Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Музыкальная форма (110,00 руб.)

0   0
Первый авторУмнова Ирина Геннадьевна
АвторыКемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц59
ID785724
АннотацияПрактикум содержит методические указания по выполнению практических заданий и критерии их оценивания, задания для организации практической и самостоятельной работы студентов. Целями практикума «Музыкальная форма» являются выработка у студентов практического умения анализа музыкальных форм и систематизация основных установок для самостоятельной оценки эстетической ценности музыкального произведения. Практикум по дисциплине «Музыкальная форма» подготовлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ВО и ориентирован на обучающихся, уже получивших начальное или среднее специальное музыкальное образование.
Кем рекомендованоРекомендован к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК 28.05.2021 г., протокол № 8.
Кому рекомендованоДля студентов очной формы обучения укрупненной группы направлений 53.03.00 «Музыкальное искусство».
ISBN978-5-8154-0620-9
УДК78(076.5)
ББК85.31я73
Умнова, И. Г. Музыкальная форма : практикум для укрупненной группы направлений 53.03.00 "Музыкальное искусство". Форма обучения: очна / КемГИК; И. Г. Умнова .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2021 .— 59 с. — Библиогр.: с. 50-53. — ISBN 978-5-8154-0620-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/785724 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Музыкальная_форма.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Музыкальная_форма.pdf
УДК 78(076.5) ББК 85.31я73 У54 Практикум составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по укрупненной группе направлений 53.03.00 «Музыкальное искусство». Утвержден на заседании кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства КемГИК 24.05.2021 г., протокол № 7. Рекомендован к изданию учебно-методическим советом факультета музыкального искусства КемГИК 28.05.2021 г., протокол № 8. Умнова, И. Г. У54 Музыкальная форма : практикум по дисциплине для студентов очной формы обучения укрупненной группы направлений 53.03.00 «Музыкальное искусство» / И. Г. Умнова ; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово : КемГИК, 2021. – 59 с. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0620-9 Практикум содержит методические указания по выполнению практических заданий и критерии их оценивания, задания для организации практической и самостоятельной работы студентов. УДК 78(076.5) ББК 85.31я73 ISBN 978-5-8154-0620-9 © Умнова И. Г., 2021 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2021 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Освоение конкретных явлений музыкального искусства в исполнительской, дирижерской и педагогической практике связано с анализом форм сочинений композиторов разных эпох, с уточнением жанра и стиля произведения, других аспектов авторского творчества. Поэтому в системе вузовского музыкального образования для формирования профессионального мастерства музыканта-солиста, музыканта-руководителя коллектива и музыкантапедагога основополагающее значение имеет курс «Музыкальная форма». Будущим концертным исполнителям и артистам ансамбля, артистам хора и хормейстерам, артистам оркестра и преподавателям необходимо выработать всеохватное видение целостного музыкального явления на основе понимания закономерностей его структуры. Поэтому полученные на лекционных занятиях знания о типах строения музыкальных произведений и музыкальных формах необходимо упорядочить и закрепить на практических занятиях. Предлагаемый практикум ориентирован на выполнение указанных задач. Актуальность практикума по учебной дисциплине «Музыкальная форма» связана не только с дополнением и уточнением сведений, полученных студентами ранее, но и с осознанием новых достижений в изучении музыкальной формы, с привлечением для анализа примеров из музыки прошлых веков и второй половины ХХ века. Практикум по дисциплине «Музыкальная форма» подготовлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ВО и ориентирован на обучающихся, уже получивших начальное или среднее специальное музыкальное образование. Поскольку студенты вуза уже имеют определенный объем знаний о структуре музыкального произведения и ими накоплены практические навыки, важно, чтобы практикум «Музыкальная форма» способствовал пониманию принципов развития и формообразования в музыке, пополнял опыт трактовки музыкальной формы во взаимосвязи с тем или иным характером музыки и образным содержанием. Практикум «Музыкальная форма» обобщает многолетний опыт использования на практических занятиях со студентами различных направлений факультета музыкального искусства заданий, включающих анализ и осмысление законов построения музыкальной формы. Общая трудоемкость учебной дисциплины «Музыкальная форма» составляет 108 часов (3 зачетные единицы) и включает в себя аудиторную (учебную) – 72 часа, самостоятельную работу – 36 часов, а также виды теку3
Стр.3
щей и итоговой аттестации (в виде зачета и экзамена). Дисциплина ведется в течение двух семестров на втором и третьем годах обучения (в четвертом и пятом семестрах). Целями практикума «Музыкальная форма» являются выработка у студентов практического умения анализа музыкальных форм и систематизация основных установок для самостоятельной оценки эстетической ценности музыкального произведения. В данном практикуме в качестве основополагающего избран историкостилистический принцип, который преследует цель поэтапного изучения целостных типов композиции в рамках утвердившихся в истории музыки различных стилей (барокко, классицизм, романтизм, стили ХХ века). Поэтому основными задачами практикума являются: - закрепить навыки анализа структуры музыкальных произведений различных эпох; - усвоить специфическую логику отношений знаковых элементов музыкальной речи, устанавливающихся в процессе «овеществления» исторически изменяющегося содержания; - выработать навыки целостного анализа, предполагающего выявление взаимосвязей содержательного уровня произведения (образно-тематические характеристики, тип драматургии) с его структурными особенностями; - расширить знания не только об общих (родовых, видовых) чертах произведения, но и об особенностях индивидуальной интерпретации композиционных типов. Выполнение практических заданий по дисциплине направлено на формирование следующих компетенций: • способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; • способен понимать специфику музыкальной формы и музыкального языка в свете представлений об особенностях развития музыкального искусства на определенном историческом этапе; • способен постигать музыкальные произведения внутренним слухом и воплощать услышанное в звуке и нотном тексте. В результате выполнения практических заданий студент должен: знать: - основные этапы развития европейского музыкального формообразования, характеристики стилей, жанровой системы, принципов формообразования в каждую эпоху; 4
Стр.4
- жанры и стили инструментальной, вокальной музыки; - теоретические и эстетические основы музыкальной формы; - основные принципы связи формы и содержания музыкального произведения; уметь: - применять теоретические знания при анализе форм музыкальных произведений; - различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и развития; - рассматривать музыкальное произведение в динамике исторического, художественного и социально-культурного процесса; выявлять жанровостилевые особенности музыкального произведения, его драматургию и форму в контексте художественных направлений эпохи его создания; - производить фактурный анализ сочинения с целью определения его жанровой и стилевой принадлежности; - анализировать музыкальное произведение во всей совокупности составляющих его компонентов (мелодические, фактурные, тональногармонические, темпоритмические особенности), прослеживать логику темообразования и тематического развития, опираясь на представления, сформированные внутренним слухом; владеть: - профессиональной терминолексикой; - навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения; - навыками гармонического анализа музыкальных произведений; - развитой способностью к чувственно-художественному восприятию музыкального произведения. Структура и содержание практикума В 1-м разделе даются методические указания по выполнению практических заданий (подготовка к семинарским занятиям, а также к практическим занятиям, на которых анализируются формы музыкальных произведений или их фрагментов) и требования к самостоятельной работе студента. Во 2-м разделе практикума содержатся учебно-практические материалы с описанием семинарских и практических занятий, согласно плану рабочей программы дисциплины. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ