УДК 025.3+025.5(076.5)
ББК 78.37я73
Т19
Практикум подготовлен в соответствии с ФГОС ВО (3++)
по направлению подготовки 51.03.06
«Библиотечно-информационная деятельность»
Утвержден на заседании кафедры технологии документальных
коммуникаций факультета информационных и библиотечных технологий
КемГИК 03.12.2020 г., протокол № 4.
Рекомендован к изданию учебно-методическим советом факультета
информационных и библиотечных технологий КемГИК
17.02.2021 г., протокол № 3.
Тараненко, Л. Г.
Т19
Справочно-поисковый аппарат библиотеки : практикум
по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная
деятельность», квалификация (степень) выпускника
«бакалавр» / авт.-сост. Л. Г. Тараненко ; Кемеров. гос.
ин-т культуры. – Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры,
2021. – 115 с. – Текст : непосредственный.
ISBN 978-5-8154-0596-7
Автор-составитель:
доктор педагогических наук,
доцент Л. Г. Тараненко
УДК 025.3+025.5(076.5)
ББК 78.37я73
ISBN 978-5-8154-0596-7 © Л. Г. Тараненко, 2021
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный
институт культуры», 2021
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность использования информационных ресурсов
находится в прямой зависимости от организации и ведения
справочно-поискового аппарата (СПА). В условиях автоматизации
библиотечно-библиографических процессов, широкого распространения
электронных справочных и библиографических
продуктов, использования удаленных сетевых ресурсов и, как
следствие, изменения состава СПА, дисциплина «Справочнопоисковый
аппарат библиотеки» приобретает особое значение.
Формирование знаний о СПА и умения его создания и использования
является важной составляющей профессиональной подготовки
специалиста библиотечно-информационной сферы.
Целями освоения дисциплины «Справочно-поисковый
аппарат библиотеки» является формирование профессиональных
компетенций, связанных с созданием, развитием и использованием
СПА в библиотечно-информационной деятельности,
посредством:
• усвоения основных терминов и понятий, теоретических
и технологических основ формирования и использования СПА;
• осмысления назначения, свойств, атрибутивных характеристик
СПА библиотеки и его основных компонентов;
• практического освоения технологических процессов каталогизации;
•
формирования практических умений использования
СПА в процессе выполнения информационных запросов;
• изучения методов управления процессами создания и
функционирования СПА, оценки его качества и эффективности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
демонстрировать следующие результаты обучения:
знать:
• атрибутивные признаки технологичной библиотечноинформационной
деятельности, компонентную структуру и ви3
Стр.3
довую классификацию библиотечно-информационных технологий;
•
номенклатуру информационных и библиотечных процессов,
средств и методов их реализации;
• классификацию и назначение документов, регламентирующих
библиотечно-информационные технологии;
• технологические процессы библиотечно-информационной
деятельности; технологии поиска информации;
• теорию и технологию формирования, обработки, классификации
документных фондов, электронных информационных
ресурсов;
• технологию формирования справочно-поискового аппарата;
•
состав, структуру, поисковые возможности системообразующих
компонентов СПА (традиционных и электронных), их
взаимосвязь;
• структуру информационного рынка, состав, структуру,
закономерности формирования и использования информационных
ресурсов;
• классификацию и номенклатуру библиотечно-информационных
продуктов и услуг, предлагаемых на современном информационном
рынке;
• основные подходы к оценке качества библиотечно-информационных
продуктов и услуг; возможности использования
библиотечно-информационных продуктов и услуг в библиотечно-информационном
обслуживании;
• особенности организации информационно-технологического
и информационно-аналитического сопровождения профессиональной
деятельности и профессиональных коммуникаций;
уметь:
• классифицировать библиотечно-информационные технологии;
устанавливать соответствия между информационными
4
Стр.4
и библиотечными процессами, осуществлять выбор методов их
реализации;
• осуществлять выбор актуальных информационно-коммуникационных
технологий для решения учебных, научных,
практических и управленческих задач; определять назначение и
выявлять специфику документов, регламентирующих библиотечно-информационные
технологии;
• осуществлять комплектование, учет, обработку, размещение
и хранение библиотечного фонда, организовывать работу с
документами различных видов; применять общую и специальные
технологии создания электронных информационных ресурсов;
• осуществлять библиографический поиск, библиографирование
и формирование справочно-поискового аппарата библиотеки
с целью раскрытия содержания фонда и его использования;
•
осуществлять поиск информации, применять технологии
формирования, обработки, классификации, сохранения и предоставления
пользователям различных видов информационных
ресурсов в разных областях знания и практической деятельности;
классифицировать библиотечно-информационные продукты
и услуги и выявлять их потребительские свойства;
• осуществлять выбор и разрабатывать ассортимент актуальных
для библиотечно-информационного учреждения библиотечно-информационных
продуктов и услуг;
владеть:
• профессиональной терминологией в сфере библиотечноинформационных
технологий; технологическим подходом к анализу
информационной и библиотечной деятельности; технологическими
процессами формирования документных фондов
библиотек; методами структурирования информации в электронных
информационных ресурсах (базах данных, электронных
5
Стр.5