УДК 778.5:070
ББК 76.025.32+85.37
Ф33
Усенко Л. В. — доктор искусствоведения, профессор
Рецензент:
Ф33 Кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики /
А. В. Федоров. — Москва ; Берлин : Директ‐Медиа,2020. — 236 с.
Федоров, А. В.
ISBN 978‐5‐4499‐1493‐4
Данная монография посвящена теме отражения произведений отечественного и
зарубежного кинематографа в зеркале советской и российской кинокритики.
Монография предназначена для преподавателей высшей школы, студентов,
аспирантов, молодых исследователей, кино/медиакритиков, журналистов, а также для
круга читателей, которые интересуются проблемами медиакритики, кинокритики и
кино/медиаобразования.
Исследование, на основе которого написана данная монография, выполнено за
Текст приводится в авторской редакции.
УДК 778.5:070
ББК 76.025.32+85.37
счет средств гранта Российского научного фонда (проект №14–18–00014) в Таганрогском
институте управления и экономики. Название проекта: «Синтез медиаобразования
и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов».
ISBN 978‐5‐4499‐1493‐4
© Федоров, А. В., текст, 2020
© Издательство «Директ‐Медиа», оформление, 2020
Стр.3
Оглавление
Введение .............................................................................................................................. 3
Отечественный игровой кинематограф в зеркале советской кинокритики ................... 4
Экран 1964 (издан в 1965, сдан с набор в апреле 1965) .................................................................. 10
Экран 1965 (издан в 1966, сдан в набор в октябре 1966) .............................................................. 15
Экран 1966–1967 (1967, сдан в набор в апреле 1967) ..................................................................... 18
Экран 1967–1968 (1968, сдан в набор в марте 1968) ..................................................................... 24
Экран 1968–1969 (1969, сдан в набор в феврале 1969) ................................................................... 27
Экран 1969–1970 (1970, сдан в набор в марте 1970)....................................................................... 32
Экран 1970–1971 (1971, сдан в набор в феврале 1971) ................................................................... 36
Экран 1971–1972 (1972, сдан в набор в марте 1972) ..................................................................... 38
Экран 1973–1974 (1975, сдан в набор в феврале 1974) ................................................................... 42
Экран 1974–1975 (1976, сдан в набор в ноябре 1975) ..................................................................... 44
Экран 1975–1976 (1977, сдан в набор в августе 1976) ................................................................... 46
Экран 1976–1977 (1978, сдан в набор в январе 1978). .................................................................... 48
Экран 1977–1978 (1979, сдан в набор в ноябре 1978) ..................................................................... 52
Экран 1978–1979 (1981, сдан в набор в июле 1980) ......................................................................... 54
Экран 1979–1980 (1982, сдан в набор в ноябре 1981) ..................................................................... 57
Экран 1980–1981 (1983, сдан в набор в декабре 1982) ................................................................... 59
Экран 1981–1982 (1984, сдан в набор в декабре 1983) ................................................................... 61
Экран 1982–1983 (1985, сдан в набор в августе 1984) ................................................................... 62
Экран 1983–1984 (1986, сдан в набор в сентябре 1985) ............................................................... 64
Экран 1987 (1987, сдан в набор в сентябре 1986) ............................................................................. 65
Экран 1988 (1988, сдан в набор в сентябре 1987) ............................................................................. 67
Экран 1989 (1989, сдан в набор в сентябре 1988) ............................................................................. 73
Экран 1990 (1990, сдан в набор в ноябре 1989) ................................................................................... 80
Приложение. Основные политические события 1961–1990 годов в мире.
События в СССР, имевшие отношение к кинематографу и кинокритике ......................... 86
Литература .............................................................................................................................................................. 90
Западный кинематограф в зеркале советской кинокритики (на примере
тематических сборников «Мифы и реальность»: 1966–1989) ...................................... 108
Статус советских кинокритиков, писавших о западном кино,
и его влияние на авторский состав сборников «Мифы и реальность» ............................. 108
Тиражи и фотографии сборников «Мифы и реальность» ........................................................ 111
«Мифы и реальность»: выпуск 1 (1966, сдан в набор в октябре 1965) ............................. 113
«Мифы и реальность»: выпуск 2 (1971, сдан в набор в сентябре 1970)............................ 117
«Мифы и реальность»: выпуск 3 (1972, сдан в набор в феврале 1972) .............................. 121
«Мифы и реальность»: выпуск 4 (1974, сдан в набор в феврале 1973) .............................. 129
«Мифы и реальность»: выпуск 5 (1976, сдан в набор в декабре 1975) ............................... 132
«Мифы и реальность»: выпуск 6 (1978, сдан в набор в марте 1978) ................................. 136
«Мифы и реальность»: выпуск 7 (1981, сдан в набор в августе 1980) ............................... 138
«Мифы и реальность»: выпуск 8 (1983, сдан в набор в сентябре 1982)............................ 142
«Мифы и реальность»: выпуск 9 (1985, сдан в набор в мае 1984) ........................................ 145
«Мифы и реальность»: выпуск 10 (1988, сдан в набор в ноябре 1987) ............................... 148
«Мифы и реальность»: выпуск 11 (1989, сдан в набор в декабре 1988) ............................ 150
Литература ........................................................................................................................................................... 153
232
Стр.233
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритики ................. 160
Введение ................................................................................................................................................................ 160
О чём было можно, а о чём нельзя? ........................................................................................................ 160
Опасаясь ревизионизма… ............................................................................................................................ 162
Анджей Вайда как центральная фигура советской
и российской кинополонистики .............................................................................................................. 164
Ванда Якубовская: критический консенсус ...................................................................................... 173
Александр Форд — с попутным ветром на Запад… ...................................................................... 174
Дискуссия о творчестве Анджея Мунка............................................................................................... 175
Войцех Хас: исчезнувший из поля зрения… ...................................................................................... 175
Ежи Кавалерович: (поначалу) любимец советского проката ................................................. 177
Тадеуш Конвицкий: вне советских экранов ..................................................................................... 178
Ежи Сколимовский: от критики — к табу .......................................................................................... 179
Роман Полянский: только один фильм ............................................................................................... 179
Кшиштоф Занусси и кинематограф «морального беспокойства» ....................................... 181
Юлиуш Махульский — любимец советского экрана ................................................................... 182
Кшиштоф Кесьлевский: метаморфозы ................................................................................................ 184
О «белых пятнах» польского кино .......................................................................................................... 185
Русско-польские отношения на польском экране
в зеркале российской кинокритики ...................................................................................................... 186
Польское кино: прогнозы на будущее .................................................................................................. 188
Российская кинокритика о польском кинематографе: что дальше? ................................. 189
Литература ........................................................................................................................................................... 190
«Левиафан» и «Солнечный удар» в зеркале российской медиакритики ..................... 195
«Левиафан»: либеральный взгляд ......................................................................................................... 196
«Левиафан»: консервативный взгляд .................................................................................................. 200
«Солнечный удар»: либеральный взгляд ........................................................................................... 201
«Солнечный удар»: консервативный взгляд ................................................................................... 204
«Левиафан»: либеральный взгляд ......................................................................................................... 206
«Левиафан»: консервативный взгляд .................................................................................................. 207
«Солнечный удар»: либеральный взгляд ........................................................................................... 208
«Солнечный удар»: консервативный взгляд ................................................................................... 208
«Левиафан»: либеральный взгляд ......................................................................................................... 209
«Левиафан»: консервативный взгляд .................................................................................................. 211
«Солнечный удар»: либеральный взгляд ........................................................................................... 212
Солнечный удар»: консервативный взгляд ...................................................................................... 212
«Левиафан»: либеральный взгляд ......................................................................................................... 214
«Левиафан»: консервативный взгляд .................................................................................................. 216
«Солнечный удар»: либеральный взгляд ........................................................................................... 218
«Солнечный удар»: консервативный взгляд ................................................................................... 221
Литература ........................................................................................................................................................... 223
Коротко об авторе ........................................................................................................... 227
Библиография (книги А. В.Федорова): ................................................................................................. 229
Литература о А. В.Федорове ....................................................................................................................... 230
Webs.......................................................................................................................................................................... 231
233
Стр.234