ББК 7УДК 378.14.58
Т65
Электронные версии книг
на сайте www.prospekt.org
Авторы:
Эскиндаров М. А., доктор экономических наук, профессор, ректор Финансового университета при
Правительстве Российской Федерации, академик РАО; Ручкина Г. Ф., доктор юридических наук,
профессор, декан юридического факультета, профессор департамента правового регулирования
экономической деятельности юридического факультета Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации; Беседкина Н. И., кандидат юридических наук, доцент, первый
заместитель декана, доцент департамента правового регулирования экономической деятельности
юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;
Гагарина М. А., кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента психологии и развития
человеческого капитала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;
Киракосян С. А., кандидат юридических наук, доцент, доцент департамента правового регулирования
экономической деятельности юридического факультета Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации; Можаева Г. В., кандидат исторических наук, доцент,
директор Института онлайн-образования Финансового университета при Правительстве Российской
Федерации; Овчинникова Ю. Е., кандидат психологических наук, доцент, доцент департамента
психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Попова А. В.,
доктор юридических наук, кандидат философских наук, профессор, профессор департамента международного
и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации; Шайдуллина В. К., кандидат юридических наук, заместитель
декана по сотрудничеству с партнерами и воспитательной работе, доцент департамента международного
и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве
Российской Федерации.
Рецензенты:
Цветков В. А., доктор экономических наук, профессор, директор Института проблем рынка РАН,
член-корреспондент РАН;
Гринберг Р. С., доктор экономических наук, профессор, научный руководитель Института экономики
РАН, член-корреспондент РАН.
Т65
Трансформация образовательного процесса в условиях смены поколений :
монография / под ред. М. А. Эскиндарова. — Москва : Проспект, 2021. – 496 с.
ISBN 978-5-392-34039-2
Актуальность настоящей монографии обусловливается двумя факторами. Во-первых, необходимо
выявить ценностные приоритеты поколения Z. Во-вторых, определить основные тенденции развития
современного поколения для понимания того, каким образом разные поколения могут наиболее
эффективно взаимодействовать между собой в условиях современного образовательного пространства.
Все это поспособствует более глубокому и комплексному изучению поколенческой тематики, а
также пониманию ее особенностей, обусловливаемых реалиями цифрового пространства.
В работе представлен обзор теорий поколений в зарубежных и российских исследованиях и их
влияние на трансформацию образовательного процесса. Рассматриваются социально-психологические
и когнитивные характеристики современных абитуриентов и студентов в условиях смены поколений.
На основе авторского исследования выявлены основные особенности молодежи – представителей
поколения Z, влияющие на процесс усвоения ими образовательных программ и получения
высшего образования, показан портер эффективного преподавателя, предложены практические рекомендации
по совершенствованию образовательного процесса в высшей школе.
Законодательство приведено по состоянию на 1 сентября 2020 г.
Монография может представлять интерес для руководителей системы образования, преподавателей
высших учебных заведений, учителей, сотрудников организаций дополнительного профессионального
образования, аспирантов, магистрантов и студентов педагогических и психологических
учебных заведений.
ББК 7УДК 378.14.58
ISBN 978-5-392-34039-2
©© Коллектив авторов, 2021
ООО «Проспект», 2021
Стр.2
Authors:
mEskindarov M. A., Doctor of Economics, Professor, Rector of the Financial University under the Governent
of the Russian Federation, Academician of the Russian Academy of Education; Ruchkina G. F., DocEctor
of Law, Professor, Dean of the Faculty of Law, Professor of the Department of Legal Regulation of
der the Government of the Russian Federation; Gagarina M. A., PhD in Psychology, Associate Profescsor,
Associate Professor of the Department of Psychology and Human Capital Development of the FinanF
onomic Activities of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian
thederation; Besedkina N. I., PhD in Law, Associate Professor, First Deputy Dean, Associate Professor of
ty une Department of Legal Regulation of Economic Activities of the Faculty of Law of the Financial Universiial
University under the Government of the Russian Federation; Kirakosyan S. A., PhD in Law, Associate
Professor, Associate Professor of the Department of Legal Regulation of Economic Activities of the Faculty
of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation; Mozhaeva G. V.,
s PhD in History, Associate Professor, Director of the Institute of Online Education of the Financial Univeraculty
of Social Science and Mass Communication of the Financial University under the Government
D of the Russian Federation; Popova A. V., Doctor of Law, PhD in Philosophy, Professor, Professor of the
vernment of the Russian Federation; Shaidullina V. K., PhD in Law, Deputy Dean for Cooperation with
th Partners and Educational Work, Associate Professor of the Department of International and Public Law of
ademy of Science, Corresponding Member of the Russian Academy of Science;
ussian Academy of Science, Corresponding Member of the Russian Academy of Science.
Reviewers:
AcTsvetkov V. A., Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Market Issues of the Russian
RGreenberg R. S., Doctor of Economics, Professor, Academic Adviser of the Institute of Economics of the
Change : MonTransformation of the Educational Process under the Conditions of Generational
ograph / ed. by М. А. Eskindarov. — Moscow : Prospekt, 2021. – 496 p.
ISBN 978-5-392-34039-2
The relevance of this monograph is due to two factors. Firstly, it is necessary to identify the value priorities
of generation Z. Secondly, it is necessary to determine the main trends in developing the modern generation
m in order to see how different generations can interact more effectively with each other in the conditions of
ace.
The monograph provides an overview of the theories of generations in foreign and Russian studies and its
ity under the Government of the Russian Federation; Ovchinnikova Yu. E., PhD in Psychology, Associate
F Professor, Associate Professor of the Department of Psychology and Human Capital Development of the
Goepartment of International and Public Law of the Faculty of Law of the Financial University under the
e Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation.
odern educational space. All of this assist to a deeper and more comprehensive study of generational subspject-matters,
as well as an understanding of its features which are conditioned by the realities of the digital
impact on the transformation of the educational process. There are reviewed socio-psychological and cognitive
characteristics of modern applicants and students in the context of a generation change. On the basis
of the author’s research, there are revealed main features of young people – representatives of generation Z,
influencing the process of mastering educational programs and obtaining higher education. The porter of an
e effective professor is introduced as well. There are also offered practical recommendations for improving the
ducational process in higher education in the monograph.
The status of legislation is given as of September 1, 2020.
tutThe monograph can be relevant to leaders of the education system, professors of higher educational instiions,
teachers, employees of additional professional organizations, graduate students, undergraduates and
students of pedagogical and psychological educational institutions.
ISBN 978-5-392-34039-2
©© Collective of authors, 2021
Prospekt LLC, 2021
Стр.4
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ................................................................................................................................5
Раздел 1
ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
Глава 1. Общая характеристика теории поколений.
Поколения X, Y, Z. Основные вызовы и угрозы
обществу .......................................................................................................9
Глава 2. Зарубежные и отечественные подходы
к теории поколений ...............................................................................23
Глава 3. «Истина» и «мифы» в понимании поколения Z .........................72
Раздел 2
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПОКОЛЕНИЯ Z
Глава 1. Когнитивные особенности представителей
поколения Z ..............................................................................................85
Глава 2. Регуляторы поведения представителей поколения Z:
мотивы, эмоции, ценности ..................................................................96
Глава 3. Самосознание представителей поколения Z.
Особенности социализации ............................................................ 115
Глава 4. Представители поколения Z
как «цифровые аборигены». Навыки работы
с цифровыми технологиями ........................................................... 129
Раздел 3
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ГЛАЗАМИ ПОКОЛЕНИЯ
Глава 1. Высшая школа для поколения Z: поиск новых
форматов. Трансформация классического
образовательного процесса............................................................ 153
Стр.494
Оглавление
495
Глава 2. Обучение с использованием дистанционных
технологий и конкурентоспособность
выпускников .......................................................................................... 208
Глава 3. Использование социальных сетей и цифровых
технологий в высшем образовании ............................................ 225
Раздел 4
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
И ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z
Глава 1. Особенности проведения лекционных занятий:
новые форматы проведения .......................................................... 253
Глава 2. Новые форматы проведения семинарских
и практических занятий.................................................................... 268
Глава 3. Новые способы контроля знаний. Цифровое
портфолио .............................................................................................. 283
Глава 4. Особенности методического обеспечения
образовательного процесса............................................................ 308
Раздел 5
ТРАНСФОРМАЦИЯ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В УСЛОВИЯХ СМЕНЫ ПОКОЛЕНИЯ
Глава 1. Профессионально- педагогическая деятельность
в условиях современной высшей школы: особенности
и перспективы ...................................................................................... 320
Глава 2. Управление потенциалом, мотивацией
и ответственностью представителей поколения Z .................367
Глава 3. Педагогическое управление многозадачностью,
памятью и вниманием студента в целях влияния
на его успеваемость ............................................................................407
Список использованной литературы ................................................................... 446
Стр.495