ЭКОНОМИКА СЕВЕРО-ЗАПАДА
Выходит для читтелей Архнгельской облсти, Вологодской облсти, Ленингрдской облсти, Ненецкого втономного округ,
Клинингрдской облсти, Мурмнской облсти, Новгородской облсти, Псковской облсти, Республики Крелии, Республики Коми, Снкт-Петербург
Кружится карусель
Травматизм на аттракционах
послужил причиной
для ужесточения отечественного
законодательства
Страница 14
ОФИЦИАЛЬНО
В Мурманской области представлен
график проведения
конкурсов на предоставление
финподдержки бизнесу
в 2022 году. Документ о предоставлении
основных мер поддержки
субъектам малого
и среднего предпринимательства
в текущем году можно найти
на сайте Министерства развития
Арктики и экономики региона.
На
заседании правительства
Вологодской области был поддержан
проект о внесении изменений
в федеральный закон
«О ведении гражданами садоводства
и огородничества для
собственных нужд», которые
значительно облегчат ведение
хозяйства для дачников и садоводов.
Поправки в федеральный
закон подготовлены правительством
РФ на основании
анализа правоприменительной
практики действующих правил
для садоводов и огородников,
введенных в 2018 году. Согласно
предлагаемым нормам, дачники
смогут проводить свои собрания
онлайн. А голосовать
за те или иные решения — в очно-заочной
и заочной форме,
через портал госуслуг.
В Санкт-Петербурге в связи
с улучшением эпидемиологической
ситуации возобновляется
работа детских санаториев.
Кроме того, в городе снова разрешено
оказание плановой медицинской
помощи при санаторно-курортном
лечении.
В Вологодской области отменили
требование о QR-кодах. Также
сняты ограничения по заполнению
залов на 50 процентов
при проведении культурных,
спортивных и других развлекательных
мероприятий.
Подобные меры приняты
и в Калининградской области.
В Северной столице представлены
новые сроки строительства
кольцевой линии метро. Работы
по ней начнутся от станции
«Лесная-2» в 2037 году.
Планируется, что тянуть ветки
будут по часовой стрелке. Полностью
кольцевую линию метро
планируют сдать
к 2045 году.
В Республике Коми впервые
объявили конкурс на предоставление
грантов в сфере науки,
технологий и инноваций.
Максимальная сумма гранта
составит почти 3,6 миллиона
рублей.
ЦИФРА
100 процентов опрошенных туристов
хотят вернуться в Мурманскую
область. По официальным
данным, в 2021 году регион
посетили почти 450 тысяч
гостей.
Переход наличности
В наземном транспорте
Северной столицы
планируют полную
электронную оплату
Страница 15
ЗФО по-прежнему остается проблемой. Как ее решить?
Легализация «лесного огорода»
Леса, выросшие на сельхозземлях,
не имели правового статуса,
но их также необходимо
защищать и учитывать
Страница 16
СТЕХНОЛОГИИ Разрушение асфальтобетонных дорог в регионах
Крепость цемента
В
Алексей Михайлов,
Мурманская область
России разработана
сис тема ГОСТов
по строительству дорог
с цементобетонным
покрытием.
Предполагается, что
эта технология поможет
решить проблему
ускоренного разрушения
асфальтобетонных дорог,
вызванного глобальным потеплением.
Это крайне актуально
для арктических и северных
регионов, где климат теплеет
быстрее, чем в других регионах
страны, а дорожная сеть развита
хуже.
Автотранспорт — безальтернативный
вид массовых перевозок
в Арктической зоне РФ, отмечается
в исследовании специалистов
АНО «Российский новый
университет» и федерального
исследовательского центра
«Информатика и управление».
Протяженность автомобильных
дорог в Российской
Арктике составляет 11,6 тысячи
километров, в том числе 221 километр
в Республике Коми и более
350 километров в Ненецком
автономном округе. По данным
ученых Томского государственного
университета, в последние
годы из-за смены климатических
периодов покрытие трасс
может разрушаться быстрее,
поэтому стойкость дорожных
покрытий нужно увеличивать.
По оценкам ученых, из регионов
СЗФО наиболее пострадают
от оттаивания мерзлоты дороги
в Республике Коми.
Расходы на восстановление
дорог огромны. По данным Минтранса
РФ на ноябрь 2021 года,
стоимость реконструкции одного
километра дороги колеблется
от 15,4 до 34,4 миллиона, а стоимость
строит е льства —
от 18 до 101 миллиона рублей
в зависимости от категории.
Судя по всему, сейчас эти затраты
еще выше. Сегодня стоимость
строительства дороги в средней
полосе России составляет в среднем
около 60 миллионов рублей
за километр, а в Коми, к примеру,
она примерно вдвое больше
из-за неустойчивости грунтов.
Из этого неизбежно следует,
что повышение качества строительства
дорог — один из ключевых
вопросов развития российских
регионов, особенно
тех, где климат наиболее суров.
Вопрос использования современных
технологий здесь стаКОРОТКО
В
эксклаве для бизнеса
сохранили процентные
ставки
Правительством Калининградской области принято
решение оставить ставку для региональных программ
поддержки предпринимателей на прежнем уровне.
По микрозаймам в сумме до пяти миллионов рублей
стандартная процентная ставка остается на прежнем
уровне в 9,5 процента годовых. В два раза меньшая
ставка в размере 4,75 процента сохраняется для заемщиков
из числа льготных категорий: социальных предпринимателей,
отраслевых кластеров, предпринимателей
из моногорода Янтарный. Ставка на уровне шести
процентов, как и раньше, действует для сельхозпредприятий
Калининградской области.
Большегрузы подождут
Дорожный комитет Ленинградской области установил
сроки традиционной весенней просушки региональных
дорог. В регионе проезд большегрузов ограничат
с 1 по 30 апреля. Запрет распространяется на грузовые
автомобили с превышением нагрузки на каждую ось
более пяти тонн при проезде по асфальтобетонным дорогам
и более трех тонн при проезде по гравийным дорогам.
Штрафы для юрлиц за движение с перегрузом
могут составить до 400 тысяч рублей.
Дом в центре Петербурга
отдадут молодым семьям
Начат капитальный ремонт дворовых флигелей дома
Бенуа на Каменноостровском проспекте в Петербурге.
Здание было признано аварийным в 2008 году, 12 лет
назад его полностью расселили и даже хотели снести.
Затем дом выставляли на торги, но они так и не состоялись.
В 2020 году дом включили в городскую программу
«Молодежи — доступное жилье». После окончания
ремонтных работ молодые петербургские семьи смогут
приобрести здесь квартиры на льготных условиях.
Работы должны быть завершены в 2024 году.
На Вологодчине
А КЦЕНТ
Из-за смены климата покрытие трасс
разрушается быстрее, поэтому нужно
увеличивать его стойкость
новится все более острым. В семидесятые
годы в Советском
Союзе его решали с помощью
цементобетона, из которого
было построено около 10 тысяч
километров дорог. Примером
могут служить такие автомагистрали,
как Омск — Новосибирск
и Москва — Волгоград.
Однако в 80-х годах их перестали
строить из-за нехватки качественного
цемента. Массово
допускался брак: не использовались
противоморозные добавки,
не армировались швы,
дорожное полотно нередко
укладывалось прямо на грунт,
применялся бетон низких марок.
Такие дороги долго не служили.
В итоге было принято решение
использовать асфальт
на основе битума, который
в то время был дешевым, так
как являлся отходом от переработки
нефти. С тех пор асфальтобетон
— наиболее распространенная
«одежда» российских
дорог.
— Сегодня ситуация диамеду
асфальтобетон становится
пластичным, и тяжелый транспорт
быстро выдавливает в нем
колеи. Битум, входящий в его
состав, имеет свойство окисляться
и терять свои вяжущие
свойства. Это означает, что он
перестает «держать» щебень
и дорожное полотно начинает
крошиться. В зимние морозы он
становится хрупким и растрескивается.
Чтобы этого избежать,
производители битума
предлагают строителям покуСША
трально
противоположная, — отмечает
президент Ассоциации
бетонных дорог, заведующий
кафедрой строительства и эксплуатации
дорог МАДИ Виктор
Ушаков. — Битум стал дефицитом,
его стоимость возросла
в три раза. Сегодня она составляет
30–40 тысяч рублей за тонну.
Кроме того, снизилось качество
материала. В жаркую пого60
ГЕРМАНИЯ
50
ФРАНЦИЯ
РОССИЯ
13
2,6
За хорошие дороги водители всегда
скажут спасибо.
пать дополнительные полимерные
добавки.
Цементобетон в этом плане
отличается в лучшую сторону:
он не меняет своих свойств
ни при минус 40, ни при плюс
50 градусах. Кроме того, со временем
его прочность только
увеличивается — если, конечно,
четко выдерживать
технологию строительства.
14
БЕТОННЫЕ
ДОРОГИ В МИРЕ, проценты
Источник: Минтранс РФ
подготовились к паводку
Власти Вологодской области подготовят 81 пункт временного
размещения на девять тысяч жителей в случае
их эвакуации из населенных пунктов, подтопленных
во время паводка. В Великоустюгском районе предусмотрена
организация 10 пунктов временного размещения
пострадавших на 760 человек. Для экстренной
эвакуации населения, находящегося в отрезанных населенных
пунктах, будет использовано судно на воздушной
подушке аварийно-спасательной службы.
В марте температура воздуха будет на 0,5–2,5 градуса
выше нормы. Вскрытие рек ожидается в сроки, близкие
к среднемноголетним, или немного раньше: в конце
марта — начале апреля. Максимальные уровни воды
ожидаются в пределах среднемноголетних значений,
в западных районах — выше нормы на 30–50 сантиметров.
По предварительным расчетам, прохождение ледохода
на реке Сухона в районе Великого Устюга будет
с заторами и повышением уровня воды до отметок
650–700 сантиметров, в пределах среднемноголетних.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЕ» 10 МАРТА 2022 ЧЕТВЕРГ № 51 (8699)
ТЕМА НЕДЕЛИ В Вологодской области готовят к запуску новые экологические проекты
Мастер-план «Русского Севера»
В
Светлана Цыганкова,
«Российская газета»
Вологодской области будут
развивать экологический
туризм на новых условиях.
Начнут с национального парка
«Русский Север». Планируется,
что соответствующие поправки
в федеральный закон об особо
охраняемых природных территориях
пройдут обсуждение
в профильных комитетах, а потом
их примут на осенней сессии
Государственной думы РФ.
Вопросы о развитии национальных
парков обсуждаются
уже давно. Эксперты и чиновники
считают, что нельзя замыкаться
только в рамках защитной
функции, нужно развивать
и сами охраняемые территории
и населенные пункты, возле которых
они расположены. Недавно
об этом говорили в Вологодской
области, где расположен
известный нацпарк «Русский
Север». Здесь высказали предложения
по его развитию и отметили,
что данный опыт станет
первым в стране для правоприменительной
практики.
Самое главное — появится
возможность развивать экологический
туризм с сопутствующей
инфраструктурой. Разрешат
строительство гостиниц,
спортивных площадок, кафе,
ВТЕРРИТОРИЯ КИРИЛЛОВСКОГО РАЙОНА
НАСЕЛЕННЫЕ
ПУНКТЫ
247 ЧИСЛЕННОСТЬ
НАЦПАРКЕ «РУССКИЙ СЕВЕР»
Источник: по данным правительства Вологодской области
НАСЕЛЕНИЯ 13 000
НАСЕЛЕНИЕ 80 %80 %
ПАРК «РУССКИЙ СЕВЕР»
ВО ЛОГО Д СК АЯ ОБ ЛА СТЬ
дорог для обслуживания объектов.
Заместитель председателя
Совета Федерации Юрий Воробьев
добавил, что все это будет
развиваться лишь при одном
условии — сохранении экосистемы
природных территорий.
Многие годы «Русский Сеториями
ничего сделать пока
нельзя.
Но власти заявляют, что ситувер»
практически был закрыт
не только для туристов, но и для
жителей Кирилловского района.
А между тем вокруг находится
треть населенных пунктов,
расположенных в границах национальных
парков, это 80 процентов
населения — 13 тысяч человек.
И все они были ограничены
в реализации своих конституционных
прав: не могли построить
дом, зарегистрировать
его, а чиновники не имели права
ремонтировать здания и дороги.
В прошлом году внесли изменения
в федеральный закон
«Об особо охраняемых природных
территориях». И первые
граждане оформили земельные
участки, а власти получили право
начать возведение социальных
объектов, выделять земельные
участки под строительство
жилья, в том числе для расселения
из ветхого и аварийного жилого
фонда, реализовывать инвестиционные
проекты.
Но это только в пределах населенных
пунктов. За их терриация
должна измениться.
По словам директора департамента
госполитики и регулирования
в сфере развития особо охраняемых
природных территорий
Минприроды России Ирины
Макановой, разработан законопроект
по развитию рекреационной
деятельности и экологического
туризма за границами
населенных пунктов. Благодаря
ему удастся привлечь инвесторов
для создания объектов туристической,
спортивной инфраструктуры,
физкультуры и отдыха,
гостиничной сферы, а также
нестационарных объектов торговли.
Одновременно новые возможности
для развития получит
и национальный парк «Русский
Север».
Совместными усилиями
определили точки его приоритетного
развития. Это город Кириллов,
село Горицы, горы Сандырева,
Ципина и Маура, озеро
Юмпаш, Топорня, село Ферапонтово
и река Перешна.
На территориях, не занятых населенными
пунктами, план
предусматривает развитие экологических
объектов — экотроп,
смотровых площадок и вышек,
создание музея флоры и фауны
национального парка и современного
визит-центра. А вот гостиницы,
места размещения
и питания должны появляться
в границах населенных пунктов.
—
У нас есть четкое представление,
как развивать национальный
парк «Русский Север»
— это наша обязанность,
и мы это будем делать, — отметил
заместитель министра природных
ресурсов и экологии
России Сергей Аноприенко.
Замминистра напомнил, что
данная проблема касается
не только «Русского Севера».
На территории России находится
236 особо охраняемых природных
территорий федерального
значения, из них 230 — в веПРЯМАЯ
РЕЧЬ
Сергей Аноприенко,
заместитель министра
природных ресурсов
и экологии РФ:
— На территории России находится
236 особо охраняемых природных
территорий федерального
значения, из них 230 — в ведении
министерства. 65 национальных
парков — огромный потенциал для
развития туристической привлекательности.
Для
спасателей наступает горячая пора.
По сообщениям корреспондентов «РГ»
дении Министерства природных
ресурсов. 65 национальных
парков — огромный потенциал
для развития туризма.
Местные власти считают, что
город Кириллов привлекателен
для туристов. И приводят аргументы:
здесь проживают всего
семь тысяч человек, ежегодно
же его посещают около полумиллиона
человек. Так что перспективы
есть. В Вологодской
области разрабатывают мастер-план
по развитию национального
парка «Русский Север»
для инвестирования в туристическую
индустрию.
К 2026 году это позволит вдвое
увеличить количество туристов,
желающих побывать в Кирилловском
районе.
ТОЛЬКО НА САЙТЕ
rg.ru/region/szfo
На Вологодчине
сотрудники ФСБ
задержали бизнесменоввымогателей
НАВЕДИ
СМАРТФОН
СЧИТАЙ QR-КОД
ПЕРЕЙДИ ПО ССЫЛКЕ
ФИЛИАЛЫ ФГБУ
«РЕДАКЦИЯ
«РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: 2-Я СОВЕТСКАЯ УЛ., 27/2.
ТЕЛЕФОН: (812) 449-65-45. Е-MAIL: SPB@RG.RU
КАЛИНИНГРАД: УЛ. КОПЕРНИКА, 6.
ТЕЛЕФОН: (4012) 53-10-10. Е-MAIL: RG@ETYPE.RU
АРХАНГЕЛЬСК: ПР. ТРОИЦКИЙ, 63, 3-Й ЭТАЖ, 30-Й КАБИНЕТ.
ТЕЛЕФОН: (8182) 20-78-37. Е-MAIL: GAZETA.ROSS@YANDEX.RU
МУРМАНСК: УЛ. ВОРОВСКОГО, 5/23, ОФИС 636.
ТЕЛЕФОН: (8152) 60-74-24. Е-MAIL: LEADER_57@RG.RU
ИНФОГРАФИКА «РГ» / СВЕТЛАНА ЦЫГАНКОВА / АННА ДУРОВА
ИНФОГРАФИКА «РГ» / АЛЕКСЕЙ СТРИГИН / АННА ДУРОВА
РИА НОВОСТИ / КИРИЛЛ КАЛЛИНИКОВ
МЧС РФ
Стр.1