Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Еврейский вопрос как русский

0   0
Первый авторМережковский Дмитрий Сергеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID8029
Кому рекомендованоПублицистика
Мережковский, Д.С. Еврейский вопрос как русский : Статья / Д.С. Мережковский .— : [Б.и.], 1915 .— 3 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/8029 (дата обращения: 29.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

[Библиотека "ВЕХИ"] <...> Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС КАК РУССКИЙ* <!--[if !supportLineBreakNewLine]--> <!--[endif]--> Хочется думать сейчас о России, об одной России и больше ни о чем, ни о ком. <...> Вопрос о бытии всех племен и языков, сущих в России (по слову Пушкина: "всяк сущий в ней язык"), есть вопрос о бытии самой России. <...> Хочется спросить все эти племена и языки: как вы желаете быть, с Россией или помимо нее? <...> Если помимо, то зачем обра-щаться к нам за помощью? <...> А если не помимо, то забудьте в эту страшную минуту о себе, только о России думайте, потому что не будет ее - не будет и вас всех: ее спасение - ваше, ее погибель - ваша. <...> Хочется сказать, что нет вопроса еврейского, польского, украинского, армянского, грузинского, и проч. и проч., а есть только русский вопрос. <...> Трагедия русского общества в том и заключается, что оно сейчас не имеет права это сказать... <...> Весь идеализм русского общества в вопросах нацио-нальных бессилен, безвластен и потому безответствен. <...> Но это призна-ние давно уже сделано; это возмущение так сильно и про-сто, что о нем почти нельзя говорить спокойно и разумно; можно только кричать вместе с евреями. <...> И вот это сознание, что мало крика, а больше у нас нет ничего, - изнуряет, обессилива-ет. <...> Но и сквозь боль и стыд мы кричим, твердим, клянем-ся, уверяем людей, не знающих таблицы умножения, что дважды два - четыре, что евреи - такие же люди, как и мы - не враги отечества, не изменники, а честные русские граждане, любящие Россию не меньше нашего; что антисемитизм позорное клеймо на лице России. <...> Но, помимо крика, нельзя ли высказать одну спокойную мысль? <...> Слепое отрицание вызывает такое же слепое утверждение чужой национальности. <...> Это значит человек, любящий евреев особой, исключительной любовью, признающий в них правду боль-шую, чем во всех других национальностях. <...> Такими "юдофилами" представляемся националистам, "истинно русским людям", мы, русские люди, "не истинные". <...> - Что вы все с евреями <...>
Еврейский_вопрос_как_русский.pdf
[Библиотека "ВЕХИ"] Д. С.МЕРЕЖКОВСКИЙ ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС КАК РУССКИЙ* Хочется думать сейчас о России, об одной России и больше ни о чем, ни о ком. Вопрос о бытии всех племен и языков, сущих в России (по слову Пушкина: "всяк сущий в ней язык"), есть вопрос о бытии самой России. Хочется спросить все эти племена и языки: как вы желаете быть, с Россией или помимо нее? Если помимо, то зачем обра-щаться к нам за помощью? А если не помимо, то забудьте в эту страшную минуту о себе, только о России думайте, потому что не будет ее - не будет и вас всех: ее спасение - ваше, ее погибель - ваша. Хочется сказать, что нет вопроса еврейского, польского, украинского, армянского, грузинского, и проч. и проч., а есть только русский вопрос. Хочется это сказать, но нельзя. Трагедия русского общества в том и заключается, что оно сейчас не имеет права это сказать... Весь идеализм русского общества в вопросах нацио-нальных бессилен, безвластен и потому безответствен. В еврейском вопросе это особенно ясно. Что от нас хотят евреи? Возмущения нравственного, признания того, что антисемитизм гнусен? Но это призна-ние давно уже сделано; это возмущение так сильно и про-сто, что о нем почти нельзя говорить спокойно и разумно; можно только кричать вместе с евреями. Мы и кричим. Но одного крика мало. И вот это сознание, что мало крика, а больше у нас нет ничего, - изнуряет, обессилива-ет. Тяжело, больно, стыдно... Но и сквозь боль и стыд мы кричим, твердим, клянем-ся, уверяем людей, не знающих таблицы умножения, что дважды два - четыре, что евреи - такие же люди, как и мы - не враги отечества, не изменники, а честные русские граждане, любящие Россию не меньше нашего; что антисемитизм - позорное клеймо на лице России. Но, помимо крика, нельзя ли высказать одну спокойную мысль?Юдофобство с юдофильством связано. Слепое отрицание вызывает такое же слепое утверждение чужой национальности. Когда всему в ней говорится абсолют-ное "нет", то возражая, надо всему сказать абсолютное "да". Что значит "юдофил", по крайней мере, сейчас, в России? Это значит человек, любящий евреев особой, исключительной любовью, признающий в них правду боль-шую, чем во всех других национальностях. Такими "юдофилами" представляемся националистам, "истинно русским людям", мы, русские люди, "не истинные". - Что вы все с евреями возитесь? - говорят нам националисты. Но как же нам не возиться с евреями и не только с ними, но и с поляками, украинцами, армянами, грузинами и проч. и проч? Когда на наших глазах кого-нибудь обижают - "по человечеству" нельзя пройти мимо, надо помочь или, по крайней мере, надо кричать вместе с тем, кого обижают. Это мы и делаем, и горе нам, если мы перестанем это делать, перестанем быть людьми, чтобы сделаться русскими. Целый дремучий лес национальных вопросов встал во-круг нас и заслонил русское небо. Голоса всех сущих в России языков заглушили русский язык. И неизбежно, и праведно. Нам плохо, а им еще хуже; у
Стр.1