УДК 681.142.2
ББК 32.97
К17
Рецензенты:
Чернышенко С. В., к.ф.-м.н., д.б.н., проф. каф. компьтерных технологий,
проф. фак-та информатики Университета Кобленц-Ландау,
Германия.
Емельянов В. М., д.т.н., профессор, засл. деятель науки РТ, засл. деятель
науки РФ, зам. директора Института пищевых производств и
биотехнологии Казанского национального исследовательского технологического
университета, зав. кафедрой химической кибернетики
КНИТУ.
Калёнов С. В., Панфилов В. И., Кузнецов А. Е.
К17 Дистанционная подготовка биотехнологов: элементы виртуальной образовательной
среды. / под редакцией Чирковой Р. Г. – М.: ДМК Пресс,
2014. – 94 с. : ил.
ISBN 978-5-97060-149-5
В пособии представлен вариант создания интерактивного многоуровневого
дистанционного курса и лаборатории с удаленным доступом для студентов-биотехнологов.
Практический
подход ориентирован на минимальную подготовку в области
информационных технологий. Пошаговые инструкции по созданию
элементов и организации курса в системе дистанционного обучения и управления
учебным процессом Moodle 2.6 сопровождаются иллюстрациями и
необходимыми пояснениями, компактно описан процесс подготовки материалов
курса для последующего размещения на сервере.
Особое внимание уделено созданию виртуальных и дистанционных лабораторий
на базе инструментария системы LabVIEW, изучение которой доступно
непрофессионалам в области программирования. На простых примерах
демонстрируются принципы программирования и возможности LabVIEW,
кратко описывается аппаратно-программная реализация более сложной системы
– лабораторного биореактора с удаленным доступом.
Пособие предназначено для студентов, специализирующихся в области
биотехнологии, аспирантов, преподавателей и научных работников, интересующихся
автоматизацией эксперимента и системами дистанционного обучения,
может быть полезно более широкому кругу читателей.
Подготовка и издание пособия профинансированы в рамках проекта
«Реформа высшего образования по биотехнологии: разработка и усовершенствование
стандартов и учебных планов по подготовке бакалавров и магистров»
по образовательной программе Евросоюза Темпус.
© Калёнов С. В., Панфилов В. И.,
Кузнецов А. Е., 2014
ISBN 978-5-97060-149-5
© Оформление, ДМК Пресс, 2014
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Сокращения, принятые в тексте ................................................. 4
Введение ......................................................................................... 7
1. Системы дистанционного обучения: а есть ли выбор? ..... 10
2. Практический подход к созданию курсов с помощью СДО .....13
2.1. Создание учетной записи пользователя, редактирование профиля,
первое знакомство с интерфейсом .........................................................................15
2.2. Создание нового курса, его настройки и интерфейс .................................... 20
2.2.1. Режим редактирования курса ................................................................ 23
2.3. Предварительная подготовка материалов курса: структура,
содержание, оформление .........................................................................................31
2.3.1. Набор формул в формате TeX ................................................................. 32
2.3.2. Подготовка рисунков и схем .................................................................. 34
2.3.3. Подготовка видео .................................................................................... 35
2.3.4. Подготовка вопросов .............................................................................. 35
2.3.5. Выкладка материалов лекции в Moodle ................................................37
2.3.6. Создание глоссария терминов, внешних ссылок на словари ............ 46
2.3.7. Веб-страницы ............................................................................................47
2.3.8. Форум и чат .............................................................................................. 48
2.3.9. Вебинар, видеоконференция ................................................................. 49
2.3.10. Задание .................................................................................................. 50
2.3.11. Особенности элемента «Тест» ............................................................... 52
2.3.12. Импорт/экспорт вопросов ................................................................... 55
2.4. Организация образовательного процесса ..................................................... 56
3. Дистанционные практические работы и виртуальные
лаборатории .................................................................................. 60
3.1. Графическое программирование, виртуальные инструменты LabView ..... 62
3.1.1. Принципы программирования и возможности LabVIEW ................... 63
3.2. Лабораторный биореактор с системой удаленного доступа, как часть
дистанционного практикума .................................................................................... 70
3.2.1. Возможности лабораторного комплекса ...............................................71
3.2.2. Оборудование и аппаратно-программное обеспечение ................... 73
Приложение ................................................................................... 81
Литература ..................................................................................... 92
Стр.4