Ежемесячный
научно-методический журнал
№ 5 (283) май 2023
www.Внешкольник.РФ
www.vipress.su
СОДЕРЖАНИЕ
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДЕТСКОМ
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Е.И. БОРИСОВА
ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОБРАЗОВАНИИ
С.Г. ГОЛОВИНА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
ЦЕНТР ДОПОБРАЗОВАНИЯ — «ТЕРРИТОРИЯ ЛЕТА»!
Л.С. ВОРЖЕВА, И.А. ВАСИЛЬЧЕНКО
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УДАРНОЙ ТЕХНИКИ
СИНКЁКУСИНКАЙ КАРАТЕ
М.А. СОЧНЕВА
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРОВЫХ ПРОГРАММ
Т.А. ТИМОФЕЕВА
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ
В.Н. НОВОСЁЛОВА
МАМЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
Н.В. ДЕНИСОВА, Н.В. ШЕНДРИК
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «АРТ–КЛЯКСА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
М.М. ПОНОМАРЕНКО
ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА
Т.М. ДОЛГОПЯТОВА
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНЦЕРТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ В
М.И. ТОМИЧИК, Т.С. СОШЕНКО И ДР.
ДДТ
ЗАЩИТА ОТ МАНИПУЛЯТОРОВ —
КАК НЕ ОКАЗАТЬСЯ ОБМАНУТЫМ
Е.Ф. МАТВЕЕВА, В.В. СКЛАДАН
10
12
14
17
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
22
26
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
28
30
34
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Х, ЗВУКОМ [Х]
А.А. ШАХОДАНОВА
К.И. ЧУКОВСКИЙ «КРАДЕНОЕ СОЛНЦЕ»
Т.Н. СТЁПИНА, Ю.Н. АНТОНЕНКО
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖЕК
В.О. КУРЗАНОВ, А.Н. ШУНЯЕВА
СЦЕНАРИИ, ИГРЫ
СОХРАНЯЯ ПАМЯТЬ О ЖЕРТВАХ ВОЙНЫ
Т.И. КОЛЫЧЕВА, М.Г. МАНОЙЛЕНКО И ДР. 59
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА
ОБУЧЕНИЯ И КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МАССОВОЕ
МЕРОПРИЯТИЕ
Л.В. ЛОГИНОВА
СЦЕНАРИЙ ОТЧЕТНОГО КОНЦЕРТА
ОБЪЕДИНЕНИЯ «СТЕПКИДС»
А.Я. СВИСТУНОВА, Ю.С. АКУЛИЧ
ЖУРНАЛ ВЫХОДИТ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНЦИФРЫ РФ
54
55
57
8
5
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА
В СИСТЕМЕ ДОПОБРАЗОВАНИЯ
О.П. ФИЛИМОНОВА, М.Е. ФАРКОВА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПИРУССКОГО
В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
Г.С. НАВОДКИНА
ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК РЕСУРС
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
И ОБУЧАЮЩИХСЯ
А.Р. ДАУТОВА
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА УДОД В РАМКАХ
КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЕЙ
Ю.В. ЛЕДЕНЁВА
WELCOME TO HAPPY HOUSE!
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СЧАСТЛИВЫЙ ДОМ!
С.С. ВЕРШНЯК
«10-Я ВАХТА ПАМЯТИ»
В.В. УМЕРЕНКОВА
37
38
ВОПРОСЫ ТЕОРИИВОПРОСЫ ТЕОРИИ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ДЕТСКОМ
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОМ
КОЛЛЕКТИВЕ
БОРИСОВА Е.И.
концертмейстер, ЦТ «На Вадковском», г. Москва
З
42
44
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОСТИНАЯ
49
50
анятия в детском музыкальном театре занимают
особое место в системе дополнительного
образования. Участие в деятельности
музыкально-театрального коллектива способствует
развитию у детей образного мышления,
фантазии, формирует эстетическое представление,
развивает коммуникационные навыки.
Вместе с тем, у ребенка появляется возможность
реализовать свои творческие способности и проявить
одаренность.
Развитие детского музыкального театра невозможно
представить без работы концертмейстера.
Задача состоит не только в инструментальном
иллюстрировании и сопровождении
постановок, проработке музыкальных номеров
и сцен, но и в том, чтобы каждый обучающийся
испытал на себе эмоциональное воздействие музыки,
прочувствовав ее. Реализация этих задач
подразумевает ряд специфических музыкальноисполнительских
навыков, которым не обучают в
музыкальной школе, училище или вузе.
Педагог-концертмейстер должен знать особен62
66
5
ности
ведения занятий по вокалу, ансамблевому
пению, чувствовать хореографию и сценическое
движение, понимая нюансы сценической речи.
Вместе с тем, концертмейстер принимает активное
участие в проведении театральных постановок,
творческих мероприятий, конкурсов, концертных
программ, что, в свою очередь, требует владение
техникой концертмейстерского искусства и соответствующие
организаторские компетенции.
Учитывая, что театр подразумевает синтетичность
разных искусств, а в музыкальном театре музыка
имеет не меньшее значение, чем драма, концертмейстер
— выполняет связующую функцию сценического
действия. Ярким примером подобного
синтеза является использование в спектаклях
хореографических номеров. Музыка и танец неразрывно
связаны между собой. Основными характеристиками
музыки являются ритм, темп,
нюансы, стилистика, фраза, форма, характер,
эмоция, образ. Точно такие же характеристики используются
для описания танца. В этой связи учебный
и творческий процесс в детском музыкальном
театре строится из целого ряда разнообразных
дисциплин, где центральное место занимает музыка
(т.е. концертмейстер), а упражнения даются
в порядке усложнения и повторяются по нескольку
раз для развития и отработки техники исполнения.
В Центре творчества «На Вадковском» много
лет обучающиеся занимаются в детском музыкальном
театре «Квинта +». Занятие обычно
делится на несколько частей, в зависимости
от образовательных и художественных задач.
Например, в занятиях по хореографии первая
часть — это разминка, растяжка, пластика. Вторая
часть — изучение рисунка танца, прорабатывание
и закрепление хореографического материала.
Третья часть — импровизационный этюд.
Все занятия проходят под музыкальный аккомпанемент
и поэтому концертмейстер задействован
в каждой части занятия. Это требует
не только базовой технической подготовки, но и
широкого музыкального репертуара, состоящего
из разнохарактерной, разножанровой и разноритмичной
музыки. Учебные и художественные
задачи занятий в детском музыкальном театре
— важнейший фактор для концертмейстера,
определяющий выбор музыкального сопровождения.
С теми упражнениями, которые дает педагогхореограф
своим обучающимся, ознакомлен и
концертмейстер. Таким образом, разновекторные
задачи подразумевают широкий репертуар пианиста,
а, следовательно, наличие хорошей технической
подготовки для исполнения быстрых и
виртуозных пьес, владение пальцевым legato для
кантиленой музыки, ориентирование в разных
жанрах, формах и стилях музыки. Часто во время
выполнения упражнения педагог-хореограф дает
новые движения, увеличивая, тем самым, количество
тактов исполняемой музыки. Это требует
от концертмейстера предельной концентрации,
внимания и готовности к импровизации, которая
будет работать по строгим законам: квадратная
структура, с четким делением долей на два; ярко
выраженная мелодия или голосоведение; строго
Дополнительное образование и воспитание. № 5 2023
Стр.3