УДК 82-2
ББК 84-6+85.37/38
М15
Переводчик Татьяна Камышникова
Редактор Юлия Быстрова
М15
Макки Р.
Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов / Роберт
Макки ; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2018. — 318 с.
ISBN 978-5-91671-844-7
Роберт Макки — американский сценарист, один из наиболее известных в мире
и авторитетных преподавателей сценарного искусства, автор знаменитого бестселлера
«История на миллион долларов», — раскрывает секреты создания драматического
диалога, отталкиваясь от его функции, содержания, формы и техники
речи действующих лиц. Вы узнаете, как, вложив слова в уста героев, сделать их
живыми, наделить голосами, за которыми зритель и читатель будут следовать неотступно,
научитесь искусству соединять «две безмолвные области: внутреннюю
жизнь героя и внутреннюю жизнь читателя-зрителя». Это учебник-исследование,
в котором рассмотрены как наиболее действенные техники «диалогового письма»,
так и ошибки, подстерегающие автора в процессе работы, в том числе клише,
многословие и неправдоподобие. Если вы только начинаете свои литературные
опыты, книга укажет вам путь к мастерству; профессиональному же писателю она
поможет сделать важный шаг к совершенству.
УДК 82-2
ББК 84-6+85.37/38
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было
средствами, включая размещение в сети интернет и в корпоративных
сетях, а также запись в память ЭВМ для частного или публичного
использования, без письменного разрешения владельца авторских прав.
По вопросу организации доступа к электронной библиотеке издательства
обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru.
ISBN 978-5-91671-844-7 (рус.)
ISBN 978-1455591916 (англ.)
© Robert McKee, 2016
© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО
«Альпина нон-фикшн», 2018
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. Хвала диалогу! ................................................................11
ЧАСТЬ I
ИСКУССТВО ДИАЛОГА
1. Полное определение понятия диалога..........................................19
Драматизированный диалог ........................................................21
Нарратизированный диалог ........................................................21
Диалог и его основные инструменты ..........................................26
Диалог на сцене ............................................................................27
Диалог на экране ..........................................................................29
Книжный диалог ...........................................................................31
Косвенный диалог ........................................................................36
2. Три функции диалога .......................................................................39
Экспозиция ...................................................................................39
Словесный портрет .......................................................................58
Действие ........................................................................................60
3. Выразительность: Часть 1. Содержание .......................................63
Высказанное ..................................................................................64
Невысказанное .............................................................................65
Невысказываемое .........................................................................66
Действие и деятельность ..............................................................67
Текст и подтекст ...........................................................................69
Стр.6
6
ДИАЛОГ
4. Выразительность: Часть 2. Форма .................................................71
Конфликт в комплексе ...........................................................................71
Диалог на сцене ......................................................................................76
Диалог в фильме .....................................................................................79
Диалог на телевидении ..........................................................................84
Диалог в прозе ........................................................................................85
5. Выразительность: Часть 3. Техника ..............................................95
Образный язык .............................................................................95
Параязык .......................................................................................97
Смешанные техники .....................................................................98
Устройство реплики......................................................................99
Вербальная экономия .................................................................107
Пауза ...........................................................................................108
Что хорошего в молчании? ........................................................108
ОШИБКИ В ДИАЛОГАХ И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ
ЧАСТЬ II
Введение. Шесть задач диалога ........................................................113
6. Ошибки убедительности ...............................................................115
Неубедительность .......................................................................115
Пустой разговор ..........................................................................117
Слишком эмоциональный разговор ..........................................117
Слишком многозначительный разговор ...................................117
Слишком проницательный герой
в соответствующем диалоге .......................................................118
Отговорки вместо мотивации ....................................................118
Мелодрама ..................................................................................121
7. Ошибки языка .................................................................................123
Клише ..........................................................................................123
Слишком нейтральный язык ......................................................125
Вычурный язык ...........................................................................125
Сухой язык ..................................................................................127
Стр.7
СОДЕРЖАНИЕ
7
Конкретное лучше абстрактного ...............................................127
Лучше привычное, чем экзотическое ........................................128
Короткое лучше длинного ..........................................................128
Лучше скупо, чем цветисто ........................................................131
Лучше активно, чем пассивно ....................................................131
Лучше коротко, чем длинно .......................................................132
Лучше выражать, чем подражать ...............................................133
Меньше шума..............................................................................134
8. Ошибки содержания ......................................................................135
Лобовое письмо ..........................................................................135
Обманчивый монолог ................................................................139
Дуолог .........................................................................................141
Триалог ........................................................................................145
9. Ошибки устройства диалога .........................................................149
Повтор .........................................................................................149
Реплики неправильной формы ..................................................153
Сцены неверной формы .............................................................160
Расколотые сцены .......................................................................161
Ловушка перефразирования ......................................................163
КАК СОЗДАТЬ ДИАЛОГ
ЧАСТЬ III
10. Диалог, характерный для героя .................................................167
Два таланта .................................................................................167
Вокабуляр и словесный портрет ................................................169
Принцип творческого ограничения ..........................................170
Стиль речи героя ........................................................................171
Принцип диалога, ориентированного на героя ........................173
Культурный подтекст и словесный портрет ..............................174
11. Четыре примера ...........................................................................177
«Юлий Цезарь»............................................................................177
«Вне поля зрения» .......................................................................180
Стр.8
8
ДИАЛОГ
«Студия 30», сериал ....................................................................185
«На обочине» ...............................................................................190
УСТРОЙСТВО ДИАЛОГА
ЧАСТЬ IV
12. История / Сцена / Диалог ..............................................................199
Запускающий инцидент .............................................................200
Ценности истории ......................................................................200
Комплекс желания ......................................................................201
Силы противодействия ...............................................................206
Хребет действия ..........................................................................207
Ход истории ................................................................................209
Поворотные точки ......................................................................209
Движение сцены .........................................................................210
Такт ..............................................................................................210
Пять уровней поведения героев ................................................211
Предисловие к семи учебным примерам ..................................213
13. Уравновешенный конфликт .......................................................217
«Клан Сопрано» ..........................................................................217
14. Комический конфликт ................................................................233
«Фрейзер» ....................................................................................236
Техника комического диалога ...................................................245
15. Асимметричный конфликт .........................................................249
«Изюминка на солнце» ...............................................................249
16. Непрямой конфликт ....................................................................265
«Великий Гэтсби» ........................................................................265
Диалог и описание в прозе ........................................................273
Поворотная точка / пик сцены ..................................................273
17. Отражающий конфликт ..............................................................275
Введение в самого себя ..............................................................275
Отражающий конфликт .............................................................278
Стр.9
СОДЕРЖАНИЕ
9
«Барышня Эльза» ........................................................................279
«Музей невинности» ...................................................................282
18. Минимальный конфликт .............................................................289
Баланс текста и подтекста ..........................................................289
«Трудности перевода» .................................................................290
19. Как отточить мастерство? ..........................................................307
Слушайте .....................................................................................307
Подбирая слова, влезайте в шкуру героя ..................................309
Ключевые вопросы .....................................................................311
И напоследок… ...........................................................................314
Примечания ........................................................................................315
Стр.10