УДК 65.01(075.8)
ББК 65.290-2я73
Т33
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Хайруллина М. В. (введение); Микиденко Н. Л., Сторожева С. П. (гл. 1); Масалова Ю. А.
(гл. 2); Галимова А. Н., Дмитриева Л. И., Глушкова Ю. В. (гл. 3); Емельянович А. А. (гл. 4);
Клавсуц И. Л. (гл. 5); Виниченко В. А. (гл. 6); Гаранина М. В. (гл. 7); Балабин А. А., Щербакова
Н. А. (гл. 8); Мамонтов С. А. (гл. 9); Спиридонова Е. В., Нагапетян К. В. (гл. 10);
Борисова А. А. (гл. 11); Горевая Е. С. (гл. 12); Долгих И. В. (гл. 13); Масалова Ю. А. (гл. 14).
Рецензенты:
Алексеев А. В., доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента НГУ;
Коложвари Э. С., кандидат экономических наук, начальник управления дополнительного
образования НГУЭУ.
Т33
Теория и практика менеджмента: инструментальное обеспечение управленческой
деятельности : учебник / под ред. М. В. Хайруллиной, А. А. Борисовой.
— Москва : Проспект, 2021. — 648 с.
ISBN 978-5-392-34774-2
Практика менеджмента претерпевает значительные изменения. Существенно меняются
подходы к ведению бизнеса, форматы организации хозяйственной деятельности
и инструментарий управления. Требуется осмысление накопленного опыта и современной
практики, понимание условий и вызовов трансформаций, оценка влияния
ограничителей ввода новых способов ведения бизнеса, диагностика реальных и потенциальных
последствий. В учебнике представлены обзоры сложившихся традиционных подходов к организации
и ведению управленческой деятельности, даны авторские оценки современной
практики развития способов ведения бизнеса и реализуемых управленческих практик.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, осваивающих
увлекательный и динамичный мир менеджмента, развивающих управленческие компетенции.
УДК
65.01(075.8)
ББК 65.290-2я73
Учебное издание
Борисова Алена Александровна и др.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебник
Печать цифровая. Печ. л. 40,5. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №.
ООО «Проспект»
Подписано в печать 02.07.2021. Формат 60×90 1
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
ISBN 978-5-392-34774-2
© Коллектив авторов, 2021
© ООО «Проспект», 2021
/16
Стр.2
Аuthors:
Khairullina M. V. (introduction); Mikidenko N. L., Storozheva S. P. (chap. 1); Masalova Y. A.
(chap. 2), Galimova A. N., Dmitrieva L. I., Glushkova Y. V. (chap. 3); Emelyanovich A. A. (chap. 4);
Klavsuts I. L. (chap. 5); Vinichenko V. A. (chap. 6); Garanina M. V. (chap. 7); Balabin A. A.,
Shcherbakova N. A. (chap. 8); Mamontov S. A. (chap. 9); Spiridonova E. V., Nagapetyan K. V.
(chap. 10); Borisova A. A. (chap. 11); Gorevaya E. S. (chap. 12); Dolgikh I. V. (chap. 13); Masalova
Y. A. (chap. 14).
Reviewers:
Alekseev A. V., Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of Management,
NSU;
Kolozsvari E. S., Candidate of Economics, Head of the Further Education, NSUEM.
Management Theory and Practice: Instrumental Support of Management Acptivities
: Textbook / ed. by М. V. Khairullina, А. А. Borisova. — Moscow : Prosekt,
2021. — 648 p.
ISBN 978-5-392-34774-2
o Management practices are undergoing significant changes. Business approaches, business
prehrganization formats, and management tools are changing significantly. It is required to comend
the accumulated experience and modern practice, understanding the conditions and
w challenges of transformations, assessing the impact of restrictions on the introduction of new
m cting management activities, the author’s assessments of modern practices in the developting
and dynamic world of management, forming managerial competencies.
ays of doing business, and diagnosing real and potential consequences.
du The textbook provides reviews of the existing traditional approaches to organizing and conent
of business methods, and implement management practices.
naThe textbook is intended for students of higher educational institutions mastering the fasciISBN
978-5-392-34774-2
© Collective of authors, 2021
© Prospekt LLC, 2021
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ..............................................................................................................................5
Глава 1
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ГЕНЕЗИСИ СТАНОВЛЕНИЕ ........................10
1.1. Периодизация теории и практики управления .................................12
1.2. Классические концепции менеджмента ..............................................21
1.3. Развитие менеджмента во второй половине ХХв. ..........................34
1.4. Развитие концепций менеджмента ........................................................44
Тест по теме «Генезис и становление
научного менеджмента» .............................................................................54
Список использованной литературы ..................................................... 57
Глава 2
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ .....................................................59
2.1. Сущность научного подхода в управлении .........................................59
2.2. Интеграционный подход в менеджменте ............................................66
2.3. Современные подходы к управлению организациями .................71
Список использованной литературы .....................................................76
Глава 3
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА
И ИНСТРУМЕНТЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ ..............................................................78
3.1. Планирование как основная функция менеджмента .....................78
3.2. Традиционные и современные подходы
к организации деятельности ....................................................................92
3.3. Теоретические аспекты и современные подходы
к мотивации персонала ........................................................................... 106
3.4. Контроль и координация в системе управления
организацией ............................................................................................... 112
Список использованной литературы .................................................. 123
Стр.643
644
Оглавление
Глава 4
МОДЕЛИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖЕРА .................................................. 125
4.1. Руководитель как субъект управленческой деятельности ......... 125
4.2. Теории лидерства: подходы и стили управления .......................... 135
4.3. Личностные и профессиональные качества
современного руководителя ................................................................. 151
Список использованной литературы .................................................. 168
Глава 5
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ............................................................... 169
5.1. Стратегический менеджмент в современной
организации ................................................................................................. 169
5.2. Методика разработки стратегии организации
на основе стратегического анализа ................................................... 176
Список использованной литературы .................................................. 180
Глава 6
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ СИСТЕМАМИ
ИИНСТРУМЕНТЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА ........................ 182
6.1. Производственные системы: классификация,
принципы, свойства ................................................................................... 182
6.2. Современные методологии управления производством ........... 189
6.3. История возникновения бережливого производства ..................197
6.4. Инструменты бережливого производства ........................................ 201
Список использованной литературы .................................................. 235
Глава 7
СБЫТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОДАЖ ................. 238
7.1. Управление продажами: планирование
целевой программы, формирование целевых
показателей, алгоритмизация, автоматизация,
постпродажный сервис ............................................................................ 238
7.2. Продвижение продукта или услуги: технологии
и инструменты ............................................................................................. 245
Список использованной литературы .................................................. 252
Глава 8
УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ.......................................... 253
8.1. Основные понятия финансового менеджмента ............................. 254
8.2. Внутренние инструменты управления
финансамикомпании ................................................................................257
Стр.644
Оглавление
645
8.3. Инструменты управления финансовыми ресурсами ................... 265
8.4. Управление стоимостью бизнеса ......................................................... 294
Список использованной литературы .................................................. 299
Глава 9
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ................................................................................ 301
9.1. Сущность и основные понятия проектного управления ............. 302
9.2. Этапы жизненного цикла и процессы
управления проектом ............................................................................... 311
9.3. Менеджмент проектной деятельности в организации............... 365
9.4. Вместо заключения .................................................................................... 374
Список использованной литературы .................................................. 379
Глава 10
ИСТОЧНИКИ И СПОСОБЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
ПРОЕКТОВ .................................................................................................................... 381
10.1. Инвестиционные источники и способы
финансирования, кредитования ......................................................... 382
10.2. Фандрайзинговые источники .............................................................. 390
10.3. Источники финансирования проектов
в цифровой экономике .......................................................................... 412
Список использованной литературы .................................................. 425
Глава 11
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ............................................................................ 429
11.1. Система управления персоналом в организации ....................... 429
11.2. Кадровое обеспечение организации:
технологииформирования ................................................................... 440
11.3. Инструменты адаптации ........................................................................ 458
Список использованной литературы .................................................. 468
Глава 12
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ
И ВНУТРЕННЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В ОРГАНИЗАЦИИ: ИНСТРУМЕНТЫ
И ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ .......................................................................................... 471
12.1. Инновационная активность работников
и внутреннее предпринимательство:
основные понятия .................................................................................... 472
12.2. Мотивация инновационной деятельности работников ............ 476
Стр.645
646
Оглавление
12.3. Типы и роли работников при реализации процессов
внутреннего предпринимательства................................................... 490
12.4. Процесс реализации и инструментарий развития
внутреннего предпринимательства....................................................497
12.5. Лучшие практики управления инновационной
активностью работников и реализации внутреннего
предпринимательства ............................................................................. 524
Список использованной литературы .................................................. 535
Глава 13
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ................ 540
13.1. Роль информационных ресурсов в менеджменте ...................... 541
13.2. Информационная культура менеджера ...........................................547
13.3. Управление данными предприятия .................................................. 553
13.4. Информационные системы в управлении предприятием :
корпоративные информационные системы,
рынок ERP-систем, CRM-, SCM-, HR-системы ...................................567
Список использованной литературы .................................................. 590
Глава 14
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ................. 597
14.1. Организационные изменения как объект управления ..............597
14.2. Роль человеческих ресурсов в организационных
изменениях .................................................................................................. 604
14.3. Разработка и реализация программ
организационныхизменений .............................................................. 625
Список использованной литературы .................................................. 640
Стр.646