Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Стратегия подготовки чемпионов (для СПО) (2000,00 руб.)

0   0
Первый авторТуманян Г. С.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц250
ID774295
АннотацияЧасть первая состоит из четырех глав, посвященных пропедевтике – введению в профессию тренера, в теорию и организацию спортивной деятельности. Здесь автор рассматривает модели личности тренера, их классификацию, выстраивает модель профессиональных функций тренера, систему научной организации труда, раскрывает профессиональную систему подготовки спортсменов, формулирует важнейшие проблемы стратегии их подготовки, дает конкретные практические рекомендации, а также знакомит с вопросами теории и организации тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности и технологией управления последней. Особое внимание уделено методам борьбы с допингом. Во второй части главы 5–9 посвящены вопросам содержания и методики раздельной технической, стратегическо-тактической, теоретической, физической и психологической подготовки, которые рассматриваются на основе метаанализа достижений спортивной науки. Последняя – 10-я – глава посвящена комплексной подготовке спортсменов с различными антропометрическими характеристиками. Рекомендовано для студентов высших учебных заведений, а также учащихся и преподавателей учреждений среднего профессионального образования.
ISBN5-9718-0114-7
УДК796.8.01
ББК75.715
Туманян, Г.С. Стратегия подготовки чемпионов (для СПО) : настольная книга тренера / Г.С. Туманян .— Москва : Советский спорт, 2006 .— 250 с. : ил. — ISBN 5-9718-0114-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/774295 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Стратегия_подготовки_чемпионов_(для_СПО).pdf
УДК 796.8.01(075.8) ББК 75.715 Т83 СОДЕРЖАНИЕ Т83 Туманян Г. С. Стратегия подготовки чемпионов: настольная книга тренера [Текст] / Г. С. Туманян. – М. : Советский спорт, 2006. – 494 с. : ил. ISBN 5971801147 Часть первая состоит из четырех глав, посвященных пропедевтике – введению в профессию тренера, в теорию и организацию спортивной дея тельности. Здесь автор рассматривает модели личности тренера, их класси фикацию, выстраивает модель профессиональных функций тренера, систе му научной организации труда, раскрывает профессиональную систему под готовки спортсменов, формулирует важнейшие проблемы стратегии их под готовки, дает конкретные практические рекомендации, а также знакомит с вопросами теории и организации тренировочной, внетренировочной и со ревновательной деятельности и технологией управления последней. Осо бое внимание уделено методам борьбы с допингом. Во второй части главы 5–9 посвящены вопросам содержания и методи ки раздельной технической, стратегическотактической, теоретической, фи зической и психологической подготовки, которые рассматриваются на ос нове метаанализа достижений спортивной науки. Последняя – 10я – глава посвящена комплексной подготовке спортсменов с различными антропо метрическими характеристиками. УДК 796.8.01(075.8) ББК 75.715 ОТ АВТОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 ЧАСТЬ I. Пропедевтика, или Введение в профессию тренера, теорию и организацию тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРОФЕССИЯ – ТРЕНЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.1. О модели личности тренера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.1.1. Социальная значимость профессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.1.2. Личные качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.1.3. Требования к здоровью и продление молодости . . . . . . . . . 19 1.1.3.1. Теории старения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.1.3.2. Когда начинается процесс старения? . . . . . . . . . . . . . . 25 1.1.3.3. Цветущая молодость может быть продлена! . . . . . . . 27 1.1.3.4. Молодость мозга – гарантия долголетия . . . . . . . . . . . 29 1.2. Профессиональная специфика тренерской деятельности . . . . . 33 1.2.1. Личные тренеры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 1.2.2. Тренеры сборных команд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 1.3. Модель профессиональной деятельности тренера . . . . . . . . . . . . 36 1.4. Научная организация труда тренера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 ISBN 5971801147 © Туманян Г. С., 2006. © Оформление. ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2006. ГЛАВА ВТОРАЯ. СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 2.1. О классификации видов спорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 2.2. Структура спортивных достижений и определяющие ее условия и факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 2.3. Совершенствование соревновательной и тренировочной работоспособности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 3
Стр.2
2.4. Оптимальное соотношение сильных и слабых сторон в совершенствовании подготовленности спортсмена . . . . . . . . . . . . . 59 2.5. Перенос тренированности – важный компонент комплексной подготовки спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 2.6. Чередование аэробных и анаэробных нагрузок с целью преодоления монотонности тренировки и увеличения потребления кислорода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 2.7. Разумное распределение тренировочного времени на различные виды подготовки спортсменов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 2.7.1. Соотношение затрат времени на специализированную и общую подготовку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 2.7.2. Структура многолетней тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 2.7.3. Возрастная динамика спортивных достижений и планирование многолетней подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 2.7.4. Направленность подготовки на отдельных этапах . . . . . . . . 80 2.8. Здоровье спортсмена – стратегическая задача тренера . . . . . . . 109 2.8.1. Типичные болезни спортсменов и причины травм . . . . . . 115 2.8.2. Предупреждение травматизма, укрепление позвоночника и восстановление работоспособности . . . . . . . . . 124 2.8.3. Причины простудных и инфекционных заболеваний и меры профилактики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ И ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 3.1. Соревновательная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147 3.2. Тренировочная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151 3.2.1. Цели и задачи подготовки спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 3.2.2. Принципы тренировочной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . 157 3.2.3. Средства подготовки спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 3.2.4. Методы спортивной тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164 3.2.4.1. Нагрузка – основной компонент тренировки . . . . . . . 167 3.2.4.2. Отдых как компонент тренировки . . . . . . . . . . . . . . . . 171 3.2.5. Организация тренировочной деятельности . . . . . . . . . . . . 172 3.2.6. О тренировочных заданиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ВНЕТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 4.1. Суточный режим . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 184 4.2. Гигиенические требования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 4.3. Закаливание организма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 4.4. Своевременное восстановление работоспособности . . . . . . . . . 191 4.5. Допинг – это наркотик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 4.5.1. Международное олимпийское движение против допинга . . . 193 4 4.6. Альтернатива допингу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 4.6.1. Компоненты тренировочной деятельности как альтернатива допингу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 201 4.6.2. Компоненты внетренировочной деятельности как альтернатива допингу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 4.6.3. Материальная обеспеченность и реабилитация как альтернатива допингу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 4.6.4. Здоровый образ жизни как альтернатива допингу . . . . . . 206 4.6.5. Разрешенные биологически активные препараты как альтернатива допингу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 208 4.6.6. Сбалансированное и умеренное питание как альтернатива допингу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 4.6.6.1. Факторы, влияющие на специфику питания . . . . . . . 213 4.6.6.2. Нормы питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 4.6.6.3. Сбалансированность питания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215 4.6.6.4. Питание и здоровье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 ЧАСТЬ II. Содержание и методика раздельной и комплексной подготовки спортсмена ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 ГЛАВА ПЯТАЯ. РАЗДЕЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 5.1. Содержание процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 260 5.2. Эффективность усвоенных движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 5.3. Методика подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 5.3.1. Общая техническая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 5.3.2. Специальная техническая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 5.3.3. Обучение одному движению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 281 ГЛАВА ШЕСТАЯ. РАЗДЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКОТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА . . . . . . . . 299 6.1. Стратегия и тактика: общее и различия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299 6.2. Богатое наследие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 311 6.3. Содержание подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 6.3.1. Общая стратегическотактическая подготовка . . . . . . . . . 318 6.3.2. Специальная стратегическотактическая подготовка . . . 318 6.4. Методика раздельной стратегическотактической подготовки . . 326 6.4.1. Обучение одному тактическому действию . . . . . . . . . . . . . 326 6.4.2. Методика многолетней стратегическотактической подготовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 5
Стр.3
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И СУДЕЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 7.1. Введение в проблему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333 7.2. Теоретическая подготовка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 7.2.1. Содержание теоретической подготовки . . . . . . . . . . . . . . . 336 7.2.2. Методика передачи знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338 7.2.3. Формы организации передачи знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . 343 7.3. Формирование видов деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346 7.3.1. Судейская деятельность: содержание, механизмы, место в системе соревнований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347 7.3.2. Характеристики модели судьи и его деятельности . . . . . 348 7.3.3. Методология разработки учебных программ для подготовки и переподготовки судей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 7.3.4. Методы формирования судейских функций . . . . . . . . . . . 354 9.3. Личность и спортивные достижения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 434 9.3.1. Психофизические свойства как врожденные факторы спортивных достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437 9.3.1.1. Свойства нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438 9.3.1.2. Темперамент . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 440 9.3.1.3. Эмоциональные свойства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 443 9.3.2. Формируемые свойства личности как факторы спортивных достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 9.3.2.1. Мотивационные, мировоззренческие и идейные свойства личности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 445 9.3.2.2. Твердость характера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 449 9.3.3. Ситуативные психологические факторы спортивных достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 454 9.3.3.1. Способности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455 9.3.3.2. Психическая готовность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 457 ГЛАВА ВОСЬМАЯ. РАЗДЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357 8.1. Введение в проблему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357 8.2. О телосложении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 8.3. Формирование телосложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360 8.3.1. Содействие гармоничному формированию тотальных размеров, пропорций и конституции тела . . . . . . . . . 361 8.3.2. «Динамические» нормы массы и длины тела для спортсменов разного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 363 8.3.3. Прогнозирование величины прироста массы тела юного спортсмена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 8.3.4. Обеспечение оптимальной динамики наращивания массы тела . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 8.3.5. Обучение искусству принудительного снижения веса . . . 372 8.4. Кондиционная или функциональная готовность . . . . . . . . . . . . 378 8.4.1. Скоростносиловые качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379 8.4.2. Гибкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386 8.4.3. Выносливость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 390 8.5. Совершенствование кондиционных возможностей . . . . . . . . . . 402 8.5.1. Методика скоростносиловой подготовки . . . . . . . . . . . . . 402 8.5.2. Совершенствование гибкости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 409 8.5.3. Совершенствование выносливости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416 ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. РАЗДЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431 9.1. Введение в проблему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 431 9.2. Психологическая характеристика спортивной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432 6 ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ . . . . . . . . . . 462 10.1. Введение в проблему . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 462 10.2. Геометрия телосложения спортсменов высокого, среднего и низкого роста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 465 10.3. Телосложение и мышечная сила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 470 10.4. Соматометрические характеристики и показатели быстроты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 477 10.5. Размеры тела, гибкость и координационные способности . . 478 10.6. Выносливость атлетов различных соматотипов . . . . . . . . . . . . 483 10.6.1. Энергетический портрет спортсменов со значительными различиями антропометрических характеристик . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 483 10.6.2. Объем сердца и особенности функций дыхательного аппарата у спортсменов с различными антропометрическими характеристиками . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 487 10.6.3. Фактическая тренируемость и особенности соревновательной и тренировочной деятельности спортсменов с крайними значениями весоростовых данных . . . . . . . . . . . . . . 489 10.7. Некоторые выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 491 ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 494 НЕКОТОРЫЕ СОКРАЩЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 498 7
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ