Воспитание как обучение в старой школе
Ф.П. Борисов, Н.И. Лавров
НОВЫЙ ПУТЬ ОБУЧЕНИЯ
устному и письменному выражению мыслей
Пособие для народных школ, семьи, детских садов
и младших классов средних учебных заведений*
Москва, 1918
От составителей (отрывок)
От составителей (отры
Предлагаемое nocoбиe – результат
наших многолетних исканий и опытов
над разрешением вопроса: какой путь в
обучении искусству устно и письменно
выражать мысли должен быть признан
самым верным и легким, – наиболее
плодотворным и ближе ведущим к цели.
Обычными приемами в этой области
учебного дела остаются и до сего времени
главным образом два:
1. – Приучивание детей давать полные
ответы на вопросы.
2. – Устный и письменный (так наз.
«переложения», «изложения») пересказ
прочитанных статей «своими словами».
И в помощь к этим двум основным
приемам – несколько почти что механических
упражнений, вроде дописывания
неоконченных предложений, составления
рассказов из ответов на вопросы и т.п.
Главным недостатком всех таких работ
является отсутствие в них непосредственной
связи между словом, как знаком
понятия и живыми, конкретными представлениями,
соответствующими данным
понятиям; слишком они абстрактованы,
а потому трудны, непонятны и
скучны для детей.
Дети, поступающие в школу (особенно
из народной среды), при вообще
бедном запасе слов, плохо умеют пользоваться
словами даже для выражения
понятий, давно усвоенных, основанных
на личных чувственных представлениях,
и вязать их для выражения собственных
суждений и идей. Многие из них говорят
междометиями, полуфразами, путаются
в расстановке слов настолько, что их
трудно бывает понять – это известно
всякому учащему. Некоторые при этом
смущаются до слез и умолкают – приходят
в отчаяние, что, конечно, весьма
вредно отражается на их психике.
Тем непосильнее для них оперировать
над словами, как голыми знаками
понятий и целыми предложениями, как
такими же формами идей и суждений.
Между тем именно такая отвлеченная
работа с первого шага дается детям при
вышеуказанных приемах обучения.
Таким образом, ребенку, не умеющему
пока свободно владеть словом – как
знаком понятия или идеи, остается, например,
при пересказе прочитанного,
два выхода: или 1-й – мало сознательно
повторять чужие слова, что дети с удовлетворительной
памятью обыкновенно
и проделывают, – тогда работа оказывается
почти бесплодной: к самостоятельной
речи она детей не приучает;
или 2-й – работой воображения сперва
воплотить эти отвлеченные знаки-слова
в конкретные представления – создать
длинный ряд живых образов, картин,
сцен, и затем обратно: созданные образы
и заключенные в них идеи вновь
обозначить, выразить словами, но уже
«своими». Очевидно, что такая двойная
работа чрезвычайно трудна для детского
мозга особенно при начале обучения и
чем добросовестнее относится ученик к
требованию передать прочитанную статью
«своими» словами, тем скорее он
становится в тупик.
(Oкончание на 3 с. обл.)
* См. страницы из книги на цветной вкладке к номеру.
Стр.2
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,
то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К.Д. Ушинский (1823–1870)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
ВОСПИТАНИЕ
ШКОЛЬНИКОВ
Издается с 1966 года. Выходит 8 раз в год
Признаки осторожной, живой мысли наблюдаются не только в семени
или цветке, но и во всем растении: в стебле, листьях, корнях, если
пожелать на миг склониться над их скромной работой.
Морис Метерлинк (1862–1949) «Разум цветов»
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальные вопросы воспитания
Виктор Слободчиков. Андрей Остапенко
3/2023
Мировоззренческий и воспитательный векторы в образовании не могут быть
неопределёнными столь долго
Доклад на круглом столе «Перспективы развития образования в русле
традиционных духовно-нравственных ценностей» на XI Рождественских
парламентских встречах 26 января 2023 года в Государственной Думе РФ ........ 3
Концепция воспитания
Тамара Черникова
Духовно-нравственное ядро проекта Концепции воспитания человека
в Российской Федерации ..................................................................... 7
Воспитание: острые вопросы
Елена Петраш, Инна Прадун
«Чужой среди своих»: проблема одиночества современных школьников в семье . . .16
Заместителю директора по воспитательной работе
Елена Осеева
Классному руководителю
Светлана Потапова
Предметно-пространственная среда школы – пространство личностного
развития ......................................................................................24
Десять узамбарских фиалок, или Как знание биологии и экологии помогает
сплотиться в дружный класс (обобщение педагогического опыта воспитательной
работы классного руководителя)...........................................................29
Будущему педагогу
Евгения Слепенкова, Сергей Аксёнов
Психолого-педагогический класс как воспитательная система: страницы истории и
развитие в настоящее время ................................................................33
Стр.3
Методика воспитания
Александра Коваленко. Ирина Иванова
Проблемы делового общения обучающихся и пути их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Пути воспитания
Анна Барбитова
Воспитательная роль Совета профилактики..............................................49
Питание как воспитание
Марина Мазниченко, Ирина Айвазян
Воспитание культуры питания – актуальная задача дошкольного образования . . . .56
Народная педагогика
Ольга Аникеева
«Чадо ты мое…»
Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания
ребенка в семье ...............................................................................66
Воспитание и дополнительное образование
Светлана Смирнова
Реализация концепции многомерности в системе дополнительного
образования...................................................................................73
К 1-й полосе обложки.
Преподаватели филиала Нахимовского
военно-морского училища в г. Калининграде
– авторы специального номера журнала
«Воспитание школьников» с авторскими
экземплярами в руках.
В качестве заставок использованы рисунки
Н. Воробьевой из книги: Н.Д. Калинина
«Наша лучше всех» (М. : Детгиз, 1962)
Главный редактор
А.П. Фурсов, философ, поэт, член Союза писателей России
Шеф-редактор
Е.А. Фурсова, аспирантка философского факультета
Владимирского государственного университета
им. А.Г. и Н. Г. Столетовых
Редакционная коллегия
М. В. Богуславский, д-р пед. н., профессор, чл.-кор. РАО
И. В. Вагнер, д-р пед. н., профессор
Е. Н. Волкова, д-р психол. н., профессор
Т. В. Волосовец, к. пед. н., профессор
В. П. Голованов, д-р пед. н.
С. В. Дармодехин, д-р социол. н., профессор, академик РАО
И. В. Дубровина, д-р психол. н., профессор, академик РАО
С. В. Евтушенко, д-р пед. н.
К.В. Зелинский, к. пед. наук, доцент
М. П. Нечаев, д-р пед. н.
Л. Е. Никитина, д-р пед. н., профессор
А.А. Остапенко, д-р пед. н., профессор
А. С. Прутченков, д-р пед. н., профессор
В.И.Слободчиков, д-р психол. н., профессор, чл.-кор. РАО
Е.Н. Степанов, д-р пед.н., профессор
С. В. Тетерский, д-р пед. н., доцент
Н. Н. Толстых, д-р психол. н.
Е. Е. Чепурных, д-р пед. н.
И. Ю. Шустова, д-р пед. н.
Электронный адрес: aleksandr.fursoff2014@yandex.ru
www.школьнаяпресса.рф
Корреспонденцию направлять по адресу:
127254, г. Москва, а/я 62
Тел.: 619-52-87, 619-83-80
Журнал зарегистрирован МПТР России,
свидетельство ПИ № ФС 77-33043
Учредитель — ООО «Школьная Пресса»
ОФормат 70×108/16. Усл. печ. л. 5,0 Изд. № 3752. Заказ №
428019, гтпечатано в АО «ИПК «Чувашия»,
. Чебоксары, пр. И. Яковлева, д. 13
© «Школьная Пресса»,
© «Воспитание школьников», 2023, № 3
Издание охраняется Гражданским кодексом РФ (часть 4).
Любое воспроизведение материалов, размещенных в журнале,
как на бумажном носителе, так и в виде ксерокопирования,
тсканирования, записи в память ЭВМ, и размещение в Интернее
без письменного согласия правообладателя запрещается.
Российской Федерации в перечне ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть
опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук.
Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки
Журнал зарегистрирован в базе данных Российского индекса научного цитирования.
Любое распространение материалов журнала, в т.ч. архивных номеров, возможно только с письменного согласия редакции.
Стр.4