендации обсуждены на заседании
кафедры социально-художественного образования
19 апреля 2021 года, протокол № 9.
Методика организации досуга : методические рекомендации : направление подготовки
М 54
51.03.03 Социально-культурная деятельность, направленность «Менеджмент социальнокультурной
деятельности» / Департамент образования и науки Ханты-Мансийского Автономного
округа – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры БУ «Сургутский
государственный педагогический университет» ; составитель М. В. Воронова. – Сургут :
РИО СурГПУ, 2022. – 61 [1] с. – Текст : непосредственный.
Методические рекомендации направлены на организацию самостоятельной работы обучающихся
и призваны оказать помощь в освоении создания проекта. Материалы могут быть использованы
по дисциплине «Методика организации досуга» для подготовки менеджеров социально-культурной
деятельности.
УДК 379.81(078)
ББК 77.4р30я81
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
– 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..................................................................................................................................................... 4
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины .......................................................... 6
Методические рекомендации по выполнению практической работы .................................................. 8
Выполнение практических заданий ......................................................................................................... 44
Приложение 1 «Пример составления сценарного плана» ..................................................................... 45
Приложение 2 «Структура создания и проведения анимационной программы» ............................... 47
Приложение 3 «Структура составления праздничной программы» ..................................................... 48
Приложение 4 «Структура подготовки и создания программы» .......................................................... 49
Приложение 5 «Пример оформления музыкально-шумовой и световой партитуры» ....................... 50
Приложение 6 «Пример пресс и пост-релиза» ....................................................................................... 52
Приложение 7 «Примеры афиш мероприятия» ...................................................................................... 53
Приложение 8 «Пример сценариев мероприятия» ................................................................................. 54
Приложение 9 «Шкала оценки освоения дисциплины» ........................................................................ 58
Учебно-методическое и программное обеспечение ............................................................................... 61
– 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование актуальности и социальной значимости дисциплины.
В настоящее время организация досуга занимает значительное место в жизни современного
человека. В условиях диверсификации современного общества существует ряд определенных проблем
в организации досуга различных категорий населения. В этот ряд проблем входят: утрата духовно-нравственных
ценностей, обесценивание традиционной и классической культуры, сокращение
кадров и финансирования учреждений культуры. Существует необходимость постоянного
обогащения содержания культурной деятельности, развития форм и средств организации досуга
населения, популяризация традиционной и классической культуры, изучения новых видов досуга
и форм организации досуговой деятельности.
Технология досуговых программ всегда реализуется через форму, под которой в культурнодосуговой
деятельности принято понимать способ организации деятельности людей на досуге; программы
можно классифицировать исходя из следующих основных признаков: содержание деятельности
(игровая, коммуникативная, соревновательная, зрелищная); количество участников (массовая,
групповая, индивидуальная).
Общие подходы в понимании формы культурно-досуговой программы базируются на характере
взаимодействия участников (например, массовая игра, групповое соревнование, индивидуальная
беседа).
Досуг, как часть свободного времени, привлекает молодежь. Через организацию досуговой
деятельности возможно воздействие на молодежь, подростков и детей, возможна популяризация
ценностей и норм, традиций и культуры. Через организацию досуга создаются условия, не только по
организации свободного времени и развлечения, но и по формированию гражданственности, здорового
образа жизни, саморазвития и самореализации, профессиональной ориентации, культурного
обогащения.
Методика организации досуга включает в себя различные формы, эмоциональную окраску,
практическое применение средств и методов организации досуговой деятельности, возможность
сочетать в себе несколько форм и направленностей деятельностей – физическую и интеллектуальную,
культурную и развлекательную, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Методические рекомендации «Методика организации досуга» позволят качественно осуществлять
подготовку, как к теоретическому, так и к практическому блоку изучения дисциплины,
рассматривать основные понятия и примеры организации досуга населения.
Методические рекомендации разработаны для качественной подготовки к видам контроля
знаний по преподаванию дисциплины, определения рекомендуемой литературы в подготовке заданий,
определения самостоятельной работы обучающихся, определения требований к подготовке
заданий, к критериям оценивания заданий.
Цели и задачи освоения дисциплины.
Цель дисциплины – формирование теоретических знаний и умений в реализации методики
организации досуга различных возрастных категорий.
Задачи дисциплины:
1. Освоение теоретического содержания методики организации досуга
2. Формирование умений организовывать досуг.
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ПК-1 – способность проектировать социально-культурную деятельность на основе изучения
запросов различных социальных групп населения.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами
компетенций:
знать:
специфику организации художественно-творческой деятельности в клубном учреждении,
парке культуры и отдыха;
алгоритм разработки и обоснования проектов и программ развития социально-культурной
деятельности;
классификацию видов и форм досуговой деятельности;
уметь:
применять приемы при организации досуга различных категорий населения.
– 4 –
Стр.4
владеть:
понятиями досуговой деятельности при организации досуга;
методикой разработки сценарного плана и сценария мероприятия.
опыт:
проведения досуговых мероприятий для различных категорий населения.
Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них:
контактная работа – 36 ч.;
самостоятельная работа – 36 ч.
Формы организации учебного процесса.
Основными формами проведения аудиторных занятий являются практические занятия рассматриваются
теоретические аспекты методики организации досуга и применяются на практике,
через организацию творческой деятельности; углубленно изучаются и обсуждаются вопросы, в ходе
которых идет формирование необходимых умений и навыков, связанных с организацией досуга
для различных категорий населения, овладением методикой организации и проведения досуга,
написания сценария и сценарного плана. Кроме того, используются интерактивные формы работы:
лекция-визуализация, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, беседы, деловая
игра, ролевая игра, перекрестная работа в малых группах, мультимедийная презентация, дистанционные
технологии и привлечение возможностей сети Интернет. Основными темы дисциплины затрагивают
все аспекты организации досуговых мероприятий, методики проведения, продвижения
и пиара, а также разработки необходимых документов и материалов для досугового мероприятия:
«Классификация видов досуга. Принципы функции, методы досуга», «Генерирование идеи и решение
проблемы в досуговой деятельности», «Постановка цели и задач досугового мероприятия», «Ресурсы,
средства и формы организации досуговых мероприятий для различных категорий населения»,
«Нормативные документы при организации досуговой деятельности для различных категорий
населения», «Сценарный план и сценарий при организации досуговой деятельности», «Музыкальношумовая
и световая партитура при построении досугового мероприятия», «Афиша как PR досугового
мероприятия».
– 5 –
Стр.5