Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645535)
Контекстум

Философия. Учебное пособие. (290,00 руб.)

0   0
АвторыМаксимов Александр Михайлович
Страниц320
ID782270
Аннотация В пособии кратко изложена история философии и рассмотрены проблемы, разработка которых составляет ее предмет. Изучение учебного материала призвано помочь студентам в обретении компетенций, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Для студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Философия» в процессе освоения образовательных программ нефилософских направлений (бакалавриат) и специальностей.
Кому рекомендованостудентам, магистрантам
ISBN978-5-9903566-9-6
ББК87.3я73
Философия. Учебное пособие. / А.М. Максимов .— 2021 .— 320 с. — ISBN 978-5-9903566-9-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/782270 (дата обращения: 16.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философия._Учебное_пособие..pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Философия._Учебное_пособие..pdf
ФИЛОСОФИЯ Учебное пособие Оренбург 2021
Стр.1
УДК 1(091)(075.8) ББК 87.3я73 Б 44 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет» (председатель совета – А.Г. Гончаров). Рецензенты: доктор философских наук, профессор М.Н. Ефименко; доктор философских наук, профессор Г.Г. Коломиец Авторы: А.М. Максимов (введение, главы 1–10, 12–15, 17 и заключение); И.А. Беляев (введение, главы 1–10, 12–15, 17 и заключение); И.Р. Габдуллин (глава 11); В.А. Гончарова (глава 16); У.И. Грызова (глава 16); М.В. Лутцев (главы 2, 17); Л.Ю. Писарчик (главы 10, 12–13); Т.П. Писарчик (главы 10, 12-13). Ф 56 Философия : учебное пособие / А.М. Максимов, И.А. Беляев, И.Р. Габдуллин, В.А. Гончарова, У.И. Грызова, М.В. Лутцев, Л.Ю. Писарчик, Т.П. Писарчик; ред. А.М. Максимов, И.А. Беляев. – Оренбург : ООО «Печатный дворик», 2021. – 320 с. ISBN 978-5-9903566-9-6 В пособии кратко изложена история философии и рассмотрены проблемы, разработка которых составляет ее предмет. Изучение учебного материала призвано помочь студентам в обретении компетенций, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Для студентов высших учебных заведений, изучающих дисциплину «Философия» в процессе освоения образовательных программ нефилософских направлений (бакалавриат) и специальностей. © Максимов А.М., Беляев И.А., Габдуллин И.Р., Гончарова В.А., Грызова У.И., Лутцев М.В., Писарчик Л.Ю., Писарчик Т.П., 2021 © ООО «Печатный дворик», 2021
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ................................................................................6 ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, СМЫСЛ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ...........................................................................8 1. Мировоззрение и его исторические формы: мифология, религия, философия .............................................8 2. Предмет философии и структура философского знания ....15 3. Функции философии и ее роль в жизни и профессиональной деятельности людей ................................................................21 ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА .................24 1. Зарождение философской мысли Востока и Запада ............24 2. Философия Древней Индии ...................................................26 3. Философия Древнего Китая ...................................................33 4. Ранняя античная философия ..................................................36 ГЛАВА 3. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ .............................42 1. Проблема человека в философии софистов и Сократа .......42 2. Философия Платона ................................................................47 3. Философия Аристотеля ..........................................................49 4. Эллинистическая и римская философия ..............................53 ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ .....................................................................59 1. Теоцентризм философии Средневековья ..............................59 2. Патристика и схоластика как этапы развития Средневековой философии ....................................................62 3. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения ............................................................................67 ГЛАВА 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ ....................................................................74 1. Общая характеристика философии Нового времени...........74 2. Философские учения мыслителей Нового времени ............75 3. Философия Просвещения и ее основные представители ...81 ГЛАВА 6. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ .........................................................................88 1. Немецкая классическая философия как явление мировой философии. Философия И. Канта .........................................88 3
Стр.3
2. Философия И.Г. Фихте и Ф.В.Й. Шеллинга .........................93 3. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Система и метод диалектики ....94 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха .................97 ГЛАВА 7. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XXI ВЕКОВ ....................................................................101 1. Философское наследие К. Маркса и Ф. Энгельса ..............101 2. Философия позитивизма ......................................................103 3. Философия прагматизма и герменевтика ...........................108 4. Иррационалистическая философия: философия жизни, экзистенциализм и психоаналитическая философия ........ 111 5. Религиозно-философская мысль XIX-XXI веков...............117 ГЛАВА 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XI-XIX ВВ. ........122 1. Развитие русской философии в XI – начале XIX вв. .........122 2. Философские воззрения западников и славянофилов. Почвенничество ....................................................................126 3. Религиозно-философское наследие Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и В.С. Соловьева...........................................131 4. Философия русского космизма ............................................133 ГЛАВА 9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XX В. ...................138 1. Философия «Серебряного века» ..........................................138 2. Русский марксизм .................................................................142 3. Философия советского и постсоветского периодов ..........145 ГЛАВА 10. УЧЕНИЕ О БЫТИИ ........................................152 1. Представления о бытии в истории философской мысли ..152 2. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия ......................................................................................159 3. Материя как философская категория ..................................163 4. Движение как атрибут материи ...........................................168 5. Пространство и время ..........................................................172 ГЛАВА 11. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ И МЕТОД ПОЗНАНИЯ БЫТИЯ ...........................................................180 1. Историко-философское становление диалектики ..............180 2. Принципы диалектики ..........................................................186 3. Законы и категории диалектики...........................................190 ГЛАВА 12. СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ ..........................196 1. Проблема сознания в истории философской мысли..........196 2. Сущность, структура и функции сознания .........................199 4
Стр.4
3. Самосознание и бессознательное ........................................204 4. Проблема познания ...............................................................207 ГЛАВА 13. НАУКА И ТЕХНИКА ......................................215 1. Наука, научное познание и проблема понимания ..............215 2. Методы научного познания ..................................................220 3. Ценности общественного развития и науки .......................225 4. Понятие техники ...................................................................232 ГЛАВА 14. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА .............................................................................238 1. Происхождение человека .....................................................238 2. Натуроцентрические, социоцентрические и теоцентрические концепции человека ..............................................................243 3. Человек как целостное природно-социально-духовное существо ................................................................................249 4. Человек как творец и творение культуры ...........................252 ГЛАВА 15. СМЫСЛ И ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ............................................................258 1. Смысл и цель жизни человека .............................................258 2. Свобода, необходимость и ответственность в жизни человека ...................................................................262 3. Ценности человеческого существования ............................269 ГЛАВА 16. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ .....................................277 1. Понятие общества. Основные сферы общественной жизни ............................................................277 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития ......................................................281 3. Государство и гражданское общество .................................286 4. Культура и цивилизация .......................................................291 ГЛАВА 17. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 299 1. Человечество на рубеже веков .............................................299 2. Понятие и сущность глобализации .....................................301 3. Многообразие глобальных проблем современности .........305 4. Опыт осмысления и решения глобальных проблем ..........313 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .....................................................................319 5
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ Причиной, побудившей авторов данного пособия к его написанию, стало их стремление обеспечить достаточно полное, четкое, и в то же время предельно лаконичное раскрытие содержания философии как учебной дисциплины. Пособие призвано помочь студентам в приобщении к историко-философскому знанию и к современному состоянию философской мысли. Полученные знания должны лечь в основу формирования мировоззренческих позиций студентов и приобретения ими всех иных компетенций. Первый раздел содержит материалы о сущности и современной структуре философии, ее происхождении и основных этапах становления. Во втором разделе представлены сведения о мировоззренческих смысложизненных проблемах, которые стояли перед человечеством в прошлом, волнуют его сейчас и с большой вероятностью будут актуальными в обозримом будущем. К числу важнейших задач, решению которых призвано способствовать пособие, относятся: – ознакомление студентов с проблемами, разработка которых составляет предмет философии и с учениями выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, чьи идеи сыграли ключевую роль в развитии философского знания; – приобретение студентами умений ориентироваться в учебном материале, анализировать и осмысливать его, прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов основные тенденции развития философской мысли; – овладение студентами навыками жизненного самоопределения, нахождения достойных вариантов действий в разнообразных ситуациях; – приобретение студентами целостных представлений о действительности, о единстве и противоречиях, свойственных ее многообразным проявлениям, способности и склонности к осмыслению тех проблем, которые возникают и будут возникать в их повседневной жизни и профессиональной деятельности. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически