Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

Критика и эссеистика

0   0
Первый авторМережковский Дмитрий Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID8041
Аннотация"Смысл войны (1920). О гуманизме (1934). Около важного (О ""Числах"") (1934). О хорошем вкусе и свободе (1934)"
Кому рекомендованоКритика
Мережковский, Д.С. Критика и эссеистика : Статья / Д.С. Мережковский .— : [Б.и.], 1934 .— 7 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/8041 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Д. С. Мережковский Критика и эссеистика Оригинал здесь -- http://www.russianresources.lt/archive/Mer/Mer_0.html СОДЕРЖАНИЕ Смысл войны (1920) О гуманизме (1934) Около важного (О "Числах") (1934) О хорошем вкусе и свободе (1934) <...> Д.С. Мережковский - Смысл войны Настоящая статья Д.С. Мережковкого была написана в Польше осенью 1920 г. (возможно, ее опубликовала газета За Свободу!); она вошла в сборник "За год. - сборник статей и материалов.", изданный Русским Политическим Комитетом в Варшаве (1921 г.). <...> Ошибка это вовсе не поход на Украину, как внешнее стратегическое действие, но внутренний политический смысл, который придан был этому походу, а через него и всей войне, наиболее значительной и влиятельной чаастью Польского общества. <...> С кем Польша воюет: с большевиками или с Россией. <...> Но в сознании Польского общества ясности не было: тут смысл войны мерцал и двоился. <...> Корнями своими уходит она очень глубоко, повторяю, не в сердце, не в воле Польского народа, а в сознании Польского общества, или в некоторой части него. <...> Искупит ли она теперь, после Божьего чуда над Вислой, ошибку Европы, или повторит свою собственную ошибку? <...> Божье чудо откроет ли Польше глаза или потухнет во тьме, только ослепив, как молния? <...> Оставаться на призрачной границе этнографической Польши, "линии Керзона" и заключить мир с Советским правительством; или переступить за эту границу, вести войну до конца свержения Советского правительства и мира с оссвобожденной Россией. <...> Польскому обществу предстоит сделать выбор между этими двумя решениями, и сделать его как можно скорее. <...> Да, прост или легок ответ на словах, - но на деле, как труден. <...> Смысл войны нельзя объяснять никакими словами: надо его сделать ясным. <...> Сколько бы не уверяла Польша, что воюет с большевиками, а не с Россией, - никто не поверит, пока Польша чего-то не сделает. <...> Если Польша без России пойдет на Москву, то едва переступит она за призрачную границу свою, "линию Керзона", как черта эта сделается для нее чертою смерти. <...> О гуманизме Следует <...>
Критика_и_эссеистика.pdf
Д. С.Мережковский Критика и эссеистика Оригинал здесь -- http://www.russianresources.lt/archive/Mer/Mer_0.html СОДЕРЖАНИЕ Смысл войны (1920) О гуманизме (1934) Около важного (О "Числах") (1934) О хорошем вкусе и свободе (1934) Д.С. Мережковский - Смысл войны Настоящая статья Д.С. Мережковкого была написана в Польше осенью 1920 г. (возможно, ее опубликовала газета За Свободу!); она вошла в сборник "За год. - сборник статей и материалов.", изданный Русским Политическим Комитетом в Варшаве (1921 г.). Настоящий текст приводится по этому изданию (изменена орфография). Когда наш друг идет по узенькой дощечке над пропастью, мы не должны кричать: "Берегись, упадешь". Наш крик может погубить: испугавшись, он сделаает неверный шаг и упадет. Когда Польша недавно шла над пропастью, мы с замирающим сердцем следили за ней молча и только молились: сохрани ее, Господь. И молитва наша услышана, Польша спасена. Теперь можно и должно говорить о миновавшей опасности, о неверных шагах, роковых ошибках, которые довели Польшу до края пропасти и едва не погубили. Ведь, если она спасена, то чудом. В чудо надо верить, но нельзя чудес требовать, искушать Бога. Кажется, главная ошибка теперь ясна для многих - о, если бы для всех в Польше! Ошибка это вовсе не поход на Украину, как внешнее стратегическое действие, но внутренний политический смысл, который придан был этому походу, а через него и всей войне, наиболее значительной и влиятельной чаастью Польского общества. Надо сказать правду: с самого начала войны, политический, национальный и всемирный смысл ее был неясен. С кем Польша воюет: с большевиками или с Россией. Для нас русских, ответ был лучезарно-ясен. Если большевики злейшие враги, убийцы России, то война с ними - война не с Россией. Ни одной минуты не сомневались мы, что в сердце Польского народа ответ также ясен. Но в сознании Польского общества ясности не было: тут смысл войны мерцал и двоился. Вот это-та роковая двусмысленность едва не погубила Польшу. Ошибки преуменьшать не следует. Корнями своими уходит она очень глубоко, повторяю, не в сердце, не в воле Польского народа, а в сознании Польского общества, или в некоторой части него. Россия - враг Польши, исконный, вековечный и непримиримый, одинаково, как Россия первая, царская, так вторая, большевистская, а третьей России нет и не будет. Сейчас нет России: там, где она была, - пустое место, черная яма, бездонный хаос. России нет - и благо Польше. Гибель России - спасение Польши; ничтожество России - величие Польши. Может быть, никто этого не сознает и не высказывает так отчетливо, как я сейчас делаю; но не связанная, не сознанная ошибка еще непоправимее: скрытый яд сильнее действует. Стоит ли доказывать, что воля к небытию России для Польши преступна и безумна, самоубийственна. Стоит ли доказывать логикой мышления то, что логикой бытия уже доказано. Вот, когда можно сказзать; не рой другому яму - сам в нее упадешь. Не Польша, а кто-то за Польшу рыл яму России, и Польша едва в нее не упала. В одну яму едва не упала, начнет ли рыть другую? Впрочем воля к небытию России - ошибка не одной только Польши. После мира с Германией,
Стр.1