Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Этико-философское осмысление категории жизни (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПугачёва Наталья Петровна
ИздательствоПГАУ
Страниц204
ID788553
АннотацияМонография посвящена выявлению исторических и современных тенденций в осмыслении категории жизни, в том числе, речь идёт о влиянии биологии на философию и наоборот. Благодаря категории жизни становится возможным синтез естественнонаучного и гуманитарного знания не только , через философию жизни, биофилософию, философию биологии, но и через такой раздел философии, как "этика жизни".
Кому рекомендованоМатериалы, изложенные в монографии, будут полезны научным работникам, аспирантам и студентам высших учебных заведений
ISBN978-5-00196-061-4
УДК179+573
ББК87.75
Пугачёва, Н.П. Этико-философское осмысление категории жизни : монография / Н.П. Пугачёва .— Пенза : ПГАУ, 2021 .— 204 с. — ISBN 978-5-00196-061-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/788553 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Этико-философское_осмысление_категории_жизни.pdf
УДК 179+573 ББК 87.75 П 88 Печатается по решению научно-технического совета ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ от 19 октября 2021 г., протокол № 6 Рецензенты: доктор философских наук, зав. кафедрой «Философия и социальные коммуникации» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» Н.В. Розенберг; доктор философских наук, профессор кафедры «Перевод и переводоведение» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» С.Н. Волков. ISBN 978-5-00196-061-4 П 88 Пугачева, Наталья Петровна Этико-философское осмысление категории жизни / Н.П. Пугачева. – Пенза: РИО ПГАУ, 2021. – 202 с. Монография посвящена выявлению исторических и современных тенденций в осмыслении категории жизни, в том числе, речь идет о влиянии биологии на философию и наоборот. Благодаря категории жизни становится возможным синтез естественнонаучного и гуманитарного знания не только через философию жизни, биофилософию, философию биологии и подобные смежные дисциплины, но и через такой раздел философии, как «этика жизни». В качестве примера последней приводятся концепции Альберта Швейцера и Ганса Йонаса. ISBN 978-5-00196-061-4 © ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, 2021 © Н.П. Пугачева, 2021
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................... 4 1 АКСИОЛОГИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА ЖИЗНИ ............................. 8 1.1 Уникальность жизни и проблема ее определения. Влияние биологии на философию .......................................... 8 1.2 Философия биологии и философия жизни ............................ 31 2 ЭТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ ЖИЗНИ: ОТ АХИМСЫ К БЛАГОГОВЕНИЮ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ ........... 52 2.1 Отношение к жизни в истории этики ..................................... 52 2.2 Этическое прочтение категории «жизнь» в русской философии XIX-XX вв. .......................................... 60 2.3 Истоки и основания этики благоговения перед жизнью А. Швейцера ............................................................................ 87 3 СИНТЕЗ ОНТОЛОГИИ И ЭТИКИ В КОНЦЕПЦИИ ГАНСА ЙОНАСА .......................................... 112 3.1 Основные положения онтологической аксиологии ............ 112 3.2 Рецепции «Принципа жизни» ............................................... 144 3.3 Жизнь. Человек. Ответственность (история жизни по Э. Майру и Г. Йонасу) .......................... 164 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................... 183 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ........................................... 186 3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Утверждение, что жизнь никогда не была исключительно биологической категорией, не является новым. Во второй половине XX в. интерес к ней сильно возрос. Понятие жизни наполнилась философским, культурологическим и аксиологическим содержанием. Исследователи, принадлежащие различным отраслям и направлениям философии и научного знания, стали рассматривать феномен жизни в нехарактерных для него перспективах: политической, социальной, моральной. Новое прочтение получает онтологическая и космологическая его трактовки. Зашла речь о так называемой «новой философии жизни», превратившейся в междисциплинарное, синтетическое направление. По сути речь идет о новом разделе прикладной философии, куда включаются различные версии философии биологии, биофилософии, биософии. Появление таких направлений стало свидетельством беспрецедентной актуальности проблемы сохранения жизни в XX-XXI вв. Однако если рассматривать историю философского и этического осмысления понятия жизни, уже в первом приближении становится ясно, что истоки нравственного отношения к ней возникают задолго до моральных и социальных коллизий XX столетия, феноменального прогресса в биологии и медицине и осознания факта разрушительного влияния техники на природу. От ветхозаветного отношения к жизни и древнеиндийской ахимсы через нравственную практику Франциска Ассизского до швейцеровского благоговения перед жизнью, мы наблюдаем становление этического отношения к жизни. Можно сказать, что таким образом этика находит основание там, где «этическое как таковое не является фактом»1, и сама становится «универсальной апологией жизни»2. 1 Клюзова М.Л. Л.Н. Толстой и А. Швейцер: о рационализме и мистике в этике // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 119. 2 Клюзова М.Л. Этика как апология жизни // Вопросы философии. 2005. № 10. С. 58. 4
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.