Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта (для СПО) (2000,00 руб.)

0   0
Первый авторСеменов Л. А.
ИздательствоМ.: Советский спорт
Страниц200
ID774160
АннотацияВ учебном пособии рассматриваются понятийный аппарат, методология, эмпирические и теоретические методы проведения научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта, а также требования к обработке результатов и оформлению итогов научного исследования. Приводится обширная информация по вопросам подготовки и защиты выпускной квалификационной и курсовых работ. Рекомендовано для студентов высших учебных заведений, а также учащихся и преподавателей учреждений среднего профессионального образования.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением по профессионально-педагогическому образованию в качестве учебного пособия для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и других профессионально-педагогических работников
Кому рекомендованоПредназначено для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов. Большое внимание в пособии уделяется подготовке к научно-исследовательской деятельности студентов – будущих специалистов по физической культуре и спорту.
ISBN978-5-9718-0543-4
УДК796/799(075.8)
ББК75.1я73
Семенов, Л.А. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта (для СПО) : учеб. пособие / Л.А. Семенов .— Москва : Советский спорт, 2011 .— 200 с. — ISBN 978-5-9718-0543-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/774160 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Введение_в_научно-исследовательскую_деятельность_в_сфере_физической_культуры_и_спорта_(для_СПО).pdf
УДК 796/799 ББК 75.1я73 С30 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО Э. Ф. Зеер; С30 доктор педагогических наук, профессор Л. А. Рапопорт Семенов Л. А. ISBN 978-5-9718-0543-4 В учебном пособии рассматриваются понятийный аппарат, методология, эмпирические и теоретические методы проведения научноисследовательской работы в сфере физической культуры и спорта, а также требования к обработке результатов и оформлению итогов научного исследования. Приводится обширная информация по вопросам подготовки и защиты выпускной квалификационной и курсовых работ. Введение в научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта [Текст] : учеб. пособие / Л. А. Семенов. – М. : Советский спорт, 2011. – 200 с. : ил. Предназначено для слушателей институтов и факультетов повышения квалификации, преподавателей, аспирантов. Большое внимание в пособии уделяется подготовке к научно-исследовательской деятельности студентов – будущих специалистов по физической культуре и спорту. УДК 796/799 ББК 75.1я73 ISBN 978-5-9718-0543-4 © Семенов Л. А., 2011 © Оформление. ОАО «Издательство “Советский спорт”», 2011
Стр.2
Введение В вузовской подготовке специалистов по физической культуре и спорту всегда имела место научно-исследовательская работа. Особенно большое внимание научной деятельности студентов вузов стали уделять в последнее десятилетие, что было вызвано изменениями, произошедшими в системе образования вообще и в физической культуре и спорте как одной из его значительных областей в частности. Это, в свою очередь, было обусловлено предоставлением общеобразовательным учреждениям, учреждениям спортивной направленности, а также непосредственно педагогам по физической культуре и спорту инициативы и самостоятельности в выборе средств, методов, форм организации занятий. Понятно, что данный подход требует не только творчества, но и знаний для обоснования и доказательства предлагаемых – зачастую новаторских – инновационных подходов. Знания такого рода самым непосредственным образом связаны с наукой – сферой деятельности, основной функцией которой является получение новых знаний, их объяснение и систематизация. Именно поэтому в середине 1990-х гг. в физкультурных вузах (и на факультетах) одним из обязательных видов аттестационных испытаний выпускников стала защита выпускной квалификационной работы (ВКР) (до этого данные работы выполнялись лишь отдельными, наиболее способными, студентами). Кроме того, в учебные планы, что совершенно логично, была включена новая дисциплина «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте». Несмотря на введение этой дисциплины, большинство студентов при подготовке ВКР, впрочем, как и курсовых работ, испытывают достаточно большие затруднения. Как показывает многолетний педагогический опыт работы в вузе, это обусловле3
Стр.3
но сложностью самой новой дисциплины и неподготовленностью наших студентов к восприятию учебного материала. Определенные затруднения испытывают и преподаватели, читающие данную дисциплину. Немаловажным здесь является тот факт, что учебных пособий по основам научно-методической деятельности в физической культуре и спорте явно недостаточно. Так, в Российской Федерации в последние годы изданы лишь учебные пособия Б.А. Ашмарина [1], Ю.Д. Железняка и П.К. Петрова [5], П.К. Петрова [23], В.Н. Селуянова [27]. Думается, что предлагаемое пособие явится полезным дополнением к тому, что изложено в работах указанных авторов, и поможет в освоении знаний об основах научно-исследовательской деятельности в сфере физической культуры и спорта. В работе уделяется большое внимание анализу основных понятий, связанных с научно-исследовательской деятельностью. Именно знание понятий в значительной мере позволяет уяснить, что такое наука, каковы ее функции, что представляет собой исследовательская деятельность, как она осуществляется и т.п. Подробно рассматриваются также вопросы методологии проведения исследовательской работы. Ведь именно знание методологии, методологического аппарата обеспечивает логику построения любого рода исследования. Учитывая затруднения студентов в формулировании объекта, предмета, цели, задач, гипотезы и др., в работе предлагаются варианты и некоторые алгоритмы их формулирования. Особенностью содержания пособия является детальное рассмотрение эмпирических методов (методик), используемых при проведении экспериментальных исследований, а также теоретических методов, безусловно, имеющих огромное значение при проведении исследовательской работы в любой сфере познания, но почему-то игнорируемых в литературе по физической культуре. Достаточно полно рассматривается также метод опроса, позволяющий изучать мнение испытуемых при проведении исследований в любой области физической культуры и спорта. Думается, определенный интерес в рамках рассмотрения методов опроса может вызвать описываемый в работе социометрический метод. В контексте рассмотрения метода изучения литературных источников излагаются также способы и правила чтения, что не может, с нашей точки зрения, не заинтересовать студентов фа4
Стр.4
культета физической культуры, не владеющих такого рода навыками. Кроме того, представлен достаточно обширный материал, связанный непосредственно с подготовкой и защитой курсовых и выпускных квалификационных работ. Особенно это касается ВКР – в связи с тем, что в 2003 г. Министерством образования и науки Российской Федерации утверждено Положение об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации от 25.03.2003 г. № 1155, которое предусматривает ряд изменений предыдущего положения (1994). В пособии эти новые предписания нашли свое отражение. 5
Стр.5
Оглавление Введение ............................................................................................................ Глава 1. Общая характеристика научной деятельности ................. 1.1. Основные понятия, связанные с научной деятельностью ................................................................ 3 6 6 1.2. Взаимосвязь научно-исследовательской, научно-методической, методической и учебной деятельности в вузе ..................................................... 11 1.3. Роль знаний о научной деятельности для студентов факультетов физической культуры ............... 14 Глава 2. Общая методология проведения научно-исследовательской работы ........................................... 17 2.1. Основные методологические принципы научного исследования ................................................................... 2.2. Логика конструирования исследовательской работы .................................................................................................... 2.3. Объективные и субъективные факторы, определяющие выбор направленности исследования ...................................................................................... 17 21 22 2.4. Определение проблемы, темы, объекта и предмета исследования ................................................................ 24 2.5. Определение и формулирование цели, задач и гипотезы исследования ............................................................... 29 2.6. Планирование исследования ................................................. 35 2.7. Понятия «научная новизна», «теоретическая значимость», «практическая значимость» .......................................................... 38 Глава 3. Экспериментальные исследования и наблюдения в сфере физической культуры и спорта ..... 44 3.1. Понятие «эксперимент», характеристика экспериментальных и сопутствующих факторов .................. 44 3.2. Виды педагогических экспериментов, используемых в сфере физической культуры и спорта ................................................................................................. 46 3.3. Педагогические наблюдения, особенности их использования в сфере физической культуры и спорта ................................................................................................. 59 Глава 4. Эмпирические методы исследования в сфере физической культуры и спорта .................................. 64 4.1. Педагогические методы для оценивания кондиционной физической подготовленности ....................... 65 198
Стр.198
4.2. Педагогические методы для оценивания координационной подготовленности и техники выполнения двигательных действий .................... 80 4.3. Исследование эффективности организации тренировочных и учебных занятий по физической культуре и спорту ............................................... 85 4.4. Физиометрические и соматометрические методы изучения физического состояния ............................................... 90 Глава 5. Методы получения ретроспективной информации ........................................................................................ 104 5.1. Метод изучения документов ................................................. 104 5.2. Методы изучения литературных источников; способы чтения и правила, способствующие рациональному чтению ................................................................... 108 5.3. Методы опроса, их роль в исследованиях в сфере физической культуры и спорта .................................... 113 Глава 6. Теоретические методы исследования ................................... 126 6.1. Методы анализа и синтеза ...................................................... 127 6.2. Методы индукции и дедукции .............................................. 128 6.3. Методы сравнения и классификации ................................. 129 6.4. Метод моделирования ............................................................. 131 Глава 7. Обработка информации, получаемой в процессе исследовательской работы. Интерпретация результатов ......................................................... 135 7.1. Общие подходы к обработке информации ....................... 135 7.2. Основные виды измерительных шкал ............................... 137 7.3. Общие основы статистической обработки результатов исследования .............................................................. 141 7.4. Интерпретация результатов исследования. Формулирование выводов ............................................................. 151 Глава 8. Оформление итогов научного исследования ..................... 154 8.1. Основные виды представления итогов научного исследования ................................................................... 154 8.2. Литературно-графическое оформление научной работы .................................................................................. 159 8.3. Оформление списка литературы ......................................... 167 Глава 9. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной и курсовой работ ...................................... 172 9.1. Выпускная квалификационная работа .............................. 173 9.2. Курсовые работы ....................................................................... 188 Библиографический список ....................................................................... 196 199
Стр.199

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ