Приложеніе къ^БОГОСЛОВСКОИ ЭНЦИНЛОПЕДІи". Изданіе
^Ч
Ч
№\
Ъ
Ъ
І
І^ .
0
/i
с
уо(>от.ино
Шішзокссл
,- д if с
.1/&ю<-олъское.
гхгснксс
'JBepx^TToepojiccoe
\Ъ
щт
bfrufcHU
£о-я.Уаі
'^ytoejtyeebJL,
Xyn-Шмагикъ
говьснка.
егруэ^гаю/*™^
о lOCUbKUHKoi
'аЖекка,
ZlrLOeKt
t
/^н^въ
tccic
rvmoeo 4
J,
Іут..
^o*™
'2 s:
Ст.Ве^^слкка^
МиЛ HOi'
k гсселАв&^
^
To>
KUZKUKZ
opzoe. СиуИоЭ ъ .
I
IMil I
III
I II i f
' S •''•!•, • I . ,
!
I
1
,
.
1
Шкояькал Картпопешткя С.ПВ Л снои
грамотпъс
^
0
иікола.
иасола.
церковно-приходской
грам.оты.
• *£- Q
Ъ
іикдлой.
к
ШША
АСТРАХАНСКАЯ ЕПАРХІЯ
Масштаб ъ
40
Верстг
80
jgo
Ъ
<1
іеккигево
Щ^}
jP^ttF^
^
Лара.еаккое'^
•Михаи^іовка
Якднково
\ое
Ь~-^
ІЗС&ЗІ
^ірзика коса.
"ирюгьлкосоь
рЯ5
-Іетыреfyena
Хатзалат %
с
<£>
<>
Лмі
Басикскоі
ъШсрі
^Жут.
[ЗЩхунъ-Ссслсс
*&,
^лиггуэь
'лакгCm.
Ле б-хжикск^
ЩКСКЬ
Cm. Дуркоескал
•
~ЩьЛжа.р с
Лауэактпщ
BoLJUOiuKHOSx
wopnocmuKcxaz
ликолае
ішсс-лаевха
'
івка..
Ъсяо
ъСпасо-Лісколъскій
ьДвпткой
і>Жаковсс
іелеяга.
аТиіикоеъ
о
^МонасС.
оеі Tempon at мексс
Kopty'
а.нъ
Уторъ
Cm. С/іроела
s'
Лбгіхаиловка:°
"•
JfeaKoeica. \
ВНОТДЕВСКЪг
-Владилсіро&ксс
ЛрщгсиЩко
^ :
^
\
Ст..1/дагксис
^Ь^ххагЬловка^ологаевка)
^Сасьікаильское
ofcotKoeum/ta.
Івка.
^•еріскоака.,
Тамооблок
рЛ елитплкае
укаля
у
^Xoifce. ''ут,с>ека.
Д A
-
v^KoeJaicwuu
ysPoKpymoeo
Ъсрого о
Зокоъо^боіка,
Варановкл
Стлри^оТЩЖі££і%%
k
1 \Б^ Ь
x M'"^,
е С
і £ Г^ аСІ І
АРождестеекка
<• сольпрщ
* га
*
У K
K A
«
"g®*
ITa.hcjxco
'.umpzeeiia.
i>
Ханская ставк а
кЗлыл.ор.Ъ I
•улдлгокскал
.гръсстс
в н
н н я я
^ІрЫзсиска,
іл?
М лгсрі
ЛасфЪ
А.П-Лолухина.
,.г ^
leotcicob
Шіскуіскгш.ъ
Леегухово
ювъ
аскоисе
Соляшсл
ов^
л *[Салш<.о скъ.я.6а.лка,
•Іу&лекса.кдр
уека.
Іх-^ігрллсозакій.
Халссшкгскоеь
bJoH-t(Xf>oe%.JCyrriop%,
Хип
Ху,
-ггьорь
•.Таловка.
ал.
*&
^
£
ШШШ, Ші\
so
^
-^ ^
Стр.2
^ ПРАВОШВНАЯ
илж
СОДЕРЖАЩІИ ВЪ СВ Ъ НЕОБХОДИМЫЯ ДЛЯ КАЖДАГО СВ ДВШЯ
ПО ВСЪЖЪ ВАЖН ЙШИМЪ ПРЕДМЕТАМЪ ВОГОСЛОВСКАГО ЗНАНІЯ
ВЪ АДФАВИТНОМЪ ПОРЯДКЪ. В ъ НЕГО ВХОДЯТЪ СТАТЬИ ПО ВСГ
ВОГОСЛОВСКИМЪ БАУКАМЪ, КАКЪ:
БМЪ
I. Св. Шсаніе и Библейская исторія
и археологія.
II. Основное, Доглатцческое и Нравственное
богословіе.
Ш. Церковная цсторія—всообщая и ,
русская.
IY. Обличеніе инославія, раскола и
сектантства.
Т. Каноническое право и церковнопрпходская
практика.
/VI. Лптургпка, агіологія, яатрологія п
дерковиая археологія,
ІІ. Пропов днпчоство п егоисторія.
ІІІ. Философія u педагогика въ пунктахъ
оопрпкосновешя лхъ съ
богоеловіемъ.
И8ДАНІЕ ПОДЪ ВЕДАКЩЕИ ПРОФЕССОРА
А, П. ЛОПУХИНА.
ТОМЪ ВТОРОИ.
ЛГЖЕОЛОГІЛ-БІОХІІЕРЪ.
J
БОГОСЛОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДІЯ
СЪ ИЛЛЮСТРАЦІЯМИ И КАРТАМИ.
^к^
ПЕТРОГРАДЪ.
ПРЮІОЖЕШВ КЪ ДУХОВНОМУ ЖУРНАЛУ „СТРАННИКЪ" ЗА
1901 г.
Стр.3
С.-Петербургъ, 25 апр ля 1901 года.
От С.-Петербургскаго Духовнаго Цензурнаго Комитета печатать дозволяетс
Старшій цензоръ архимандритъ Антонинъ.
Ш^СЧЬ
2007087049
Зам ненб
Стр.4
Предисловіе.
Издавая въ св тъ П-й томъ «Православной Богословской Энциклопедіи»,
счйта мъ долгомъ прежде всего выразить глубочайшуіб признательность
т мъ БемалочЕСленнымъ лицамъ, которыя по поводу выхода
въ св тъ І-го тома почтйли насъ и устными и писы\генвыми выралсепіями
своего горячаго сочзг
вствія ' предпршіятому нами изданію,
ч мъ не ТОЛЬЕО вновъ подтвердшш предположепіе о соотв тствіи
такого рода
изданія назр вшей потребности въ нашемъ обществ ;
но ж мпого сод йствовали поддерл;анію духа издателя, укр плял въ пемъ
ув решіость въ возможиости благополучно довести начатое д ло до Еонца.
Тол{е сочувствіе къ нашему изданію проявилось и въ ыиогочисленныхъ
рецензіяхъ. которыя вс , за едштичными исключеиіямж, проникнуты были
благсшелательностыо, и далге т изъ иихъ, авторы которыхъ по т лъ или
инымъ побужденіямъ заняли критически-отрицателыюе положеніе, оказались
не безполезными для изданія, послужив.ъ поводомъ къ лучшему выясиенію
самой идеи, задачи и метода Энциклопедіи, къ разс янію н которыхъ
недоразум ній и къ устраненію неизб лшыхъ недочетовъ, какъ и вообще
къ возбужденію обществеинаго вннмапія къ нему. «Слава Богу за все»!
Второй тоыъ является прямымъ продолжеиіемъ І-го и въ него
вошли — окоичаніе буквы А и вся б5г
ква Б. Первоначалы-ю предполаріось
ввести и букву В, но предпололіеиіе оказалось Беисполнимылъ,
ікъ какъ и для того, чтобы закончить буквуБ, пришлось зиачительно
величить томъ противъ прииятой нормы (вм сто 30 — 35 листовъ дано боре
40 листовъ). Такое увеличеніе тома объясняется валшостыо т хъ предвтовъ,
которые вошли въ его составъ и которые требовали особенно
бстоятельыаго излол;еііія (каковы статьи: А онъ, Библія, Благодать,
Іогъ, Богопознаніе, Богослуженіе;
атрогивающія самое существо богословскаго знанія), т мъ бол е, что
Богословіе, Богочелов къ и другія,
Стр.5
643
БЛА.
БОГОСЛОВСКАЯ
II. Доіматъ о благодати у древнцхъ
отцовъ церквн не быдъ предметокъ
тщатбльнаго изсд дованія; въ частн йшее
раскрытіе учеиія о д йствіяхъ
благодатн и ея отношенія къ свобод
они не входили, ограничиваясь т мъ
общимъ положеніемъ, что въ д л снасенія
все совершается д ііствіемъ благодати
Божіей, но въ то же вреыя ничего
н бываетъ независимо и помимо
воли челов ка; при этомъ онн бол
останавливались яа раскрытіи понятія
о свобод'1, выдвигая его на первый
плаяъ какъ въ' противоноложность фатализму
язычества и яатурализму гяостицизма
(бол е древяіе отцы), такъ
и въ виду чнсто практяческихъ пнтересовъ
(поздн йшіе). Бол е подробное
раскрытіе ученіе о благодати получило
въ церкви занадноЁ, поводоыъ къ чему
нослужило ноявленіе въ нач. V и. нелагіанства.—Прнзнавая,
что челов къ
и посд гр хопаденія сохранилъ нолную
свободу самоопред ленія (liberum
arbitrium) и потому им етъ «возможность
не гр шить», п лагіане отрнцалн
безусловную необходимость благодатн
для доброд ланія, а вид ли въ
ней тодько всномогательное средство
(adjutormm), даруемое для того, чтобы
челов къ могъ легче исполнять то, что
онъ могъ бы сд лать и самъ но себ ,
прич мъ, нодъ благодатью разум ли
преимущественно содерзканіе бож. откровенія,
въ особенности христіанскаго,
и отпущені
гр ховъ, подаваемое въ
крещеніи.—Въ нротивололожность такому
воззр нію, бл. Августинъ, утверждая,
что носл наденія гр хъ въ
ч лов к сталъ госнодствующимъ началомъ,
что свобода къ добру утрачеяа
и на м сто ея явилась necessitas ресcatnm
habendi, пояималъ благодать
какъ силу внутреяяюю (interna potestas),
которая яроизводнтъ въ душ
гр шника само желаніе добра н завнсимо
отъ его воли и помимо всякихъ
заслугъ (sine nobis),—опред -
лялъ ее ноэтому какъ inspiratio bonae
Tolnntatis, н, поскольку воля ояред -
ляется познаніемъ, поскольку,—другими
словами,—мотивъ къ доброд лаяію
дается в рою, усвоялъ благодатн
и самое пронзведеяіе в ры, какъ принБЛА
644
ципа,
которымъ обусловливается вс
то, что благодать производитъ въ ч -
лов к (отсюда августиновское: Ошп
quod non ex fide peccatum). Понятнымъ
сл дствіемъ такого воззр яія являлось
у Августина то положені , что
благодать д йствуетъ непреодолимо
(indeclinabiliter
et
insuperabiiiter),
црепоб ждаетъ далсе и яротивоборствующую
волю; а на естественяый въ
этомъ случа вонросъ, почему же в -
руютъ и спасаются не вс ,—прямымъ
н посл довательнымъ отв томъ явилось
ученіе о б зусловномъ предо-і
пред леяіи.—Протестъ противъ крайностей
такого учеяія заявленъ былъ
со стороны такъ называемаго полупелагіанства.
Представители посл дняго
(какъ преп. Кассіанъ, Фаустъ, ея. Р йійскін)
стояли вообще на точк зр яія
древнихъ отцовъ, т. е., допуская въ
челов к свободу—хотя и ослабленную—творнть
добро (ріа desideria, ріа
studia, provida спга salutis), нринимать
илн отв ргать благодать, нризнавали
необходнмость бож. благодати,
какъ вяутреяней силы, и все д ло
спасенія яредставляли результатомъ
взаимод нствія об ихъ силъ (utraque
concordant), хотя н которые нзъ нихъ
утверждали, что начало в ры зависитъ
только отъ самого челов ка, и
благодать, сл доват льно, дается въ
силу н котороі заслуги (secundum
aliqua merita humana).—Дальн йшее
развитіе ученія о благодати на Занад
представляетъ повторені съ я которыми
видонзм яіями или августиновскаго
воззр яія, или пелагіаяскаго.
Въ періодъ схоластнки типъ августиновскаго
ученія выразился у омы
Аквннскаго, тияъ яелагіанскаго — у
Дунсъ-Скота. По ом Акв. челов
къ даже н въ яервояачальяомъ
своемъ состояніи, а т мъ бол е уж
въ состояніи гр ховности, не можетъ
творить добра, достойнаго в чной
жизяи. Прияципомъ доброд -
ланія, заслуживающаго челов ку блаженство
(principium operis meritorii),
является даръ обнтающей—освящающей
благодатн (gratia habitualis). Хотя
нолучені
этого св рхъестественяаго
дара посредствуется волей челов ка,
Стр.1
645
БЛА
ЭНЦИКЛОПЕДІЯ.
но самое расположеніе воли къ его
принятію, в свой очередь, опред -
ляется нич мъ инымъ, какъ внутреннимъ
же д йствіемъ на' не со сторопы
Бога, такъ что, сл^Ідов^стобода есть
только форма, въ которой Богъ д йствуета-на
ч лов ка. Посл довательно
ома Акв. допускалъ и безусловное
предопред леніе. ^-Въ йротивоположность
этому
д
т рминистическому
воззр пію, Дунсъ-Скотъ чисто по-пелагіански
пізизнавалъ абсолютную свободу
воли. ІІосл дняя, на его взглядъ,
является ісакъ самъ по себ вполн
достаточный принцппъ доброд ланія,
такъ что челов къ и въ естествеииомъ
своемъ состояніін, ex pirns naturalibus,
можетъ любить Бога бол е всего. Д.
Скотъ признаетъ однако и оправдывающую
благодать (gratia gratificans)
какъ сверхъ стественную силу. Но
этой посл дней у н го не усвояется
даже и того значенія вспомогательнаго
для свободы средства, како придавали
благодати пелагіане. Все ея значеніе
полага тся лншь въ томъ, что она
сообщаетъ д йствіямъ челов ка характ
ръ заслугъ, д лаетъ поведеніе челов
ка богоугодныыъ; д йствіе ея,
сл довательно, чйсто вн шнее, н Hyaena
она оказывается лишь постольку.
поскольку иоступки и д йствія челов
ка ставятся въ отношені къ Богу.
Это воззр ніе было преобладающимъ
до конца схоластики.—Въ новое время
воззр ніе бл. Августпна усвоено
было протестантствомъ,—въ бол е р зКОЁ
форм —реформатствомъ, признающимъ
б зусловное предопред леніе, въ
бол е смягченной — лютеранствомъ.
По ученію посл дняго, въ челов к
посл гр хопаденія не осталось и частицы
духовныхъ сидъ, потребныхъ
для совершенія «правды духовной»
(justitia Dei sen spiritualis—въотчичіе
отъ justitia civilis); поэтому челов къ
р шительно ннчего не можетъ сд лать
для своего обращенія—ни приготовить
себя къ благодати (арріісаге se ad gratiam),
ни сод иствовать благодати,
ни—далсе самод ятельно принять ее.
Его отиошеніе къ благодати можетъ
быть только чисто-пассивнымъ. Т мъ
пе мен е благодать resistibilis, и если
ВЛА
646
челов къ отвергаетъ ее, то вина падаетъ
на него самого (Непосл довательность,
допускаемая съ ц лью изб
жать вывода о безусловномъ предопред
л ніи). По возрожденіи, благодать
д йствуетъ совм стно съ свободой (gr.
cooperans). Въ нов йше время почти
вс лютеранскіе богословы (какъ еще
и Меланхтонъ) допускаютъ синергизмъ
благодати и свободы и въ мом нт обращенія.—Чистое
пелагіанство въ новое
время возобиовлено въ социніанств
и раціонализм .—Въ римоко-католицизм
августиновское воззр ніе
возобновлено янсенизмомъ; пелагіанствующій
образъ представленія нашелъ
выраженіе въ молинизм —іезуитизм
. Отт нки пелагіанскихъ воззр -
ній сохраняются въ римско-католическомъ
ученіи и дрсел (въ ученіи о
заслугахъ).
III. Ученге православной Церкви въ
бол е частныхъ чертахъ,хотя не вполн
опред ленно, излагается въ «Посланіи
восточныхъ патріарховъ». Посл дне
(членъ 3) различаетъ два вида евангельской
благодати: а) благодать предваряющую—просв
щающую (хар^ ^роxaxapxxwT]
— срш-ю-сіхт]) и б) благодать
особенную (I5wr)) — олравдывакщую.
Дарованіе первой не зависитъ ни отъ какихъ
заслугъ со стороны челов ка (YJV \щ
•йротгіутіааіхЕ т
ерусо
•карё^Еі [ зос]),
и потому ей приписывается въ посланіи
характеръ всеобщности: она «путеводитъ
вс хъ» (тгаоі ^оріуооіхё т]).
Эта всеобщность предваряіощей благодати
неоспоримо должна быть понимаема
въ смысл неограниченности ея
дарованія одними только предопред -
ленными ко спасенію (въ кальвинистическомъ
сыысл ) и ея возможной доступности
для вс хъ людеи,—возможной,
нон фактической,въ томъ смысл ,
что 1) не вс мъ людямъ приводится
слышать слово Христова благов стія,
поскольку распространеніе Евангелія
им етъ свою исторію; 2) не вс пользуются
ею, поскольку д йстві еяобусловливается
свободой т хъ, кому она
предлага тся (чрезъ слово благов стія
о Христ ). — Д йствіе предваряющей
благодати, по ученію «Посланія», заключается
въ томъ, что она «доста21*
Стр.2
647
БЛА
БОГОСЛОВСКАЯ
вляетъ челов ку познані божественной
нстнны» и указываетъ «повел нія, необходимо
нужныя для сиасенія» (или,
какъ въ другомъ м ст : «учитъ д -
лать добро, угодное Богу»); д нствіе
Олагодати особенной — въ томъ, что
она, «сод йствуя, укр пляяи постоянно
совершенствуя (в рующихъ) въ любви
Божіей, -оправдываетъ ихъ и д лаетъ
яредопред денными». Иными словами—
и точн е—д йстві той и другон благодати
можно опред лить такимъ образомъ:
д йствіе первой, совершающееся
черезъ орудіе Слова Божія (Евангельскон
продов ди), состоитъ въ образованіи
в ропокаянныхъ движеній въ
душ гр шннка, совокупность которыхъ
составляетъ то, что называется
обращеніемъ; д йстві второй, орудіемъ
которон сдужатъ таинства, заключается
а) въ оправданіи чедов ка, какъ д йствительномъ
внутреннемъ очищеніи
его отъ гр ховъ, ы б) въ освящешн,
какъ искор неніи вс хъ гр ховныхъ
навыковъ и склоныостей, и возведеніи
в рующаго на высшую ступень правственнаго
совершеиства (Подробн е
см. подъ словомъ «возрожденіе»).
«Посланіе» признаетъ синергизиъ
благодатн н свободы, но точно не опред
дяетъ, какъ нужно понимать его.
Подробнаго раскрытія и вполн точнаго
опред денія по этому вопросу не
даютъ и существуюіція догматич. руководства.
Посл днія обычно ограішчиваются
формулой отрицательнаго характера,
какъ бы направденноЁ противъ
воззр нія, уничтожающаго всякое
зваченіе свободы. Призпавая необходнмость
участія свободы, оніг н опред
ляютъ, какъ должно представлять
взаимод йствіеоб ихъсилъ,—въсмысл
лн совл стио-одновременнаго ихъ д йствія,
илн посл доватедьно-перем ннаго,
и во вс хъ-ли безъ исключепія
момевтахъ процесса усво нія спасенія
эти сиды д йствуютъ въ зависнмостп
другъ отъ друга. Призиавая вообще зависпмость
д йствій благодати отъ свободы,
порою однако допускаютъ, —
именно относительно саыаго начадьнаго
момента въ обращеніи,—что бдагодать
предваряетъ свободу и д йствтетъ
въ челов к независимо бтъ
БЛА
648
посл дней, пронзводя въ душевныхъ спдахъ
челов ка такія изм нелія, въ силу
которыхъ онъ и становится только снособенъ
къ принятію и уразум нію еванг.
ііропов ди, а чрезъ это и къ покаяпной
в р (ср. въ «Прав.-Догм. Богосл.»
м. Макарія начало § 194 и § 187 кон.
янкт. II, а такж кон. п. ІУ. Полн этотъ
взглядъ раскрытъ въ соч. Протопр.
I. Л. Янышева: «Правосл.-христ. ученів
о нравственности» § 61). Бол е точнымъ
однако можно бы считать то р -
шеніе, что благодать и свобода д йствуютъ
исегда совм стно и въ зависпмостн
одна оть другой. Это вполн
справедливо въ частности и относительно
самаго начадьнаго момента обращенія.
Неоспоримо, что возникновені
в рспокаяиныхъ движеній н возможно
безъ олшвленія силъ челов ческаго
духа д нствіемъ благодати. Но едвадіі
можетъ подлежать сомн нію и то, что
такое оживлені совершается н до
образованія этихъ двнженій, а вм ст
съ ннми, въ самый моментъ ихъ возпикновевія
подъ впечатл иіемъ сдышанія
евангедьской пропов ди, какъ
орудія д йствія благодати. Въ противномъ
случа необходимо пришлось бы
или допустить особо магическо-мнстпческое
возд йствіе бдагодати на духовныя
силы чедов ка, или же, — разъ
признается, что благодать д иствуеіъ
черезъ орудіе Сдова Божія и однако
производитъ изы ненія въ душ. сидах-ь
независнмо и помимо води ч дов ка,—
допустить, что при даннолгь д йствіи
благодати есть в который мом нтъ,
когда пропов дь спасенія не воспринимается
челов конъ, иоскольку силы
его еще не способны къ такому воспріятію
и въ этотъ моментъ только
что подготовляются къ посл днему, т. е.,
допустнть н что немысдимое. Кром
того, допущепі помиыовольныхъ д йствій
благодати прпводитъ къ н раар
шимому вопросу, какъ мозкно вредставить
состояыіе оживленія душ. силъ
въ т хъ случаяхъ, когда слово пропов
ди встр чается со стороны слтшающаго
упорныыъ и окончательныігь
нев ріемъ и ожесточевіеыъ, и для чего
можетъ совершаться въ такихъ случаяхъ
не только уже помимовольное.
Стр.3
G49
ЕЛА
ЭПЦИІОІОПЕДІЯ.
яо и насильственпо благодатяое олсивл
ні духа. Гд н тъ ни мал йшихъ
ироявлеиій оживленія душевныхъ силъ,
тамъ н тъ никакого и оживленія. Отсюда
неизб жный выводъ тотъ, что оживляющ
е д йствіе благодати возможно
только подъ условіемъ д йствія свободы
самого чедов ка,—иначе причина
такого блатодатнаго д йствія (являющагося,
какъ скаэано, н обходимьшъ
условіемъ возншшбвенія покаяпной
в ры) могла бы лежать только въ божеств
н. предопред левііи. —Д йствуя
чрезъ оруді Слова, благодать возбужда
тъ энергію вс хъ душ. силъ—просв
ща тъ умъ познаніемъ истины, углубляетъ
сочувствіе и усиливаетъ стреыленіе
къ опознанному, но все это яе
иначе, какъ подъ условіемъ участія въ
этомъ свободы; б зъ свободы не можетъ
быть ни самаго опознанія истпны,
ни возбуждаемыхъ посл днимъ чувствъ
и расположеній. «Просв щаіощая благодать,
говорится въ «Посл. вост. патр.»,
спосп шествуетъ ищущимъ ее» (ТООІ
УгХо тас шсреХеі). Это не зпачптъ,
--бдаако, что челов къ еамъ, своими
свободными усиліями привлекаетъ благодать,
а значитъ лишь то, что благодать
въ моментъ д йствія на челов ка,
находитъ въ немъ согласуіощуюся съ
ней свободу и д йствуетъ на лочв
именно этого согласія; но самое желаніе
свободн согласоваться съ благодатыо,
въ свою очередь, возникаетъ
пменно въ тотъ зке самый моментъ
д йствія благодати. Такимъ образомъ
ни свобода н предваряетъ бдагодати,
ни благодать—свободы; и та и другая
д жствуютъ совм стно—одновременно,
въ органическомъ единств , паходясь
въ зависимости другъ отъ друга. Благодать
д иствуетъ въ свобод и свобода
щ благодати; он , по выралсенію преосв.
еофана, «взаимновходны». —Сказанное
относительно начальнаго момента
вцолн прим нимо и ко вс мъ
посд дующимъ. Какъ вачало сод ванія
спасенія полагается совм стнымъ
д йствіеиъ благодати и свободы, такъ
и весь дальн йіпій процессъ
го
до самаго посл дняго момента совершается
н разлучнымъ д йствіемъ об -
ихъ сплъ,—пря господственномъ, одБЛА
650
нако,
положеніи благодати (1 Кор. 15,
10>.
Г .Отъ д йствій благодати возрождающей
отличаются особыя дарованія благодати,
которымъ преимущественно
усвояется названі
^apiofj-ата. Подъ
этими дарованіями разум ются особениыя
силы и способностн, представляющія
нли усяленныя и возведеыныя
на особенную высоту естественныя
предрасположенія въ челов к , или
силы совершенно новыя, въ самой природ
основанія для себя ' не им ющія
и сообщаемыя Св. Духомъ непосредственно
1
). Отличитедьный характеръ
этихъ дарованій въ томъ, что они
даются ни на личную пользу получающаго
(какъ дары благодати оправдывающей
и освящающ й), а на пользу
общую, на служені церкви (1 Кор.
12,5). Н тъ ни одного дарованія, которое
давалось бы не для служенія;
равнымъ образомъ какъ н тъ ни одного
служ нія въ ц ркви, для котораго
н нужно было бы соотв тствующее
особенное дарованіе.—Сообразно двоякаго
рода потребностямъ церкви—постояннымъ
й временнымъ, ыожно различать
и двухъ родовъ дарованія: неизм
нно пребывающія въ ц ркви и
проявлягощіяся только временно. Къ
первымъ принадлежатъ т , которыя
необходимы для всегдапребывающихъ
въ д ркви слулсеній д ла распространенія
в ры и созиданія спасенія людей,
т. е., служ ній слову пропов ди и
таинствам.ъ (указываемы ап. Павломъ
дары пастырства н учительства Еф.
4, 11; 1 Кор. 12, 28; Римл. 12 7;
1 Тим. 4, 14 — 16); ко вторымъ —
дары исішочительные и необычайные,
1
въ смысл , равцозпачущ мъ оъ /^Р^, Дпя
обознач нія проявпеній свойства божеств.
благодати, когда, напр., Рим. 11, 29^ этиігь
словоьгъ называются планы бож. домостроитепьстпа,
въ частности—об тованія народу
Израильокому, Рим. 5, 16. 16—даръ оправданія
чр зъ Христа, Рим. 6. 23 — в чная
жизнь, дарованвая чрезъ Н го. Иногда
ycepia|j.a употребляется для означ нія вообщ
духовнаго блага (Рим. 1, 11), а равно и
в ществ ннаго, когда, напр., ап. Дав пъ
называетъ этимъ словомъ неожиданно
избавл ні свое отъ см рти (2 Кор. 1, 11).
) XipisjJ-a употребля тся кром того и
Стр.4
651
БЛА
БОГОСЛОВСКАЯ
каковы, напр., неповторяемый въцеркви
даръ апостольства и другія чрезвычайныя
дарованія
первенствующей
церкви: даръ языковъ и нстолкованія
.языковъ, дары нсц л ній, чудотвореній,
пророчества, различенія духовъ (1 Кор.
12, 9—10, 28—30). Впрочемъ, справедлив
БЛА'
652
и
эти посл дніе (за исшпоченіемъ
дара языковъ и ихъ истолкованія),
на ряду съ упоминаемыми Рим.
12, 7, 8, причислять къ дарованіямъ,
которыя постоянно существуютъ въ
церкви. И т п рь въ таинств мнропомазанія
«каждому (в рующему) да тся
на пользу (1 Кор. 12,7), т. е., для
служ нія общему д лу, какое-нибудь
особенное дарованіе Духа, подобно тому
какъ въ первенствующеицерквноносообщалось
чрезъ возложені рукъ апостольскихъ,—только
дарованія эти т перь н
такъ видны въ каждомъ, какъ въ членахъ
ц рквипервенствуюіцей...Но коль
скоро кто займ тся д ломъ спасенія,
какъ долдсно, и потрудится надъ очищеніемъ
сердца, особенность дара его
тотчасъ обнаруживается: онъ начинаетъ
д йствоватъ симъ даромъ—воочію вс хъ »
(Еп.
еофанъ, «Толкованіе Послаиія
св. Ап. Павла къ Ефесянамъ» [Москва.
1879] стр. 246).
Y. Явленіемъ въ міръ благодати Христовой
положено основаніе «царству
благодатіи, котор.ое лежитъ какъ бы въ
средин мещу царствомъ природы и
царствомъ славы. Такъ какъ Духъ Св.
обита тъ въ ц ркви, и въ неіі совершаетъ
спасені людей чрезъ Слово
Божі и свв. таинства, то царство благодати
есть то же, что и церковь. Конецъ
этого царства для всего міра —
посл дній судъ, когда оно д р ідетъ
въ царство славы. Что касается каждаго
челов ка въ частности, то нельзя
указывать на смерть, какъ на общій
для вс хъ пред лъ, за которьшъ н тъ
уже м ста для д іствія бдагодати Христовой.
Если для праведниковъ по
см рти предначинается уже царство
славы (церковь торжествующая), то для
в ровавшихъ во Христа, но н усп вшихъ
совершить достодолжнаго нокаянія,
не заключается еще окончательно
царство благодати. Церковныя молйтвы
за усоппшхъ не им ди бы опред деннаго
смысла, если ,бы -.церковь признавала
смерть такимъ пред ломъ, за которымъ
невоззшжны иикакія . изм н иія въ
судьб челов ка-., Ояа отвергаетъ молитву
только за, ож сточившихся въ
нев ріж гр шниковъ (М . 12, 31, 32;
1 Іоан. 5, 16), справедливо усматривая
въ нхъ ожесточ ніи конечный пред
лъ нхъ дребыванія подъ вр менемъ
благодати и признавая частный посмертный
суд'1.-. для нихъ судомъ посл
днимъ.—Дельзя. высказать съ такою
лю опред ленностыо суладенія о
загробной участи неслышавшихъ Евангелія
втеченіе з мной сво й жизни. Но
еслп им ть въ виду, что какъ оправданіе,
такъ и осужденіе н мож тъ соверщиться
окончательно безъ явленія
«Мужа», предопред деннаго Богомъ
праведно суднть вселенную (Д ян.
17,-31), что именно Христосъ «л -
житъ» какъ «на возстані », такъ и
«на. паденіе» дюд й (Лук. 2, 54), если
принять, дал е, во внимані апост.
ученіе, что Христосъ «и находящимся
въ темниц духамъ, сошедшн, яропов
далъ» (1 Петр. 3, 19), что «и м ртвымъ
было благов ствуемо, чтобы они,
подвергшись суду по челов ку плотію,
лсили по Богу Духомъ» (тамъ же,
4, 6),—то едва ли можно р шитедьно
ограннчивать вр мя возыолснаго для
нихъ вступленія въ царство благодатя
пред ламн толыш земной лшзяи.
Сы., поыимо трактатовъ о благодати въ
догматич. руководствахъ, Еп. еофапа,
«Письыа къ одноыу лицу въ ІІетербург
по поводу появп вія тамъноваго учитвля
в ры»(Спб.1881), особ. ппсьмо 3-е; Протощ].
I. Л. Янцшева, «Правосяавно-христіанское
уч ні о правств нности» (Москва, 1887)
§§ 52 и сл.; по исторіи догмата: А. Л. Катоаискаго,
« Ученіе о благодати Божіей» (нап
чат. въ «Хриот. Чт.» за 1900 и 1901 гг.,
и отд. изд.); изъ иностранныхъ: Fr. Worter,
«Die christl. Leh.re йЪ г das Verhaltniss von
Gnade und Preiheit von den apostoliscben
Zeiten bis auf Angustinus» (ГгеіЬ. ilB,
1856—1860), Ghr. Ernst Lutharclt, «Die Lehre
von freien Willen u. seinem Verh.altnis8
zur G-nade in ilxrer gesobichtlicben Entwicklung
dargestellt» (Leipz. 1863).
П. lenopcxiu.
БЛАГОСЛОВЕ.НІЕ.Наязык Св.Писанія
этотъ т рминъ нж тъ значені освященія
и благотвор нія и нер дко переносится
на самы дары, полученны
Стр.5