Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Развитие педагогического кругозора молодого учителя : коллективная монография. Часть 1 (220,00 руб.)

0   0
АвторыЕгорова Галина Ивановна, Ниязова Амина Абтрахмановна, Жавронко Елена Сергеевна, Боброва Анастасия Алексеевна, Саватеев Герман Олегович
ИздательствоРИО СурГПУ
Страниц112
ID789951
АннотацияВ коллективной монографии представлены результаты исследований по развитию педагогического кругозора молодого учителя - как условия устойчивого развития общеобразовательной школы. Раскрыты генезис, теоретико-методологические, методические основы развития педагогического кругозора учителя в области: социализации и экологизации; социально-экологического образования и функционально-ролевого репертуара, развития социокультурных ценностей и творческого потенциала, которые обоснованы доказательной базой экспериментальных результатов, мониторингом критериев и показателей. Монография носит междисциплинарный характер и может быть полезна специалистам в сфере педагогики, психологии, социологии. Концептуальные и методические положения, изложенные в монографии, могут быть реализованы на курсах повышения квалификации и востребованы для профессионального и личностного роста молодого учителя. Монография адресована бакалаврам, магистрантам, молодым учителям общеобразовательных школ, студентам педагогических вузов и колледжей, работникам вузов, занимающихся профессиональной подготовкой учителей.
ISBN978-5-93190-396-5
Развитие педагогического кругозора молодого учителя : коллективная монография. Часть 1 / Г. И. Егорова, А. А. Ниязова, Е. С. Жавронко, А. А. Боброва, Г. О. Саватеев .— Сургут : РИО СурГПУ, 2021 .— 112 с. — ISBN 978-5-93190-396-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/789951 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Развитие_педагогического_кругозора_молодого_учителя__коллективная_монография._Часть_1.pdf
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ Коллективная монография ЧАСТЬ I Сургут, 2021 – 1 –
Стр.1
УДК 371.12 Печатается по решению ББК 74.204.21 Р 17 Рецензенты: Сергей Викторович Кривых, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербург ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена» Ольга Ивановна Курдуманова, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» Авторский коллектив: Егорова Галина Ивановна (1), Ниязова Амина Абтрахмановна (2), Жавронко Елена Сергеевна (3), Боброва Анастасия Алексеевна (4), Саватеев Герман Олегович (5) Р 17 Развитие педагогического кругозора молодого учителя : коллективная монография / Департамент образования и молодежной политики ХМАО – Югры, Бюджетное учреждение высшего образования ХМАО – Югры БУ «Сургутский государственный педагогический университет» ; Егорова Г. И., Ниязова А. А., Жавронко Е. С. [и др.]. – Сургут : РИО СурГПУ, 2021. – 111 [1] с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-93190-396-5 В коллективной монографии представлены результаты исследований по развитию педагогического кругозора молодого учителя – как условия устойчивого развития общеобразовательной школы. Раскрыты генезис, теоретико-методологические, методические основы развития педагогического кругозора учителя в области: социализации и экологизации; социально-экологического образования и функционально-ролевого репертуара, развития социокультурных ценностей и творческого потенциала, которые обоснованы доказательной базой экспериментальных результатов, мониторингом критериев и показателей. Монография носит междисциплинарный характер и может быть полезна специалистам в сфере педагогики, психологии, социологии. Концептуальные и методические положения, изложенные в монографии, могут быть реализованы на курсах повышения квалификации и востребованы для профессионального и личностного роста молодого учителя. Монография адресована бакалаврам, магистрантам, молодым учителям общеобразовательных школ, студентам педагогических вузов и колледжей, работникам вузов, занимающихся профессиональной подготовкой учителей. Ключевые слова: педагогический кругозор молодого учителя, развитие педагогического кругозора, устойчивое развитие общеобразовательной школы, социально-экологическое образование, функционально-ролевой репертуар, социокультурные ценности, профессиональное становление личности, творческий потенциал. УДК 371.12 ББК 74.204.21 Редакционно-издательского совета БУ «Сургутский государственный педагогический университет» ISBN 978-5-93190-396-5 © Коллектив авторов, 2021 © БУ «Сургутский государственный педагогический университет, 2021 – 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................................................... 4 Глава I. Педагогический кругозор молодого учителя как условие устойчивого развития современной общеобразовательной школы .............................................................................................. 8 1.1. Теоретико-методологические основы понятия «педагогический кругозор» ................................ 8 1.2. Модель развития педагогического кругозора молодого учителя как условие устойчивого развития современной общеобразовательной школы .......................................................... 14 1.3. Методические аспекты развития педагогического кругозора молодого учителя ........................ 16 1.4. Исследование эффективности развития педагогического кругозора молодого учителя ............. 18 Глава II. Педагогический кругозор молодого учителя в области социально-экологического образования ................................................................................... 24 2.1. Теоретико-методологические основы понятий «экологизация образования», «социализация образования», «социально-экологическое образование» ............................................... 24 2.2. Модель экологизации образования как условие устойчивого развития современной общеобразовательной школы ................................................................................................ 27 2.3. Методические аспекты социально-экологического образования молодого учителя .................. 35 2.4. Исследование педагогического кругозора молодого учителя в области социально-экологического образования ..................................................................................... 40 Глава III. Педагогический кругозор молодого учителя в области развития функционально-ролевого репертуара личности ........................................................................................ 44 3.1. Теоретико-методологические основы понятия «функционально-ролевой репертуар» молодого учителя ............................................................................................................................................ 44 3.2. Модель развития функционально-ролевого репертуара молодого учителя как условие устойчивого развития современной общеобразовательной школы ..................................... 48 3.3. Методические аспекты развития функционально-ролевого репертуара молодого учителя ...... 52 3.4. Исследование педагогического кругозора молодого учителя в области функционально-ролевого репертуара .......................................................................................... 53 Глава IV. Педагогический кругозор молодого учителя в области развития социокультурных ценностей как условие его профессионального становления личности .................. 58 4.1. Теоретико-методологические основы понятий «профессиональное становление», «социокультурные ценности» ........................................................................................................................ 58 4.2. Модель развития социокультурных ценностей как условие профессионального становления молодого учителя и условие устойчивого развития современной общеобразовательной школы ......... 62 4.3. Методические аспекты развития социокультурных ценностей как условие профессионального становления молодого учителя .............................................................. 67 4.4. Исследование педагогического кругозора в области развития социокультурных ценностей профессионального становления молодого учителя ................................................................................... 68 Глава V. Педагогический кругозор молодого учителя в области развития творческого потенциала личности................................................................................................................ 74 5.1. Теоретико-методологические основы понятий «творчество», «творческий потенциал» молодого учителя ............................................................................................................................................ 74 5.2. Модель развития творческого потенциала молодого учителя как условие устойчивого развития современной общеобразовательной школы ..................................... 83 5.3. Методические аспекты развития творческого потенциала молодого учителя ............................. 93 5.4. Исследование педагогического кругозора в области творческого потенциала молодого учителя ............................................................................................................................................ 100 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................................................................... 105 БИБЛИОГРАФИЯ ............................................................................................................................................... 107 – 3 –
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Учитель, его профессионализм, профессиональные качества можно рассматривать как основной источник генерации, совершенства, развития индивидуального потенциала обучающегося, а, следовательно, это тот ресурс прогрессивного развития региона, общества, который ориентирован на новое качество жизни, не только в плане материального благосостояния, но и в плане духовно-личностного развития. Новые нормативно-правовые документы, быстрое обновление техники и технологии, процессы трансформации в социокультурной среде, показывают значительные изменения в области педагогического образования. Один из ключевых документов, которому уделена значимая роль - это резолюция «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», в которой одна из целей устойчивого развития раскрывает вопросы обеспечения всеохватывающего качественного образования, возможности поощрения обучения на протяжении всей жизни всех участников образовательного процесса. Документы, связанные с Повесткой дня до 2030 года предусматривают индикаторы для достижения целей устойчивого развития исходя из национальных приоритетов и с учетом национального контекста:  гармонизация национальных приоритетов развития образования и целей устойчивого развития в сфере образования;  учет мировых практик и драйверов развития, характера национальной системы образования;  достижение целей устойчивого развития по уровням образования (дошкольное – среднее профессиональное – дополнительное образование);  выявление условий и мер, обеспечивающих качество образования. Трансформация педагогического образования в условиях устойчивого развития общества – это характерные изменения его онтологии в контексте параметров экологизации, цифровизации, интеграции образовательной среды, высокого уровня развития функциональной грамотности и преобразования субъект-субъектных отношений. Указанные изменения обеспечены разрывом между высокой скоростью нововведений в системе педагогического образования и замедленным характером их внедрения в образовательный процесс учебного заведения. Современные вызовы, нормативные документы - это новые требования для каждого молодого учителя. Особенности многогранности требований осложнены спецификой реализации идей устойчивого развития образовательного учреждения, при решении ряда вопросов:  Социализация или ранняя компьютеризация?  Взаимодействие с окружающим миром или выстраивание отношений с коллективом?  Учитель – это наставник, психолог или лектор, практик?  Школа – это информационная платформа или развивающая?  Что главное в обучении – поиск новой информации или критический анализ имеющейся?  Индивидуализация образования или работа в команде?  Здоровьесбережение в эпоху цифровизации и экологизации – реальность или утопия? Все более актуальными становятся в образовательной организации вопросы:  Как избежать клипового мышления, и каковы условия развития учащихся?  Как повысить качество образовательной деятельности и одновременно развивать интеллектуально-образовательный потенциал педагога и обучающегося?  Как активизировать вопросы развития обучающегося без личного контакта? Молодому учителю – вчерашнему выпускнику педагогического вуза, в силу высокой загруженности и нехватки времени трудно строить свою деятельность в рамках глобальных ключевых идей. Причины этому факту, очевидны: несформированность в сознании панорамности объемной картины педагогических знаний; недостаточность использования цифровых инструментов; несвоевременность учета принципов (научности, интеграции, экологизации педагогического знания); неиспользование технологий развития и саморазвития. – 4 –
Стр.4
Каждый учитель имеет возможность непрерывно обогащать, развивать свой педагогический кругозор как особый профессиональный показатель личности педагога с позиций: рациональности, инновационности, генерации внутренних и внешних процессов, заданных логикой бифуркации устойчивых педагогических систем и ее блоков (ценностно-целевой, содержательный, деятельностный, критериально-оценочный). Педагогическое образование не стоит на месте, оно развивается и совершенствуется на протяжении всей жизни учителя и процессе деятельности образовательной организации. Развивающий эффект педагогического образования связан с появлением новых ценностей в нашем современном мире, это прежде всего, интеллект, креативность, социальные умения, которые востребованы ежедневно. Педагогические знания и умения, полученные в вузе уже недостаточны для молодого учителя, чтобы ему быть всегда успешным и креативным. При этом педагогическое образование становится особой экосистемой, которое обеспечивает качественное развитие современного общества с учетом принципов рациональности, гуманности, кооперации, коллаборации, проблемности. Отметим тот факт, что система образования переосмысливает целевые, содержательные, деятельностные, оценочные компоненты, включая в перечень требований широкий охват навыков, 4П компетенций, ориентированных на практический результат (планировать, проектировать, получать, применять). Каждая образовательная организация берет на себя ответственность за когнитивность, социальность, эмоциональность, социокультурность современного обучающегося. При этом молодой учитель сам должен иметь высокий уровень педагогического кругозора как особого качества личности педагога и инструмента профессионального развития. Высказанные положения и тезисы подчеркивают актуальность данной монографии. Выбор темы монографии обусловлен накопленным опытом, научными исследованиям и преподавателей кафедры педагогического и специального образования Сургутского государственного педагогического университета в вопросах развития педагогического кругозора молодого учителя. Необходимостью осознания того, что педагогический кругозор – это важная профессиональная характеристика учителя, которая влияет на основные организационные процессы образовательной системы (передача, усвоение, развитие знаний, умений, навыков, фиксация новых достижений в науке, глобальность, инновационность, креативность мышления). Основная цель монографии: обозначить и раскрыть инновационные направления педагогического образования в условиях устойчивого развития общества, оказывающих существенное влияние на развитие педагогического кругозора молодого учителя. Поставленная цель потребовала решения ряда задач: 1) конкретизировать содержание понятий: «педагогический кругозор», его функциональнодидактическое значение»; 2) раскрыть теоретико-методологические основы ведущих факторов и инновационных направлений, влияющих на характер становления педагогического кругозора молодого учителя; 3) охарактеризовать потенциальные модели инновационных направлений в контексте глобалистики, постмодернизма для развития современной общеобразовательной школы и педагогического кругозора молодого учителя; 4) разработать методические аспекты развития педагогического кругозора молодого учителя в совокупности требований, предъявляемых к молодому учителю новой формации; 5) исследовать эффективность развития педагогического кругозора молодого учителя по ключевым инновационным направлениям. Решение основной цели и достижение поставленных задач определили логику построения монографии, через осознание, анализ совокупности ключевых направлений, факторов, определяющих развитие педагогического кругозора молодого учителя в условиях устойчивого развития общества, что получило отражение в содержании пяти глав монографии. Первая глава «Педагогический кругозор молодого учителя в условиях устойчивого развития общеобразовательной школы» раскрывает понятие, структуру, функциональное значение, роль педагогического кругозора в профессиональной деятельности молодого учителя. Вторая глава «Педагогический кругозор молодого учителя в области социально-экологического образования» включает молодого учителя в область глобальных направлений устойчивого развития общества – экологизации, социализации. – 5 –
Стр.5
Третья глава «Педагогический кругозор молодого учителя в области развития функционально-ролевого репертуара» определяет параметры и назначение функционально-ролевого репертуара учителя для устойчивого развития образовательного учреждения. Четвертая глава «Педагогический кругозор молодого учителя в области развития социокультурных ценностей как условие профессионального становления личности» раскрывает основы и характер профессионального становления, социокультурных ценностей, как условий развития современной общеобразовательной школы. Пятая глава «Педагогический кругозор молодого учителя в области развития творческого потенциала личности» обосновывает понятие «творческий потенциал» молодого учителя и характер его развития. Содержание глав монографии – это инновационные направления в образовательной политике и предпосылки современных перемен общеобразовательной школы, обусловленных глобальными масштабами преобразований общества и востребованными для реалий педагогического образования завтрашнего дня. – 6 –
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ