Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635151)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психодиагностика с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации (5000,00 руб.)

0   0
АвторыУльянина О. А., Академия управления МВД России , Ульянина О. А., Леви М. В., Теплова О. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц512
ID807526
АннотацияВ учебнике рассматриваются теоретические и прикладные вопросы психодиагностики. Описывается специфика применения психодиагностических методов в процессе психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников ОВД. Раскрываются основы компьютерной психодиагностики, характеристика и возможности аппаратно-программного психодиагностического комплекса на примере «Мультипсихометр»®. Значительную часть учебника занимает описание психодиагностического инструментария, позволяющего практическим психологам объективно и комплексно изучать личные и деловые качества сотрудников ОВД. Включены описания ряда новых методик, а также модификаций уже известных методик.
Кому рекомендованоИздание предназначено для сотрудников подразделений психологической работы органов внутренних дел, курсантов, слушателей, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России.
ISBN978-5-392-34775-9
УДК159.9.07(075.8)
ББК88.4я73
Психодиагностика с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации : учебник / О.А. Ульянина, М.В. Леви, О.А. Теплова; ред. О.А. Ульянина; Академия управления МВД России .— Москва : Проспект, 2021 .— 512 с. — Авт.-сост. указаны на обороте тит. л. — ISBN 978-5-392-34775-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/807526 (дата обращения: 07.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психодиагностика_с_сотрудниками_органов_внутренних_дел_Российской_Федерации._Учебник.pdf
ББК 88.4я7УДК 159.9.07(075.8) П86 3 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Авторы-составители: Ульянина О. А., доктор психологических наук, доцент, профессор РАО, руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра Академии управления МВД России; Леви М. В., кандидат психологических наук, научный консультант ООО «Инновационные психотехнологии»; Теплова О. А., генеральный директор ООО «Инновационные психотехнологии»; Касперович Ю. Г., кандидат психологических наук, начальник отдела организации психологической работы Департамента государственной службы и кадров МВД России; Виноградов М. В., заместитель начальника отдела организации психологической работы Департамента государственной службы и кадров МВД России. Рецензенты: Марьин М. И., доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета; Булгаков А. В., доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя. П86 Психодиагностика с сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации : учебник / под общ. ред. О. А. Ульяниной. — Москва : Проспект, 2021. — 512 с. В учебнике рассматриваются теоретические и прикладные вопросы психодиагностики. Описывается специфика применения психодиагностических методов в процессе психологического сопровождения служебной деятельности сотрудников ОВД. Раскрываются основы компьютерной психодиагностики, характеристика и возможности аппаратно-программного психодиагностического комплекса на примере «Мультипсихометр»®. Значительную часть учебника занимает описание психодиагностического инструментария, позволяющего практическим психологам объективно и комплексно изучать личные и деловые качества сотрудников ОВД. Включены описания ряда новых методик, а также модификаций уже известных методик. ISBN 978-5-392-34775-9 Издание предназначено для сотрудников подразделений психологической работы органов внутренних дел, курсантов, слушателей, адъюнктов и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России. ББК 88.4я7УДК 159.9.07(075.8) 3 При подготовке учебника использованы материалы из справочной системы АППДК «Мультипсихометр»®. Учебное издание ПСИХОДИАГНОСТИКА С СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Учебник Печать цифровая. Печ. л. 32,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ № ООО «Проспект» Подписано в печать 12.04.2021. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-34775-9 ©© Коллектив авторов, 2021 /16 . Оформление. ООО «Проспект», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ................................................................................................................................3 Глава 1 ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ В ОВД ...........................5 § 1.1. Теоретические аспекты психодиагностики .......................................5 § 1.2. Российский стандарт тестирования персонала ............................11 § 1.3. Психодиагностика как вид психологической практики в ОВД ..........................................................................................20 § 1.4. Основы компьютерной психодиагностики .....................................25 § 1.5. Аппаратно- программный психодиагностический комплекс: характеристика и возможности ..................................... 27 § 1.6. Ключевые понятия и принципы реализации тестов в аппаратно- программном психодиагностическом комплексе .....................................................................................................33 § 1.7. Основные формы представления результатов тестирования ...............................................................................................51 § 1.8. Искажение результатов тестирования: источники и способы выявления ..............................................................................70 Глава 2 ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С СОТРУДНИКАМИ ОВД.............. 102 § 2.1. Методики оценки психического состояния................................. 102 2.1.1. Тест цветовых выборов ........................................................ 102 2.1.2. Методики оценки работоспособности/ утомления .................................................................................. 111 2.1.3. Методика определения доминирующего психического состояния ........................................................117 2.1.4. Методика самооценки психического состояния (СПС) ....................................................................... 120
Стр.507
508 Оглавление 2.1.5. Шкала субъективного благополучия ............................... 121 2.1.6. Методики оценки и прогнозирования состояния стресса ................................................................... 122 § 2.2. Методики оценки мотивационно- потребностной сферы личности ...................................................................................... 126 2.2.1. Ориентировочная анкета .....................................................127 2.2.2. Мотивационный профиль.................................................... 128 2.2.3. Опросник карьерных ориентаций ................................... 132 2.2.4. Ценностный опросник Ш. Шварца ................................... 136 2.2.5. Методика оценки мотивации достижения ................... 139 2.2.6. Методики оценки отношения к риску ............................ 140 2.2.7. Методика оценки локуса контроля ................................. 142 2.2.8. Шкала базисных убеждений личности ...........................147 2.2.9. Опросники для оценки самоотношения ....................... 150 2.2.10. Опросник жизнестойкости .................................................. 152 2.2.11. Шкала оценки удовлетворенности жизнью ................. 155 2.2.12. Методика оценки удовлетворенности работой ......... 156 2.2.13. Методика изучения правосознания .................................157 2.2.14. Методика изучения готовности к трудностям профессиональной деятельности сотрудников ОВД .................................................................... 162 § 2.3. Методики оценки свой ств личности .............................................. 168 2.3.1. 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла .................................................................................. 168 2.3.2. 10-факторный личностный опросник (10 ЛФ) ........... 190 2.3.3. Личностный профиль ............................................................ 192 2.3.4. Личностный профиль водителя ........................................ 196 2.3.5. Личностный опросник руководителя (ЛОР) ................. 198 2.3.6. Модифицированный индивидуальнотипологический опросник (ИТО+) .................................... 203 2.3.7. Опросник черт характера ОЧХ-В ..................................... 211 2.3.8. Профессионально- психологический опросник ......... 216 2.3.9. 5-факторный личностный опросник ............................... 219 2.3.10. Опросник для оценки волевого самоконтроля .......... 223 § 2.4. Методики оценки нервно- психической устойчивости ............................................................................................ 226 2.4.1. Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) .................................................................... 226 2.4.2. Мини- Мульт ............................................................................... 253
Стр.508
Оглавление 509 2.4.3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность»........................................................................ 255 2.4.4. Модифицированная версия анкеты «Прогноз» ......... 259 2.4.5. Опросник психопатологической симптоматики SCL — 90 — R ............................................... 260 2.4.6. Опросник PDQ-IV для оценки выраженности патохарактерологических нарушений ........................... 263 2.4.7. Определение склонности к отклоняющемуся поведению ................................................................................. 265 2.4.8. Методика оценки личностной тревожности Спилбергера/Ханина ............................................................. 269 2.4.9. Шкала проявлений тревожности Ж. Тэйлор ................. 270 2.4.10. Методики оценки наличия посттравматического стрессогенного расстройства ............................................. 271 2.4.11. Опросник РПА — 1 для оценки выраженности ранних признаков алкоголизма (модификация М. В. Леви) ................................................................................... 272 2.4.12. Анкета оценки суицидального риска ............................. 274 2.4.13. Опросник суицидального риска (Т. Н. Разуваева, модификация М. В. Леви)...................................................... 275 § 2.5. Методики оценки коммуникативных свой ств личности .........277 2.5.1. Опросник межличностных ориентаций В. Шутца ......277 2.5.2. Оценка индивидуальных особенностей трансперсонального поведения (методика Т. Лири) .................................................................. 282 2.5.3. Методика оценки типа поведения в конфликтной ситуации К. Томаса ................................................................. 289 2.5.4. Опросник для самооценки стиля руководства ........... 294 2.5.5. Методики диагностики «эмоционального интеллекта» ............................................................................... 296 2.5.6. Опросник для оценки манипулятивности (макиавеллизма) ...................................................................... 298 2.5.7. Оценка уровня личностной агрессивности .................. 301 2.5.8. Методика оценки социальной (коммуникативной) тревожности ..................................... 303 2.5.9. Шкала F авторитарных тенденций личности Т. Адорно ..................................................................................... 304 2.5.10. Опросник «Индекс толерантности» ................................ 306 § 2.6. Методики социально- психологических исследований в служебных коллективах ОВД .........................................................307
Стр.509
510 Оглавление 2.6.1. Анкета морально- психологического состояния ......... 310 2.6.2. Методики оценки социально- психологического климата ....................................................................................... 315 2.6.3. Социометрия непараметрическая ................................... 319 2.6.4. Шкала приемлемости ............................................................ 325 2.6.5. Референтометрия ................................................................... 329 2.6.6. Методика исследования делового и эмоционального лидерства ............................................ 333 2.6.7. Методика диагностики межличностных конфликтов ................................................................................ 335 2.6.8. Методика «Графический тест отношений» («Гравюра») ................................................................................ 340 2.6.9. Методика социально- психологического обследования коллектива (СПОК) ................................... 345 2.6.10. Методики групповой оценки личности (ГОЛ) ............. 355 § 2.7. Методики оценки семейно- брачных отношений (блок «Семья») ......................................................................................... 358 2.7.1. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП).......................................................................... 358 2.7.2. Опросник удовлетворенности браком .......................... 361 2.7.3. Опросник родительского отношения ............................. 361 2.7.4. Опросник оценки родительско- детских отношений ................................................................................. 363 2.7.5. Многомерный опросник детской тревожности .......... 365 2.7.6. Опросник Г. Айзенка, подростковый вариант ...............367 2.7.7. Опросник Леонгарда- Шмишека, подростковый вариант ........................................................................................ 368 2.7.8. Дифференциально- диагностический опросник ........ 370 2.7.9. Методика «Карта интересов» ............................................ 371 2.7.10. Тест интеллектуального потенциала ............................... 373 § 2.8. Методики для оценки общих способностей (интеллекта) .............................................................................................. 374 2.8.1. Методика исследования особенностей мышления (МИОМ) ................................................................. 374 2.8.2. Прогрессивные матрицы ......................................................377 2.8.3. Модифицированный вариант методики «Домино» ................................................................................... 381 2.8.4. Краткий ориентировочный тест ........................................ 383 2.8.5. Аналогии ..................................................................................... 385
Стр.510
Оглавление 511 2.8.6. Исключение слова .................................................................. 386 2.8.7. Словарь ....................................................................................... 386 2.8.8. Арифметический счет ............................................................387 2.8.9. Числовые ряды .........................................................................387 2.8.10. Технический тест ..................................................................... 388 2.8.11. Полезависимость .................................................................... 389 2.8.12. Перцептивная скорость ........................................................ 390 2.8.13. Кольца Ландольта ................................................................... 392 2.8.14. Память на слова (вербальная память) ............................ 394 § 2.9. Методики для оценки специальных способностей ................. 394 2.9.1. Простая сенсомоторная реакция ..................................... 395 2.9.2. Множественный числовой выбор .................................... 396 2.9.3. Теппинг .........................................................................................397 2.9.4. Тремор статический ............................................................... 401 2.9.5. Динамический тремор .......................................................... 405 2.9.6. Координация [движений] .................................................... 405 2.9.7. Оценка координации движений конечностей ............ 405 2.9.8. Оценка тонкой ручной координации ..............................407 2.9.9. Слежение аналоговое ........................................................... 409 2.9.10. Преследующее слежение .................................................... 409 2.9.11. Компенсаторное слежение ................................................. 410 2.9.12. Баланс (уравновешенность) нервных процессов ...... 412 2.9.13. Функциональная подвижность нервных процессов (ФПНП) .................................................................. 416 2.9.14. Избирательность внимания .................................................417 2.9.15. Распределение внимания ................................................... 420 2.9.16. Струп-тест ................................................................................... 421 2.9.17. Готовность к экстренному действию (ГЭД) ................... 424 2.9.18. Припоминание порядкового номера числа (ППНЧ) ......................................................................................... 426 2.9.19. Память на время ...................................................................... 428 2.9.20. Память на лица ........................................................................ 429 2.9.21. Поиск ........................................................................................... 431 2.9.22. Линейный глазомер ............................................................... 431 2.9.23. Пространственная экстраполяция ................................... 434 2.9.24. Пространственно- временная экстраполяция (ПВЭ) .............................................................. 436 2.9.25. Сверка («канцелярское восприятие») .............................437 2.9.26. Сравнение чисел [по величине] ....................................... 439
Стр.511
512 Оглавление 2.9.27. Сложение .................................................................................... 440 2.9.28. Методика «Манекены» ......................................................... 441 2.9.29. Игровая методика «Риск».................................................... 442 § 2.10. Профессиографическая анкета ........................................................ 444 Глава 3 КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ТЕСТОВЫХ БАТАРЕЙ .............................................................................................. 446 § 3.1. Комплексная психодиагностика по основаниям обследования........................................................................................... 446 § 3.2. Характеристика основных тестовых батарей ............................. 455 Заключение .................................................................................................................... 488 Список использованной литературы ................................................................... 490
Стр.512

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ