№ 2 (147) март-апрель 2023
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
и в систему Российского индекса научного цитирования
(РИНЦ)
УЧРЕДИТЕЛИ:
области
Новосибирский институт повышения квалифиМинистерство
образования Новосибирской
кации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Председатель редакционного совета
фессоК. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, прор,
ректор НИПКиПРО
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск
Л. Б. Баряева, д-р пед. наук, проф. РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф. МПГУ, г. Москва
Н. Я. Большунова, д-р психол. наук, доцент НГПУ, г. Новосибирск
М.
Бэррэт, д-р филос. наук, проф. университета Айовы,
США
А. А. Дмитриев, д-р пед. наук, проф. МГОУ, г. Москва
A. Н. Иоффе, д-р пед. наук, доцент МГПУ, г. Москва
Канг Ин Ук, д-р пед. наук, проф., декан университета Кёнхи,
Южная Корея
B. З. Кантор, д-р пед наук, проф. РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
А. А. Корольков, академик РАО, д-р филос. наук, проф.РГПУ
им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор
КРИПКиПРО, г. Кемерово
Ю. Т. Матасов, д-р психол. наук, проф. РГПУ им. А. И. Герцена,
г. Санкт-Петербург
Л. В. Меньшикова, д-р психол. наук, проф. НГТУ, г. Новосибирск
C.
А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, зам. губернатора Новосибирской
области
Н. Н. Нижнева, д-р пед. наук, проф. БГУ, г. Минск, Белоруссия
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., ТРООО «Педагогическое
общество России», г. Томск
Ш. Петер, канд. филос. наук, преподаватель-референт института
им. Гёте, г. Мюнхен, Германия
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. АлтГУ,
г. Барнаул
Главный редактор
скихВ. Я. Синенко, академик РАО, доктор педагогиченаук,
профессор, заслуженный учитель РФ
Заместитель главного редактора
до А. В. Молокова, доктор педагогических наук,
зования НИПКиПРО, г. Новосибирск
Выпускающий редактор
за А. В. Запорожченко, канд. истор. наук, доцент,
Нв. каф. социально-гуманитарных дисциплин
ИПКиПРО, г. Новосибирск
[РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:!
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства НГПУ, г. Новосибирск
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, главный эксперт отдела
высшей школы и развития педагогических кадров
Министерства образования Новосибирской области
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., зав. каф. естественнонаучного
образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
Я. Я. Боргено, проректор по административно-хозяйственной
работе НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ,
г. Новосибирск
Л. И. Боровиков, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики,
воспитания и дополнительного образования
НИПКиПРО, г. Новосибирск
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, доцент, зав. каф. иноязычного
образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
Г. М. Вартапетова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. специальной
педагогики, инклюзивного образования и психологии
НИПКиПРО, г. Новосибирск
М. Г. Волчек, канд. пед. наук, доцент каф. педагогики,
воспитания и дополнительного образования
НИПКиПРО, г. Новосибирск
И. В. Габер, канд. мед. наук, доцент, зав. каф. охраны здоровья,
ОБЖ, физической культуры и спорта НИПКиПРО,
г. Новосибирск
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, г. Новосибирск
A. Ю. Горбунова, канд. пед. наук, доцент каф. специальной
педагогики, инклюзивного образования и психологии
НИПКиПРО, г. Новосибирск
Н. А. Корниенко, д-р психол. наук, проф. НГАУ, г. Новосибирск
Н.
Н. Малахова, канд. пед. наук, доцент, зав. каф. педагогики,
воспитания и дополнительного образования
НИПКиПРО, г. Новосибирск
Т. А. Поцукова, канд. пед. наук, доцент, проректор по
учебной работе, зав. каф. управления образованием
НИПКиПРО, г. Новосибирск
Литературный редактор: Т. Л. Мистюк
Перевод: Н. Е. Буланкина
Компьютерная верстка: Т. Ю. Кириченко
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доцент, профессор каф.
начального образования НИПКиПРО, г. Новосибирск
B. Б. Рубанович, д-р мед. наук, проф. НГПУ, г. Новосибирск
О. Г. Чечулина, канд. пед. наук, зав. каф. дошкольного образования
НИПКиПРО, г. Новосибирск
р цент, проректор по научно-методической
рааботе и цифровизации, зав. каф. начального об|АДРЕС
РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА:]
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-74-84. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-81467 от 7 июля 2021 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Выход в свет 15.05.23. Формат 60x84/8.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel' (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel' (Online)
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 11,2 Заказ № 7. Тираж 1000 экз. Цена свободная.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 349-58-00.
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2023
Стр.3
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Психолого-педагогическое влияние
на состояние обучаемости школьников
Шесть важнейших фундаментальных познавательных
психофизиологических процессов
(восприятие, воображение, память, мышление,
речь, внимание) являются основой обучаемости
как ведущего индивидуального показателя
скорости и качества усвоения человеком содержания
обучения. От уровня сформированности
каждого из указанных процессов зависит качество
обучаемости школьника. При этом важно
учитывать тот фактор, что вследствие тесной
взаимосвязи этих процессов отставание в развитии
хотя бы в области одного из них влечет
серьезные недочеты в обучаемости детей. В педагогической
науке на уровне исследований и в практике отдельных учителей наработан немалый материал
по формированию каждого из вышеназванных процессов, обеспечивающих обучаемость.
Однако, к сожалению, в широкой школьной практике провалы в обучаемости детей в подавляющем
большинстве случаев объясняются ленностью, нежеланием учиться, слабой учебной дисциплиной,
отсутствием родительского контроля и т. д. А объективной причиной нежелания детей учиться,
отсутствия интереса к учению в большинстве случаев являются слабая память школьника, отсутствие
внимания, недостатки в системе мышления, низкий уровень развития речи, не позволяющий выразить
мысль и т. д. Одним словом, в той или иной мере нарушена психолого-физиологическая основа обучаемости,
которая, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, должна формироваться постоянно
системой упражнений для каждого из шести указанных выше процессов. Это различные типы
творческих заданий, выступления детей с творческими отчетами, выполнение различных письменных
работ с непременным выражением своего отношения к проблеме, вербальный анализ той или иной
жизненной ситуации, устный счёт, заучивание стихов известных поэтов и т. д.
К сожалению, использование современных электронно-коммуникативных средств при всем многообразии
положительных сторон включения их в учебно-воспитательный процесс нередко сводит к
нулю некоторые практические действия по формированию памяти, воображения, речи, мышления, так
как дают готовые решения той или иной проблемы. А что касается речи школьника, то язык Интернета
может негативно влиять на ее развитие. Здесь требуется очень серьезная корректировка со стороны
школы.
Безусловно, на качество обучаемости детей влияют не только шесть выделенных познавательных
психолого-физиологических процессов, но и индивидуальные психолого-физиологические особенности
школьников, в первую очередь скрытые (к примеру, гетерохрония школьника, депривация личности
и т. д.). Понятно, что уровень обучаемости школьников зависит и от взаимоотношений учащихся
друг с другом и с учителями, от материально-технических условий школы и т. д. Однако основа эффективности
обучаемости все-таки заложена в шести указанных выше психолого-физиологических процессах.
Вот
почему важно прежде чем говорить о потере интереса учащегося к учению, о нежелании учиться,
негативном его отношении к школе и учителям, его агрессии, необходимо более глубоко проанализировать
причины этого явления с позиции готовности школьника к обучаемости.
Стр.4