УДК 372.851
ББК 74.262.21
Я92
Я92
Яценко И.Ф.
Поурочные разработки по математике. 3 класс : пособие
для учителя / И.Ф. Яценко. – 7-е изд., эл. – 1 файл pdf : 479 с. –
Москва : ВАКО, 2022. – (В помощь школьному учителю). –
Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital
Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-06082-5
В пособии представлены поурочные разработки по математике
для 3 класса. Порядок тем соответствует учебнику Г.В. Дорофеева
и др. («Перспектива»), входящему в действующий федеральный перечень
учебников. Предлагаемые сценарии уроков разработаны в соответствии
с требованиями ФГОС и содержат все, что необходимо учителю
для подготовки к урокам и их проведения.
Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Математика» в составе УМК Г.В. Дорофеева,
Т.Н. Миракова, Т.Б. Буки 2019–2021 гг. выпуска.
УДК 372.851
ББК 74.262.21
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
математике. 3 класс : пособие для учителя / И.Ф. Яценко. – 6-е изд., перераб. –
Москва : ВАКО, 2022. – 480 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-06056-6. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-06082-5
©© ООО «ВАКО», 2017
ООО «ВАКО», 2022,
с изменениями
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
УУПовторениер о к 1. Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100 . . . . 10
ЧИСЛА ОТ 0 ДО 100
р о к 2. Письменные приемы сложения и вычитания
в пределах 100 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
У р о к 3. Конкретный смысл действий умножения и деления . . . . . . 17
У р о к 4. Приемы сложения и вычитания двузначных чисел
с переходом через десяток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
У р о к 5. Приемы сложения и вычитания двузначных чисел
с переходом через десяток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
р о к 8. Контрольная работа № 1 по теме «Числа от 0 до 100
(повторение). Сложение и вычитание чисел в пределах 100» . . . . 35
У р о к 6. Решение составных задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
УСложение и вычитание
У р о к 7. Сумма нескольких слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
У р о к 9. Анализ контрольной работы. Повторение
и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
УУ р о к 10. Цена. Количество. Стоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
У р о к 11. Цена. Количество. Стоимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
У р о к 12. Проверка сложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
У р о к 13. Увеличение и уменьшение отрезка в несколько раз . . . . . . 52
У р о к 14. Прибавление суммы к числу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
У р о к 15. Прибавление суммы к числу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
У р о к 16. Прибавление суммы к числу. Закрепление . . . . . . . . . . . . . 62
У р о к 17. Обозначение геометрических фигур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
р о к 18. Контрольная работа № 2 по теме «Числа от 0 до 100.
Сложение и вычитание. Числовые выражения» . . . . . . . . . . . . . . . 70
У р о к 19. Анализ контрольной работы. Повторение
и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Стр.473
Содержание
УУ р о к 20. Вычитание числа из суммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
473
У р о к 21. Способы вычитания числа из суммы . Решение задач . . . . 80
У р о к 22. Проверка вычитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
У р о к 23. Способы проверки вычитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88
У р о к 24. Вычитание суммы из числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
У р о к 25. Вычитание суммы из числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
У р о к 26. Вычитание суммы из числа. Решение задач . . . . . . . . . . . . 98
У р о к 27. Прием округления при сложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
У р о к 28. Прием округления при сложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
У р о к 29. Прием округления при вычитании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
У р о к 30. Прием округления при вычитании. Решение задач . . . . . 111
У р о к 31. Равные фигуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
У р о к 32. Задачи в три действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
У р о к 33. Задачи в три действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
У р о к 34. Повторение и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
р о к 35. Контрольная работа № 3 по теме «Прием округления
при сложении и вычитании» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
У р о к 36. Анализ контрольной работы. Повторение
и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131
УУмножение и деление
У р о к 37. Четные и нечетные числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
У р о к 38. Четные и нечетные числа. Признак четности чисел . . . . 138
У р о к 39. Умножение числа 3. Деление на 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
У р о к 40. Умножение числа 3. Деление на 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
У р о к 41. Умножение суммы на число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 148
У р о к 42. Способы умножения суммы на число . . . . . . . . . . . . . . . . . 152
У р о к 43. Умножение числа 4. Деление на 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155
У р о к 44. Умножение числа 4. Деление на 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
У р о к 45. Проверка умножения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162
У р о к 46. Умножение двузначного числа на однозначное . . . . . . . . 166
У р о к 47. Умножение двузначного числа на однозначное . . . . . . . . 169
У р о к 48. Задачи на приведение к единице . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
У р о к 49. Решение задач на приведение к единице . . . . . . . . . . . . . . 176
У р о к 50. Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180
У р о к 51. Умножение числа 5. Деление на 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184
У р о к 52. Умножение числа 5. Деление на 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
р о к 53. Контрольная работа № 4 по теме «Умножение
и деление на 2, 3, 4, 5» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
У р о к 54. Анализ контрольной работы. Умножение числа 6.
Деление на 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193
У р о к 55. Умножение числа 6. Деление на 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
У р о к 56. Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2,
3, 4, 5, 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201
У р о к 57. Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2,
3, 4, 5, 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
У р о к 58. Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2,
3, 4, 5, 6 . Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208
Стр.474
474
Содержание
УУ р о к 59. Проверка деления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211
У р о к 60. Задачи на кратное сравнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
У р о к 61. Задачи на кратное и разностное сравнение . . . . . . . . . . . . 217
У р о к 62. Решение задач на кратное сравнение . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
У р о к 63. Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
У р о к 64. Повторение и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227
р о к 65. Контрольная работа № 5 по теме «Задачи на кратное
сравнение» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
У р о к 66. Анализ контрольной работы. Умножение числа 7.
Деление на 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233
У р о к 67. Умножение числа 7. Деление на 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 237
У р о к 68. Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2,
3, 4, 5, 6, 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
У р о к 69. Умножение числа 8. Деление на 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 243
УУ р о к 70. Прямоугольный параллелепипед . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247
У р о к 71. Умножение числа 8. Деление на 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250
У р о к 72. Площади фигур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 253
У р о к 73. Площади фигур . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256
У р о к 74. Умножение числа 9. Деление на 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
У р о к 75. Умножение числа 9. Деление на 9. Закрепление . . . . . . . . 262
У р о к 76. Таблица умножения в пределах 100 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
У р о к 77. Таблица умножения в пределах 100. Закрепление . . . . . . 268
р о к 78. Контрольная работа № 6 по теме «Таблица умножения
в пределах 100» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272
У р о к 79. Анализ контрольной работы. Деление суммы на число . . . 274
У р о к 80. Выбор удобного способа деления суммы на число .
Решение задач . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
УУ р о к 81. Способы деления суммы на число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282
У р о к 82. Вычисления вида 48 : 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287
У р о к 83. Вычисления вида 48 : 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290
У р о к 84. Вычисления вида 57 : 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
У р о к 85. Вычисления вида 57 : 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296
р о к 86. Метод подбора. Деление двузначного числа
на двузначное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
УНумерацияр о к 89. Анализ контрольной работы. Счет сотнями . . . . . . . . . . . 309
УУ р о к 90. Названия круглых сотен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 313
ЧИСЛА ОТ 100 ДО 1000
У р о к 91. Названия круглых сотен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316
У р о к 92. Образование чисел от 100 до 1000 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319
У р о к 93. Трехзначные числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
У р о к 94. Чтение и запись трехзначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . 327
р о к 95. Задачи на сравнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330
У р о к 87. Повторение и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303
У р о к 88. Контрольная работа № 7 по теме «Внетабличные
случаи умножения и деления» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306
Стр.475
Содержание
475
Сложение и вычитание
УУстные приемы сложения и вычитания
р о к 96. Устные приемы сложения и вычитания вида 520 + 400,
520 + 40, 370 – 200 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335
У р о к 97. Устные приемы сложения и вычитания вида 70 + 50,
140 – 60 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338
У р о к 98. Устные приемы сложения и вычитания вида 430 + 250,
370 – 140 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341
УУ р о к 99. Устные приемы сложения вида 430 + 80 . . . . . . . . . . . . . . 345
У р о к 100. Единицы площади . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348
У р о к 101. Единицы площади . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 351
У р о к 102. Площадь прямоугольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
У р о к 103. Площадь прямоугольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358
р о к 104. Контрольная работа № 7 по теме «Устные приемы
сложения и вычитания в пределах 1000» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 361
У р о к 105. Анализ контрольной работы. Деление с остатком . . . . . 363
УУ р о к 106. Деление с остатком . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
У р о к 107. Километр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 370
р о к 109. Письменные приемы сложения и вычитания вида
325 + 143, 468 – 143 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 377
р о к 108. Километр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
УПисьменные приемы сложения и вычитания
У р о к 110. Письменные приемы сложения и вычитания вида
457 + 26, 457 + 126, 764 – 35, 764 – 235 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380
У р о к 111. Письменные приемы сложения и вычитания .
Закрепление изученного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384
р о к 113. Контрольная работа № 8 по теме «Письменная
нумерация в пределах 1000» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
УУ р о к 112. Повторение и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 387
У р о к 114. Анализ контрольной работы. Повторение
и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393
Умножение и деление
УУУстные приемы вычисленийр о к 115. Умножение круглых сотен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 397
У р о к 116. Умножение круглых сотен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 400
У р о к 117. Деление круглых сотен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 403
У р о к 118. Деление круглых сотен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407
У р о к 119. Единицы массы. Грамм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 410
У р о к 120. Единицы массы. Грамм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 413
р о к 121. Устные приемы умножения и деления чисел
в пределах 1000 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
У р о к 122. Устные приемы умножения и деления чисел
в пределах 1000 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 420
УПисьменные приемы вычисленийр о к 123. Письменные приемы сложения и вычитания чисел
в пределах 1000 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 423
Стр.476
476
Содержание
У р о к 124. Письменные приемы умножения на однозначное
число с переходом через разряд вида 46 ∙ 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427
У р о к 125. Письменные приемы умножения на однозначное
число с переходом через разряд вида 238 ∙ 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431
У р о к 126. Письменные приемы деления на однозначное число
вида 684 : 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434
У р о к 127. Письменные приемы деления на однозначное число
вида 478 : 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438
У р о к 128. Письменные приемы деления на однозначное число
вида 216 : 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442
У р о к 129. Письменные приемы деления на однозначное число
вида 836 : 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445
У р о к 130. Письменные приемы деления на однозначное число .
Закрепление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 448
У р о к 131. Письменные приемы деления на однозначное число .
Закрепление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 452
У р о к 132. Контрольная работа № 9 по теме «Письменные
приемы умножения и деления» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456
У р о к 133. Анализ контрольной работы. Повторение
и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 458
У р о к 134. Итоговая контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462
У р о к 135. Повторение и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 464
У р о к 136. Обобщающий урок. Игра «По океану Математики» . . . 468
Стр.477