Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Физиология двигательной деятельности (220,00 руб.)

0   0
АвторыМальцев Виктор Петрович, Щербакова Александра Эдуардовна , Говорухина Алена Анатольевна, Ложкина-Гамецкая Наталья Ивановна
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц94
ID807604
Аннотациядеятельности»: физиологические основы двигательной деятельности организма человека; физиологические основы адаптации к мышечной деятельности и функциональные резервы организма. В каждой теме представлен теоретический материал, необходимый для выполнения практических работ, приведены вопросы и задания с методическими указаниями для самостоятельной работы студентов.
Физиология двигательной деятельности : учебно-методическое пособие : направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направлен-ность «Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура») ; 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / В.П. Мальцев, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина, Н.И. Ложкина-Гамецкая .— Сургут : РИО СурГПУ, 2022 .— 94 с. — URL: https://rucont.ru/efd/807604 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Физиология_двигательной_деятельности.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности В.П. Мальцев, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина, Н.И. Ложкина-Гамецкая ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Направленность «Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура» 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Сургут, 2022
Стр.1
УДК 612.76(075.8) ББК 28.707.13я73-9 М 21 Печатается по рекомендации отдела мониторинга качества обучения БУ «Сургутский государственный педагогический университет» Авторы: Мальцев В.П., Щербакова А.Э., Говорухина А.А., Ложкина-Гамецкая Н.И. Рецензенты: профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета Мальков О.А., доктор медицинских наук, доцент, Байгужин П.А., доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра спортивной науки Южно-Уральского государственного университета Мальцев В. П. Физиология двигательной деятельности : учебно-методическое пособие : направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура») ; 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / В.П. Мальцев, А.Э. Щербакова, А.А. Говорухина, Н.И. Ложкина-Гамецкая / Департамент образования и науки ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022. – 93 [1] с. – Текст : непосредственный. Учебно-методическое пособие по физиологии двигательной деятельности составлено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС 3++) по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), (Направленность: Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура) и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Учебно-методическое пособие состоит из 2 разделов, которые в полном объеме раскрывают содержание реализуемых компонентов компетенций по дисциплине «Физиология двигательной деятельности»: физиологические основы двигательной деятельности организма человека; физиологические основы адаптации к мышечной деятельности и функциональные резервы организма. В каждой теме представлен теоретический материал, необходимый для выполнения практиУДК 612.76(075.8) ББК 28.707.13я73-9 ческих работ, приведены вопросы и задания с методическими указаниями для самостоятельной работы студентов. © Мальцев В.П., Щербакова А.Э., Говорухина А.А., Ложкина-Гамецкая Н.И., 2022 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022 – 2 –
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................... 4 МОДУЛЬ 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА ................................................... 6 У.Э. 1.1. Физиология нервно-мышечного аппарата ....................................... 6 У.Э. 1.2. Физиология мышечного сокращения и расслабления ................... 14 У.Э. 1.3. Функциональная организация моторной системы ......................... 25 У.Э. 1.4. Физиологические механизмы организации и управления движений ......................................................................................... 39 МОДУЛЬ 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ К МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА ....................................................................................... 48 У.Э. 2.1. Адаптация к физической нагрузке организма ................................. 48 У.Э. 2.2. Физиологические основы физической работоспособности ........... 56 У.Э. 2.3. Оценка функциональных возможностей мышечной системы человека ................................................................................ 63 У.Э. 2.4. Функциональная оценка утомления при мышечной деятельности . ................................................................................ 72 У.Э. 2.5. Оценка функциональных резервов организма спортсмена . .......... 81 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .................... 87 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ .......... 90 ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................. 92 * У.Э. – учебный элемент – 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина «Физиология двигательной деятельности» относится к Медико-биологическому модулю и осваивается студентами в соответствии с ФГОС ВО 3++ по направлениям подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), Направленность: Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура и 49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Учебная дисциплина «Физиология двигательной деятельности» ориентирована на формирование теоретических основ и практических умений работы с разнообразными источниками медико-биологической информации, а также на изучение особенностей физиологических реакций организма человека на рационально дозируемые двигательные нагрузки. Руководство поможет студентам овладеть знаниями о влиянии средовых и генетических факторов на организм, методологией оценки и интерпретации изменений организма, возникающих при занятиях физической культурой и спортом. Освоение курса «Физиология двигательной деятельности» позволит будущим специалистам грамотно анализировать нормативы и требования, направленные на оценку состояния здоровья, охрану и укрепление здоровья обучающихся, в том числе – имеющих нарушения в состоянии здоровья. Цель курса: формирование теоретических основ двигательной деятельности, и практических умений оценки адаптационных изменений организма при систематическом воздействии физических нагрузок. Задачи: 1. Формировать теоретические основы двигательной деятельности; 2. Развивать умение прогнозирования и оценки адаптационных изменений в организме, возникающих под влиянием систематических физических нагрузок; 3. Научить студентов использовать физиологические методы исследования для оценки физического развития и адаптационных резервов организма. Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующей компетенции:  Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами образовательных организаций, проводить занятия, физкультурно-спортивные мероприятия с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной деятельности с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста (ПК-5). – 4 –
Стр.4
 Способен осуществлять контроль с использованием методов измерения и оценки физического развития, функциональной подготовленности, психического состояния занимающихся, с учетом нозологических форм заболеваний занимающихся (ОПК-4).  Способен планировать содержание занятий с учетом положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся различного пола и возраста, нозологических форм заболеваний занимающихся (ОПК-13). В результате изучения дисциплины «Физиология двигательной деятельности» обучающийся должен овладеть следующими компонентами компетенций: знать:  физиологические механизмы, обеспечивающие адаптивные реакции организма при воздействии физических нагрузок определенной направленности с учетом возраста и пола;  физиологические механизмы реализации двигательной активности лиц, занимающихся физической культурой и спортом с учетом возраста и пола;  физиологические механизмы регуляции деятельности основных органов и систем при мышечной работе с учетом возраста и пола; уметь:  интерпретировать результаты оценки функциональных показателей организма человека при мышечной работе;  анализировать влияние различных средовых факторов на функциональные возможности организма при физической нагрузке разной направленности и продолжительности;  прогнозировать применение теоретических основ двигательной деятельности для организации процесса обучения двигательным действиям обучающихся с учетом пола и возраста; владеть:  современными представлениями о физиологических механизмах двигательной деятельности и закономерностях адаптации к физическим нагрузкам;  алгоритмом выбора методов оценки сформированности двигательных качеств обучающихся с учетом возраста и пола;  методиками оценки функционального состояния и адаптационных резервов организма лиц, занимающихся физической культурой и спортом с учетом возраста и пола; иметь опыт:  оценки функционального состояния и адаптационных резервов организма лиц, занимающихся физической культурой и спортом с учетом возраста и пола;  анализа и интерпретации показателей функционального состояния организма человека при мышечной работе;  применения теоретических основ двигательной деятельности для проектирования процесса обучения с учетом пола и возраста. – 5 –
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ