УДК 681.828.42:681.817.61
ББК 37
А28
А28
Адаменко М. В.
Приставки к электрогитаре. Секреты ретро-звучания. – М.: ДМК
Пресс, 2016. – 368 с.
ISBN 978-5-97060-238-6
В предлагаемой книге приводится информация о принципах действия
и особенностях функционирования некоторых приставок и блоков эффектов,
использовавшихся известными гитаристами второй половины ХХ века.
Практически все рассмотренные конструкции с успехом применяются музыкантами
и в наши дни.
В отдельных главах описываются приставки к электрогитаре, обеспечивающие
реализацию следующих эффектов: «fuzz», «distortion» и «overdrive»;
«tremolo» и «booster»; «volume» и «noise gate»; «wah-wah» и «autowah»;
«compressor», «sustainer» и «limiter»; а также «octaver», «pitch shifter»,
«harmonizer» и «whammy»; «phaser», «rotary-sound», «Leslie» и «flanger»;
«reverberator», «delay», «chorus», «hall» и «echo».
Приводятся схемотехнические решения, принципиальные схемы, рисунки
печатных плат, а также другие сведения, необходимые при самостоятельном
конструировании и сборке различных приставок для электрогитары,
обеспечивающих так называемое ретро-звучание. Особое внимание уделено
методикам расчета отдельных узлов и каскадов.
Книга предназначена для читателей, интересующихся особенностями
функционирования блоков эффектов, а также для радиолюбителей и специалистов,
занимающихся разработкой, эксплуатацией и ремонтом приставок
для электрогитары.
УДК 681.828.42:681.817.61
ББК 37
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку
вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать
абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи
с этим издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с
использованием книги.
© Адаменко М. В., 2012
ISBN 978-5-97060-238-6
© Оформление, издание, ДМК Пресс, 2016
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ........................................................7
ОТ АВТОРА ..............................................................................8
ПРЕДИСЛОВИЕ ......................................................................9
1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ .............................13
1.1. Особенности предварительных усилителей для
электрогитары .................................................................14
1.2. Предварительные усилители на биполярных
транзисторах ...................................................................16
1.3. Предварительные усилители на полевых транзисторах .. 29
1.4. Предварительные усилители на операционных
усилителях ......................................................................36
2 КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ЦЕПИ. ФИЛЬТРЫ .....................45
2.1. Пассивные корректирующие цепи ..............................46
2.2. Активные фильтры ....................................................59
2.3. Корректирующие цепи с гираторами ..........................70
3 РЕГУЛЯТОРЫ ТЕМБРА. КОРРЕКТИРУЮЩИЕ
УСИЛИТЕЛИ .................................................................77
3.1. Пассивные регуляторы тембра ...................................78
3.2. Активные регуляторы тембра .....................................88
3.3. Корректирующие усилители ......................................93
4 РЕГУЛЯТОРЫ ГРОМКОСТИ И «VOLUME»-ПЕДАЛИ 108
4.1. Пассивные регуляторы громкости ............................ 110
4.2. Тонкомпенсированные регуляторы громкости ........... 112
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
4.3. «Volume»-педали на полупроводниковых элементах ......124
5
5 ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
СИГНАЛА .................................................................... 136
5.1. Эквалайзеры ........................................................... 137
5.2. «Wah-wah»-приставки ............................................. 155
5.3. Приставки «autowah» .............................................. 169
6 ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ СПЕКТРА СИГНАЛА ................. 173
6.1. «Fuzz»-приставки .................................................... 176
6.2. Приставки «distortion» и «overdrive» ....................... 189
7 ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ОГИБАЮЩЕЙ СИГНАЛА ......... 207
7.1. Приставки «tremolo» ............................................... 208
7.2. Приставки «booster» ............................................... 221
8 ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ДИНАМИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ СИГНАЛА ................................... 241
8.1. Приставки «compressor» и «sustainer» ..................... 243
8.2. Приставки «limiter» ................................................. 266
9 ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ЧАСТОТЫ СИГНАЛА ............... 277
9.1. Эффекты «octaver», «pitch shifter», «harmonizer»
и «whammy» ................................................................ 277
9.2. Умножители частоты .............................................. 284
9.3. Делители частоты ................................................... 292
9.4. Смещение частоты сигнала ...................................... 300
10 ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ФАЗЫ СИГНАЛА .................... 305
10.1. Эффекты «phaser», «rotary-sound», «Leslie»
и «flanger» ................................................................... 305
10.2. Транзисторные преобразователи фазы ................... 312
10.3. Преобразователи фазы на операционных
усилителях ................................................................... 324
Стр.6
6
СОДЕРЖАНИЕ
11 ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ ВРЕМЕННÓЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ СИГНАЛА ................................. 333
11.1. Эффекты «reverberator», «delay», «chorus»,
«hall» и «echo» ............................................................. 333
11.2. Пружинные ревербераторы ................................... 342
11.3. Аналоговые преобразователи ................................ 350
11.4. Цифровые преобразователи .................................. 355
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................................... 367
Стр.7