УДК 791.43 / .45
ББК 85.37
К65
Редакция благодарит сотрудников Санкт-Петербургского
государственного института кино и телевидения —
звукорежиссера Киселёва Сергея Львовича
и заведующего кафедрой операторского мастерства
Волкова Николая Васильевича за помощь в подготовке книги
Переводчик Ксения Артамонова
Научный редактор Маргарита Капрелова
Редактор Ирина Беличева
Коппола Ф.
К65 Живое кино: Секреты, техники, приемы / Фрэнсис Форд Коппола
; Пер. с англ. — М. : Альпина Паблишер, 2018. — 250 с.
Создатель «Крестного отца», «Апокалипсиса сегодня», «Дракулы» и других
киношедевров не устает быть новатором и теперь. По мнению Фрэнсиса
Форда Копполы, будущее кинематографа — за новой формой искусства,
которое он назвал «живое кино». Оно объединит все лучшее, что придумано
и успешно используется в кино, телевидении и театре. Такой фильм,
снятый одним дублем, в режиме реального времени, с элементами сценической
постановки и использованием новейших технологий, по уверению
автора, даст режиссерам больше творческой свободы, а зрителям — ощущение,
что они смотрят кино прямо в процессе его создания.
В этой книге Коппола рассказывает о трудностях, с которыми столкнулся
ISBN 978-5-9614-7083-3
при подготовке и съемках «живого кино», размышляет об особенностях работы
с актерами и построения кадра. Это не только руководство по созданию
«живого кино», но еще и автобиография кинорежиссера. Он рассказывает
о людях и фильмах, которые на него повлияли, и делится личным
взглядом на историю развития кинематографа и телевидения. Книга будет
полезна профессионалам: теле- и кинорежиссерам, сценаристам, операторам,
а также поклонникам работ Копполы и всем, кто интересуется кино.
УДК 791.43 / .45
ББК 85.37
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может
быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
и какими бы то ни было средствами, включая размещение
в сети интернет и в корпоративных сетях, а также
запись в память ЭВМ, для частного или публичного
использования, без письменного разрешения владельца
авторских прав. По вопросу организации доступа к электронной
библиотеке издательства обращайтесь по адресу
mylib@alpina.ru
ISBN 978-5-9614-7083-3 (рус.)
ISBN 978-1-63149-366-9 (англ.)
Copyright © 2017 by Giostyle LLC
© Издание на русском языке, перевод, оформление.
ООО «Альпина Паблишер», 2018
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Почему я решил написать эту книгу .................................. 7
Моя личная преамбула ................................................................. 11
ГЛАВА 1. Практическое подтверждение
концепции........................................................................ 15
ГЛАВА 2. Краткая история кино
и телевидения ............................................................. 32
ГЛАВА 3. Актеры, игра и репетиции ................................ 53
ГЛАВА 4. Оборудование и технические
требования .................................................................... 67
ГЛАВА 5. Художественное оформление
и локации .........................................................................74
ГЛАВА 6. Позорный облик грядущего:
Мэдисон, штат Висконсин .................................94
ГЛАВА 7. «От всего сердца»: уроки фильма ............101
ГЛАВА 8. «Рип ван Винкль» .....................................................113
ГЛАВА 9. Вопрос стиля в кино ............................................ 116
Стр.6
ГЛАВА 10. Читки, технические репетиции
и репетиции в костюмах ................................... 130
ГЛАВА 11. Разметка и другие мелкие
нерешенные проблемы ......................................138
ГЛАВА 12. Искусственные преграды и иные
размышления о «живом кино» ................... 145
ГЛАВА 13. Оборудование сейчас
и в ближайшем будущем ................................. 149
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Почему я этим занимаюсь? .................................................... 162
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дневниковые записи, сделанные
в ходе постановки «живого кино» .................................. 168
Глоссарий ............................................................................................. 219
Титры к «живым» трансляциям ..........................................226
Благодарности .................................................................................247
Об авторе .............................................................................................248
Стр.7