УДК 78(076.5)
ББК 85.31я73
У54
Практикум составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО
по укрупненной группе направлений 53.03.00 «Музыкальное искусство».
Утвержден на заседании кафедры музыкознания
и музыкально-прикладного искусства КемГИК 24.05.2021 г., протокол № 7.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом факультета
музыкального искусства КемГИК 28.05.2021 г., протокол № 8.
Умнова, И. Г.
У54
Музыкальная форма : практикум по дисциплине для студентов
очной формы обучения укрупненной группы направлений 53.03.00
«Музыкальное искусство» / И. Г. Умнова ; Кемеров. гос. ин-т культуры.
– Кемерово : КемГИК, 2021. – 59 с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0620-9
Практикум содержит методические указания по выполнению практических заданий
и критерии их оценивания, задания для организации практической и самостоятельной
работы студентов.
УДК 78(076.5)
ББК 85.31я73
ISBN 978-5-8154-0620-9
© Умнова И. Г., 2021
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2021
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Освоение конкретных явлений музыкального искусства в исполнительской,
дирижерской и педагогической практике связано с анализом форм сочинений
композиторов разных эпох, с уточнением жанра и стиля произведения,
других аспектов авторского творчества. Поэтому в системе вузовского
музыкального образования для формирования профессионального мастерства
музыканта-солиста, музыканта-руководителя коллектива и музыкантапедагога
основополагающее значение имеет курс «Музыкальная форма». Будущим
концертным исполнителям и артистам ансамбля, артистам хора и
хормейстерам, артистам оркестра и преподавателям необходимо выработать
всеохватное видение целостного музыкального явления на основе понимания
закономерностей его структуры. Поэтому полученные на лекционных занятиях
знания о типах строения музыкальных произведений и музыкальных
формах необходимо упорядочить и закрепить на практических занятиях.
Предлагаемый практикум ориентирован на выполнение указанных задач. Актуальность
практикума по учебной дисциплине «Музыкальная форма» связана
не только с дополнением и уточнением сведений, полученных студентами
ранее, но и с осознанием новых достижений в изучении музыкальной формы,
с привлечением для анализа примеров из музыки прошлых веков и второй
половины ХХ века.
Практикум по дисциплине «Музыкальная форма» подготовлен в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта ВО и ориентирован на обучающихся, уже получивших начальное
или среднее специальное музыкальное образование. Поскольку студенты вуза
уже имеют определенный объем знаний о структуре музыкального произведения
и ими накоплены практические навыки, важно, чтобы практикум
«Музыкальная форма» способствовал пониманию принципов развития и
формообразования в музыке, пополнял опыт трактовки музыкальной формы
во взаимосвязи с тем или иным характером музыки и образным содержанием.
Практикум «Музыкальная форма» обобщает многолетний опыт использования
на практических занятиях со студентами различных направлений
факультета музыкального искусства заданий, включающих анализ и осмысление
законов построения музыкальной формы.
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Музыкальная форма» составляет
108 часов (3 зачетные единицы) и включает в себя аудиторную
(учебную) – 72 часа, самостоятельную работу – 36 часов, а также виды теку3
Стр.3
щей и итоговой аттестации (в виде зачета и экзамена). Дисциплина ведется
в течение двух семестров на втором и третьем годах обучения (в четвертом
и пятом семестрах).
Целями практикума «Музыкальная форма» являются выработка у студентов
практического умения анализа музыкальных форм и систематизация
основных установок для самостоятельной оценки эстетической ценности музыкального
произведения.
В данном практикуме в качестве основополагающего избран историкостилистический
принцип, который преследует цель поэтапного изучения целостных
типов композиции в рамках утвердившихся в истории музыки различных
стилей (барокко, классицизм, романтизм, стили ХХ века). Поэтому
основными задачами практикума являются:
- закрепить навыки анализа структуры музыкальных произведений различных
эпох;
- усвоить специфическую логику отношений знаковых элементов музыкальной
речи, устанавливающихся в процессе «овеществления» исторически
изменяющегося содержания;
- выработать навыки целостного анализа, предполагающего выявление
взаимосвязей содержательного уровня произведения (образно-тематические
характеристики, тип драматургии) с его структурными особенностями;
- расширить знания не только об общих (родовых, видовых) чертах
произведения, но и об особенностях индивидуальной интерпретации композиционных
типов.
Выполнение практических заданий по дисциплине направлено на формирование
следующих компетенций:
• способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации,
применять системный подход для решения поставленных задач;
• способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального
языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства
на определенном историческом этапе;
• способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом
и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте.
В результате выполнения практических заданий студент должен:
знать:
- основные этапы развития европейского музыкального формообразования,
характеристики стилей, жанровой системы, принципов формообразования
в каждую эпоху;
4
Стр.4
- жанры и стили инструментальной, вокальной музыки;
- теоретические и эстетические основы музыкальной формы;
- основные принципы связи формы и содержания музыкального произведения;
уметь:
-
применять теоретические знания при анализе форм музыкальных
произведений;
- различать при анализе музыкального произведения общие и частные
закономерности его построения и развития;
- рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического,
художественного и социально-культурного процесса; выявлять жанровостилевые
особенности музыкального произведения, его драматургию и форму
в контексте художественных направлений эпохи его создания;
- производить фактурный анализ сочинения с целью определения его
жанровой и стилевой принадлежности;
- анализировать музыкальное произведение во всей совокупности
составляющих его компонентов (мелодические, фактурные, тональногармонические,
темпоритмические особенности), прослеживать логику темообразования
и тематического развития, опираясь на представления, сформированные
внутренним слухом;
владеть:
- профессиональной терминолексикой;
- навыками использования музыковедческой литературы в процессе
обучения;
- навыками гармонического анализа музыкальных произведений;
- развитой способностью к чувственно-художественному восприятию
музыкального произведения.
Структура и содержание практикума
В 1-м разделе даются методические указания по выполнению практических
заданий (подготовка к семинарским занятиям, а также к практическим
занятиям, на которых анализируются формы музыкальных произведений или
их фрагментов) и требования к самостоятельной работе студента.
Во 2-м разделе практикума содержатся учебно-практические материалы
с описанием семинарских и практических занятий, согласно плану рабочей
программы дисциплины.
5
Стр.5