МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
РОССИЯ В ЗЕРКАЛЕ
СТОЛЕТНЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
(1917–2017 гг.)
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 46.03.01 История.
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2022
1
Стр.1
УДК 947.084(075.8) Утверждено к печати
ББК 63.3(2)6я73
Р 76
Рецензенты
Г. С. Митыпова, д-р ист. наук, проф.,
Центр воспитания и дополнительного образования БРИОП
В. А. Гельман, д-р ист. наук, проф.,
кафедра социальных технологий ВСГУТУ
В авторской редакции
Р 76
Россия в зеркале столетней модернизации (1917–
2017 гг.): учебно-методическое пособие / Е. Н. Хантакова,
Т. В. Паликова, К. Б-М. Митупов. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского
госуниверситета, 2022. — 264 с.
ISBN 978-5-9793-1782-3
Представленное учебно-методическое пособие отражает
ключевые этапы истории России периода с 1917 по 2017 г. – столетия
фактически беспрерывной модернизации, охватившей все
стороны общественной и государственной жизни.
Пособие состоит из четырех частей, которые включают в себя
планы практических занятий и учебно-методический аппарат
к ним, а также документы и визуальный материал, раскрывающие
и конкретизирующие исторический процесс в изучаемый
период.
Предназначено для обучающихся по направлению подготовки
46.03.01 История.
УДК 947.084(075.8)
ББК 63.3(2)6я73
ISBN 978-5-9793-1782-3
© Е. Н. Хантакова, Т. В. Паликова,
К. Б-М. Митупов, составление, 2022
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2022
2
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Протокол № 6 от 06.10.2022
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебно-методическое издание представляет собой
электронное учебно-методическое пособие для дисциплины «История
России (ХХ в.)» в рамках реализации образовательной программы
высшего образования по направлению подготовки 46.03.01
История очной формы обучения и подготовлено в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования.
Дисциплина «История России (ХХ в.)» относится к обязательным
дисциплинам базовой части Блока 1 в структуре ОП. Изучение
дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций:
ПК-1
– способность использовать в исторических исследованиях
базовые знания в области всеобщей и отечественной истории
ПК-10 – способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов
и библиографии по тематике проводимых исследований.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- теоретические основы развития России в контексте общеевропейских
исторических событий; ключевые исторические факты и
события развития России, реформы и преобразования в России, основные
направления внешней политики, роль видных государственных
деятелей, историографию истории России в 1917 г. –
начале ХХI в.
3
Стр.3
уметь:
- пользоваться основными понятиями курса, понимать и интерпретировать
исторические процессы, проходившие в России в веках
в контексте процессов всемирной истории, сопоставлять анализировать
историческую информацию, отражать и раскрывать ее в рамках
собственных исторически исследованиях систематизировать,
анализировать, критически осмыслять исторические факты события,
использовать информацию при подготовке самостоятельных
исследований.
владеть:
- способами и методами исторического, критического анализа,
работы с источниками, литературой, картографическим материалом
по проблеме.
Основная задача настоящего учебно-методического пособия состоит
в усвоении закономерностей и особенностей развития отечественной
истории в первой четверти ХХ – начале ХХI в. их неразрывной
связи с закономерностями мирового исторического процесса,
в формировании историографического представления об этом
периоде, в дальнейшем развитии у студентов-историков исторического
сознания, аналитических навыков и способности к теоретическому
осмыслению происходивших в стране процессов в рамках дисциплины
«История России (ХХ в.)». Изучение дисциплины призвано
также способствовать формированию гражданской позиции и патриотизма
у студентов и опирается на приобретенные ранее знания по философии,
источниковедению, историографии, военной истории, статистики,
экономики, политологии, социологии, культурологии и литературе.
Курс «История России (ХХ в.)» предполагает изучение отечественной
истории с 1917 по 2017 г., что придает ей ключевой характер
в подготовке студентов по специальности 46.03.01 – История.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что
позволяет продемонстрировать закономерности исторического развития
России означенного периода. Российская история изучается
на фоне событий и явлений, происходящих в Европе, что позволяет
выявить специфику исторического тренда России. В ходе изучения
курса привлекаются формационный и цивилизационный методы
познания, используются межформационные, сквозные линии отечественной
истории, визуализация и персонификация исторического
процесса.
4
Стр.4
Структура учебно-методического пособия состоит из 4 частей:
Первая часть содержит планы практических занятий по истории
России в 1917 – 2017 гг., сопровождающихся перечнем основных
понятий по каждой теме, проблемными вопросами, списком
литературы и перечнем электронных ресурсов, необходимых для
изучения данной темы.
Вторая часть включает исторические документы по истории
России в 1917 – 2017 гг. с вопросами к текстам
Третья часть представляет собой визуальные материалы по
каждой теме курса.
Четвертая часть заключает в себе методический материал в
виде примерных тем курсовых работ, рефератов, докладов, сообщений,
перечня экзаменационных вопросов, а также контрольноизмерительные
материалы.
5
Стр.5