УДК 930.85
ББК 63.3(2)
Д85
Рецензенты:
А. В. О короков, доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе
Российского научно-исследовательского института культурного и природного
наследия имени Д. С. Лихачёва
И. А. Стеклова, доктор искусствоведения, профессор кафедры семиотики и общей
теории искусства МГУ им. М. В. Ломоносова.
Издается по решению ученого совета
Российского научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д. С. Лихачёва
Духовные смыслы национальной культуры России : ретроспекция, соД85
временность,
перспективы. Сборник по материалам Международной научной
конференции 27–28 ноября 2019 г. — М. : Институт Наследия, 2020. — 938 c. :
ил. — DOI 10.34685/HI.2020.72.97.002. — ISBN 978-5-86443-328-7.
В многосоставной культуре России важен духовный стержень, выявить который,
обращаясь к разным научным сферам, к различным видам творчества и деятельности,
ставят перед собой задачей авторы данного труда. В сборнике читатель найдет обращение
к духовным смыслам отечественной культуры от ее истоков до настоящего времени в оригинальных
авторских работах, в новых ракурсах, через индивидуальные научные и творческие
подходы исследователей — специалистов самых разных научных и творческих
сфер, теоретиков и практиков, от академиков и докторов наук до аспирантов и студентов
ведущих вузов России и зарубежья.
Таким образом, представлено масштабное разностороннее исследование, которое
будет интересно не только специалистам, но и широкому кругу читателей, неравнодушным
к историческому пути России, ее национальной культуре и тем извечным смыслам,
которые в них заложены и актуальны.
УДК 930.85
ББК 63.3(2)
ISBN 978-5-86443-328-7
© Коллектив авторов, 2020
© Российский научно-исследовательский
институт культурного и природного
наследия имени Д. С. Лихачёва, 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ............................................................................................................11
Вступительные статьи ..........................................................................................12
В. Р. Мединский .................................................................................................................................12
И. И. Глазунов ...................................................................................................................................13
Е. В. Бахревский ...............................................................................................................................14
Л. Г. Ивашов ........................................................................................................................................14
Д. Ш. Халидов ...................................................................................................................................15
А. Н. Ковальчук ................................................................................................................................16
В. Стайков ............................................................................................................................................16
ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ РОССИИ В РАКУРСЕ ИСТОРИИ
В. С. Мясников
Некоторые исторические оценки современного состояния России .................................17
С. В. Перевезенцев
Традиционализм: русский смысл ....................................................................................................25
В. Ю. Захаров
Между Западом и Востоком: к вопросу о духовных исканиях
императора Александра I ...................................................................................................................31
В. А. Волков
Осада Пскова польско-литовскими войсками в 1581 году и фантазия
на эту тему австрийского художника Яна Алоизия Матейко в картине
«Стефан Баторий под Псковом» .....................................................................................................42
ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
РОССИИ В РАКУРСЕ ФИЛОСОФИИ,
БОГОСЛОВИЯ, ПСИХОЛОГИИ
А. Л. Казин
Искусство в судьбе цивилизации ...................................................................................................47
В. Н. Катасонов
Реализм в понимании Ф. М. Достоевского .................................................................................51
4
Стр.4
Содержание
В. Н. Расторгуев
Цивилизационная идентификация России ................................................................................58
М. К. Залесская
Постмодернизм как орудие всемирного разрушения .............................................................65
К. А. Кокшенева
А. И. Герцен — западник, разочаровавшийся в Западе/
об актуальности взгляда Н. Н. Страхова .....................................................................................80
А. Е. Чернова
Образ родины в поэзии Ф. П. Савинова: метод преодоления духовного кризиса ......96
Л. А. Бойко
Проблема взаимосвязи духовной культуры и религии
в философии И. А. Ильина ..............................................................................................................107
Д. Ш. Халидов
Социокультура и искусство: историко-социологическое осмысление
и вопросы геополитической проектности Запада и России ...............................................114
Ю. А. Закунов
Русский национальный культурный код ...................................................................................141
ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
РОССИИ В РАКУРСЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
А. Засимова
Возвращение забытых имен в истории русской культуры:
композитор Георгий Львович Катуар (1861–1926) ...............................................................146
С. А. Гавриляченко
«Дух времен» и историческая живопись И. Е. Репина ........................................................161
В. П. Сысоев
Поэтика и структура художественного языка А. А. Пластова ...........................................178
Т. Ю. Пластова
Сакральные скрытые смыслы работ А. А. Пластова
и проблемы иконологического анализа живописи ХХ века ..............................................212
Т. И. Бойцова
Современная тверская иконопись: пути возрождения древнего искусства ................223
С. М. Грачева
Постижение истории в современной петербургской академической живописи .......234
А. И. Демченко
Классическая эпоха русского реализма .....................................................................................245
И. В. Полозова
К проблеме эволюции русской музыкальной культуры X–XVII вв. .............................255
Е. А. Скоробогачева
Роль векторов духовно-художественных влияний
в стенописи М. В. Нестерова ..........................................................................................................273
Приложение ............................................................................................................................................279
Н. В. Геташвили
Русь не ушедшая. Об одном фрагменте неоконченного полотна
Павла Дмитриевича Корина ...........................................................................................................288
Н. В. Бицадзе
Народное богословие русской иконы (к постановке проблемы) .....................................299
5
Стр.5
Содержание
Л. А. Неменская
Духовные смыслы военной темы в картинах народного художника
России Бориса Неменского. К 75-летию победы
в Великой Отечественной войне ..................................................................................................304
О. М. Власова
Основная проблематика русской храмовой пластики
(на примере прикамских коллекций XVIII — начала ХХ в.) ............................................315
С. А. Мозгот
Пространство как категория национальной поэтики в изобразительном
искусстве XIX века: приемы создания и ведущие смысловые функции .....................322
С. Г. Москвитин
Роль гравюры в отечественной стенописи ................................................................................332
Боначини Рита, В. А. Чёрный
От занавеса Большого театра к Спасской башне Московского Кремля .......................338
Л. П. Баюра
Международная ассамблея художников «Пластовская осень»
и проблематика реалистического направления в современном искусстве ..................342
А. П. Крохалева
Духовно-религиозные поиски в творчестве современных
пермских художников .......................................................................................................................354
В. Г. Киселев
Агитационно-оформительское искусство 70-х годов XX века
в городах уральского региона .........................................................................................................361
С. Н. Ивлева
Композиционные трактовки образа Версальского парка в пейзажах...
западноевропейских и русских художников ............................................................................371
С. Г. Полегаев
Лепка портрета с натуры ..................................................................................................................380
И. В. Макарова
Эволюция трактовки формы — от двухмерности к объемному изображению...........385
И. В. Дюков
Упаковочный стиль ............................................................................................................................390
М. С. Бережная
Влияние западных библий и увражей на формирование купольных росписей
пятиглавых храмов XVII века, расписанных мастерами Гурием Никитиным
и Дмитрием Григорьевым Плехановым .....................................................................................394
Н. Д. Корина
Новые аспекты творчества А. М. Корина и его педагогическая деятельность
в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества .......................................402
А. В. Хомякова
Нидерландский след в позднем творчестве К. А. Сомова ...................................................414
М. Л. Будеева
Петербургская ксилография как часть национальной культуры .....................................427
Н. Н. Ваньчугова
Темперная миниатюра Олега Вострецова (1990–2019).
Технологии и смыслы ........................................................................................................................438
Е. Ю. Константинова
Искусствоведческие концепции М. В. Алпатова и В. Н. Лазарева
в зеркале «Троицы» А. Рублева .....................................................................................................460
6
Стр.6
Содержание
Е. А. Глоба
Национальные черты русской академической храмовой росписи
середины XVIII — конца XIX века ...............................................................................................468
Приложение ............................................................................................................................................480
А. М. Грумбина
Традиции Союза русских художников в контексте
эволюции искусства России начала ХХ века ...........................................................................498
А. С. Сиренко
Эволюция идеи Киммерийской школы
в художественно-критических статьях М. А. Волошина .....................................................506
К. И. Шадчнев
Единство архитектурного замысла и его деталей на примере
скульптурного убранства фасадов Московского Сената (1776–1787 гг.) ....................516
Ян И.
Русская марина: прошлое, современность и перспективы .................................................535
Д. В. Слеп
«Театр есть училище нравственности»: влияние драматических
произведений на особенности жанровых сцен П. А. Федотова ........................................546
Се Юеюе
Путь развития русского живописного искусства:
самобытность и зарубежное влияние ..........................................................................................548
А. В. Борисова
Значение пенсионерских поездок в творчестве русских художников
второй половины XVIII — начала XIX века .............................................................................554
С. Н. Рубцова
Проблема обращения к национальному наследию в оформлении
пространства современного храма Русской православной церкви .................................556
Т. А. Светкина
Самобытность этнических искусств в многогранной целостности
культуры России. Златоустовская гравюра ..............................................................................568
П. Н. Казнина
Образ Иисуса Христа в творчестве М. В. Нестерова ............................................................571
К. Ф. Кангин
Выражение образа нации в живописи передвижников .......................................................573
Л. А. Кузмичева
Картина Ивана Кузнецова «Призвание на царство Михаила Федоровича
Романова» — к проблеме эволюции современного реализма ............................................575
ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
РОССИИ В РАКУРСЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Г. В. Скотникова
Классики русской философии — наши духовые учителя ...................................................577
В. И. Грачев
Cубстанциально-аксиогенная платформа духовности
русской культуры ................................................................................................................................582
7
Стр.7
Содержание
Е. В. Байкова, Н. А. Дидык
Символы исторического центра города (на материале архитектурного декора
особняка И. П. Шмидта в Саратове. Зооморфизм) ...............................................................596
С. А. Царенко
Этнокультурные и геополитические перспективы
Западного Русского Поля (Подолья) в контексте украинских
идентичностей и историографических подмен .......................................................................615
Е. В. Данилова
Дионисий в XXI веке. Опыт многолетней авторской работы
с культурным и духовным наследием Древней Руси
в реалиях современности: проект «Свет фресок Дионисия —
миру» (Фотопроект Юрия Холдина в соавторстве с Е. В. Даниловой) ........................630
С. В. Кабаева
М. П. Беляев: идея русской музыкальной культуры .............................................................645
О. Г. Чичварина
Нравственный выбор в творчестве Н. В. Гоголя .....................................................................654
И. А. Дидимова
Песня в пространстве традиционной музыкальной культуры
современных селькупов ....................................................................................................................659
Ян Чжи, Ван Юнчан
Культурное наследие «китайского стиля» в России .............................................................664
Ю. В. Тюрякова
Особенности развития регентского дела Казанского кафедрального собора
г. Сызрани (рубежа XIX–XX вв.) .................................................................................................672
Сюн Инвэнь
Портреты-жизнеописания в операх «Виринея»
С. М. Слонимского и «Лю Санджи»: к проблеме воплощения
национальной идентичности в музыке .......................................................................................680
Ю. Н. Шамеева
О сохранности драматургии свадебного обряда
(на примере свадебного обряда Шемуршинского района
Чувашской Республики) ..................................................................................................................691
М. Ф. Азиханов
Из истории собирания русского фольклора.
Сборник Кирши Данилова: автор и текст .................................................................................700
Ж. В. Русакова
Классическая и современная национальная культура:
обретение и сопряжение смыслов ................................................................................................707
ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ, СОХРАНЕНИЯ
КУЛЬТУРНОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Т. А. Лукьянова, Ю. М. Кукс
Изучение древних технологических традиций в настенной живописи —
путь сохранения памятников технологии в современном мире .......................................710
А. Б. Прозова, Ю. Г. Кондратович
Вопросы атрибуции иконы Божией Матери «Одигитрия» ...............................................720
В. В. Близнюк
Художественная и документальная фотография как инструмент
в сохранении исторического образа памятника. Соловецкий монастырь ....................725
8
Стр.8
Содержание
А. И. Бушмина
Возвращение имени: атрибуционные исследования личности портретируемого
в процессе реставрации картины «Портрет священнослужителя» неизвестного
художника из собрания Музея-заповедника «Дмитровский Кремль» .........................729
В. М. Неделин
Русские крепости XVI–XVII веков — изучение
и графические реконструкции .......................................................................................................734
Приложение ............................................................................................................................................737
А. И. Томилова
Федоровский городок в Царском Селе —
центр духовной и художественной культуры ..........................................................................764
А. В. Власова
Храмовый комплекс в селе Степановское Московской области
как пример сочетания русской традиционной
и европейской архитектурных школ XVI–XVIII веков ......................................................773
ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ,
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ
Д. Н. Тугаринов ...............................................................................................................................775
Профессиональное скульптурное образование в России:
сохранение традиций, новации, перспективы .........................................................................775
С. А. Прохоров, А. В. Шадурин, Н. С. Прохоров
Традиции и современность живописной составляющей
в архитектурном образовании ........................................................................................................780
Е. А. Скоробогачева
Приоритеты научной деятельности и их значение
в инновационном развитии научно-образовательной сферы
Академии Ильи Глазунова ..............................................................................................................787
В. А. Чёрный
Образ святого Георгия Победоносца на современном гербе
и знамени Российской Федерации ...............................................................................................792
С. В. Анчуков
Магистратура факультета изобразительного искусства
РГПУ им. А. И. Герцена — современность и перспективы..................................................796
Приложение ............................................................................................................................................801
М. Ю. Шаньков
О воспитании свободной личности в системе отечественного
академического художественного образования ......................................................................806
М. В. Кузмичева
Специфика профессиональной подготовки художника-педагога
в РГПУ имени А. И. Герцена ...........................................................................................................820
Ю. М. Арсенюк
Копирование работ старых мастеров в контексте формирования
личности художника ..........................................................................................................................827
9
Стр.9
Содержание
И. Г. Кондратович
Развитие современного христианского искусства в России и за рубежом ..................840
И. В. Лапин
Проблемы построений выставочных экспозиций реалистического
искусства на примере выставочной деятельности И. С. Глазунова .................................843
К. Тодоров
Art and N-Dimensionality ..................................................................................................................849
С. Тодорова
Акварель — графичная или живописная техника? ................................................................856
Приложение ............................................................................................................................................867
Н. В. Лапко
Новые технологии в современной экспозиционной практике
художественных музеев ....................................................................................................................869
Ань Цзиньлинь
Проблемы в преподавании масляной живописи
в высших учебных заведениях Китая и меры их решения .................................................878
Цзя Юньи
Подготовка преподавателей художественного дизайна
должна начинаться c формирования личности.......................................................................882
Ли Бинь
Развитие творческого мышления студентов средствами
создания электронной музыки.......................................................................................................892
Ляо Дума
Воплощение темы окружающей среды в живописи
под влиянием экологической концепции ..................................................................................901
Ма Синьгэ
Ван Теню — ученик русской академической школы
Санкт-Петербургского государственного академического института
живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина ..............................................910
Т. Е. Редька
Современная педагогика в художественной сфере:
традиции, новации, авторские методики ...................................................................................914
А. О. Ворфоломеева
Деятельность В. Д. Поленова как педагога
Московского училища живописи, ваяния и зодчества ........................................................917
Приложение
Фотографии с конференции в РАЖВиЗ им. Ильи Глазунова ..........................................919
Сведения об авторах ..........................................................................................926
Сведения об авторах-учащихся ....................................................................934
10
Стр.10