Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

О генезисе мышления и языка: Генезис понятий и пропозиций. Аристотель и Хомский о языке. Влияние культуры на язык (528,00 руб.)

0   0
Первый авторКошелев А. Д.
ИздательствоМ.: ЯСК
Страниц265
ID773848
АннотацияМонография посвящена генезису человеческого мышления и языка — образованию у человека (ребенка) понятий, пропозиций и речи. В первой главе дан аналитический обзор основных понятий эволюционно-синтетического подхода к изучению человека, его деятельности, мышления и языка. Введена дихотомия: «визуальные (экзогенные) vs. функциональные (эндогенные)» когнитивные единицы. Показывается, что из них посредством бинарных отношений строятся ментальные репрезентации различных объектов (стакан, банан, дерево, озеро), действий (бежать, сидеть) и ситуаций. Вторая глава посвящена анализу процесса образования у ребенка простых человеческих понятий, пропозиций — предикативных выражений, составленных из этих понятий, — и двусоставных предложений. Показывается, что у младенца элементарными единицами представления мира являются синкретичные ментальные репрезентации агентивных ситуаций. Эти допонятийные «синкреты» в процессе двухэтапного когнитивного развития ребенка трансформируются в понятия и пропозиции и служат ему когнитивной основой для усвоения родного языка. В конце главы проведен сопоставительный анализ предложенного подхода к мышлению и языку с подходами Аристотеля и Хомского. В третьей главе обсуждаются механизмы влияния культуры этноса на его язык. Показывается, что прогресс этноса — главная составляющая цивилизационного компонента его культуры — способствует развитию содержательного компонента языка: расширению круга его лексических и грамматических значений. Здесь же анализируется круг социальных проблем Homo sapiens sapiens, обусловленных его прогрессом, и анализируется гипотеза эволюционного перехода от Homo sapiens sapiens к Homo perfectus. В по- следующих разделах рассматривается гипотеза Д. Эверетта о влиянии культуры на строй языка. Вводятся модели деятельностного развития человека и этноса, обсуждаются понятия «универсальный концепт» и «экзотическое свойство языка».
Кому рекомендованоМонография представляет интерес для когнитивных лингвистов, психологов, социологов, антропологов, философов, специалистов по теориям познания и искусственного интеллекта.
ISBN978-5-907117-67-9
УДК80/81
ББК81
Кошелев, А.Д. О генезисе мышления и языка: Генезис понятий и пропозиций. Аристотель и Хомский о языке. Влияние культуры на язык : [монография] / А.Д. Кошелев .— Москва : ЯСК, 2019 .— 265 с. : ил. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning) .— Библиогр.: с. 231-247 .— ISBN 978-5-907117-67-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/773848 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О_генезисе_мышления_и_языка_Генезис_понятий_и_пропозиций._Аристотель_и_Хомский_о_языке._Влияние_культуры_на_язык..pdf
УДК 80/81 ББК 81 К 76 К 76 О генезисе мышления и языка: Генезис понятий и пропозиций. Аристотель и Хомский о языке. Влияние культуры на язык. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. — 264 с. — (Разумное поведение и язык. Language and Reasoning.) Кошелев А. Д. ISBN 978-5-907117-67-9 Монография посвящена генезису человеческого мышления и языка — образованию у человека (ребенка) понятий, пропозиций и речи. В первой главе дан аналитический обзор основных понятий эволюционно-синтетического подхода к изучению человека, его деятельности, мышления и языка. Введена дихотомия: «визуальные (экзогенные) vs. функциональные (эндо генные)» когнитивные единицы. Показывается, что из них посредством бинарных отношений строятся ментальные репрезентации различных объектов (стакан, банан, дерево, озеро), действий (бежать, сидеть) и ситуаций. Вторая глава посвящена анализу процесса образования у ребенка простых человеческих понятий, пропозиций — предикативных выражений, составленных из этих понятий, — и двусоставных предложений. Показывается, что у младенца элементарными единицами представления мира являются синкретичные ментальные репрезентации агентивных ситуаций. Эти допонятийные «синкреты» в процессе двухэтапного когнитивного развития ребенка трансформируются в понятия и пропозиции и служат ему когнитивной основой для усвоения родного языка. В конце главы проведен сопоставительный анализ предложенного подхода к мышлению и языку с подходами Аристотеля и Хомского. В третьей главе обсуждаются механизмы влияния культуры этноса на его язык. Показывается, что прогресс этноса — главная составляющая цивилизационного компонента его культуры — способствует развитию содержательного компонента языка: расширению круга его лексических и грамматических значений. Здесь же анализируется круг социальных проблем Homo sapiens sapiens, обусловленных его прогрессом, и анализируется гипотеза эволюционного перехода от Homo sapiens sapiens к Homo perfectus. В последующих разделах рассматривается гипотеза Д. Эверетта о влиянии культуры на строй языка. Вводятся модели деятельностного развития человека и этноса, обсуждаются понятия «универсальный концепт» и «экзотическое свойство языка». Монография представляет интерес для когнитивных лингвистов, психологов, социологов, антропологов, философов, специалистов по теориям познания и искусственного интеллекта. УДК 80/81 ББК 81 В оформлении переплета использован фрагмент картины Дж. Арчимбольдо «Корзина с фруктами» (1590) ISBN 978-5-907117-67-9 © А. Д. Кошелев, 2019 © Издательский Дом ЯСК, 2019
Стр.5
Оглавление Вместо предисловия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1. Наглядные примеры задач, решаемых в книге. . . . . 11 2. Основные темы книги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 3. Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Глава 1. Система понятий эволюционно-синтетического подхода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.1. Дихотомия перцептивных vs. функциональных когнитивных единиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 1.2. Общая теория развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.2.1. Цикл развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 1.2.2. Полная схема цикла развития . . . . . . . . . . . . 27 1.2.3. Этап частичной дифференциации. Главная и дополнительные части объекта . . . . . . . . . 27 1.2.4. Этап полной дифференциации. Ролевые отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 1.2.5. Этапы частичной и полной интеграции. . . . 30 1.2.6. Цветочная схема партитивной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 1.3. Концепт базового уровня и его развитие в иерархическую систему частей . . . . . . . . . . . . . . 34 1.3.1. Определение концепта базового уровня . . . 34 1.3.2. Расширенное определение базового концепта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 1.3.3. Примеры артефактных и природных базовых концептов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 1.3.4. Знаменательные слова и их основные значения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 1.3.5. О концепте и его частях. . . . . . . . . . . . . . . . . 41 1.3.6. Развитие концепта в систему частей . . . . . . 43
Стр.6
6 Оглавление 1.3.7. Цветочные схемы партитивных систем. . . . 46 1.3.8. Разграничение смежных объектов . . . . . . . . 47 1.3.9. Партитивная система объекта как путь его познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 1.4. О структурном единстве феноменальных явлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 1.4.1. Ролевая система участников ситуации. . . . . 50 1.4.2. Ролевая система предметных свойств (адъективная система) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51 1.4.3. Полное лексическое значение. . . . . . . . . . . . 52 1.4.4. Схема познания феноменального явления . . . 55 1.4.5. О главном факторе развития ментальных репрезентаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 1.4.6. Об отношении референции. . . . . . . . . . . . . . 58 1.4.7. О языке мысли и его воплощениях в различных языках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 1.5. О природе и структуре человеческих категорий . . . 63 1.5.1. Определение человеческой категории . . . . . 64 1.5.2. «Возрастная» структура человеческой категории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72 1.5.3. Основные значения слов дерево и банан. . . 76 1.5.4. О различении в лексическом значении семантических и прагматических компонентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 1.5.5. Модель плодового дерева . . . . . . . . . . . . . . . 80 Глава 2. Генезис человеческих понятий и пропозиций. Начальная стадия языка. Подходы Аристотеля и Хомского к мышлению и языку . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 2.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 2.1.1. Из истории проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 2.1.2. Предлагаемое решение . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 2.2. О ментальной репрезентации агентивной ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 2.2.1. Понятие ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 2.2.2. О развитии ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 2.2.3. Ситуация ЧЕЛОВЕК БЕЖИТ. . . . . . . . . . . . . 91 2.2.4. Распознавание ситуаций движения . . . . . . . 92
Стр.7
Оглавление 7 2.2.5. Видовые ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94 2.2.6. К определению термина «ситуация» . . . . . . 96 2.3. Развитие базовой ситуации в систему протоконцептов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 2.3.1. Экспериментальные данные . . . . . . . . . . . . . 98 2.3.2. Разложение ситуации на компоненты Талми. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 2.3.3. Определение протоконцептов. . . . . . . . . . . . 102 2.3.4. Определение ролевых отношений . . . . . . . . 104 2.3.5. Интеграция протоконцептов в протоситуацию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105 2.3.6. Уровень протоконцептов дерева ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 2.3.7. Распознавание ситуаций бега . . . . . . . . . . . . 108 2.3.8. Видовые протоконцепты . . . . . . . . . . . . . . . . 108 2.3.9. Уточнение процесса распознавания. . . . . . . 112 2.3.10. Ситуации видимого действия . . . . . . . . . . . 114 2.3.11. Сотни тысяч протоконцептов . . . . . . . . . . . 115 2.3.12. Тысячи ситуаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 2.4. Развитие протоконцептов в дуальные системы предметных и двигательных концептов. . . . . . . . . 119 2.4.1. Экспериментальные данные . . . . . . . . . . . . . 119 2.4.2. Образование предметного концепта . . . . . . 121 2.4.3. Образование двигательного концепта (действия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 2.4.4. Образование предикативного отношения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 2.4.5. Этап интеграции концептов . . . . . . . . . . . . . 125 2.4.6. Концептуальный уровень дерева развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 128 2.4.7. Видовые концепты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129 2.4.8. Уточнение процесса распознавания. . . . . . . 131 2.4.9. Образование концептуальных ситуаций действия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132 2.4.10. Итоги третьего цикла развития ребенка . . . 135 2.5. Матрицы концептов, пропозиций и языка. . . . . . . 136 2.5.1. Концептуальная классификация видимого мира. Матрица концептов . . . . . . . . . . . . . . . 137
Стр.8
8 Оглавление 2.5.2. Пропозициональная классификация видимого мира. Матрица пропозиций . . . . . 140 2.5.3. Концептуальный язык мысли. Процедура мышления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143 2.5.4. Языковая матрица как начальная стадия детского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 2.5.5. О различении общекогнитивных и лингвоспецифичных процессов . . . . . . . . 148 2.5.6. О быстром росте детского лексикона. . . . . . 151 2.6. О подходах Аристотеля и Хомского к мышлению и языку . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 2.6.1. Подход Аристотеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 2.6.2. Подход Хомского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 2.7. Приложение. Влияет ли язык ребенка на процесс образования его понятий? (дополнение к п. 2.3.6). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163 2.8. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 167 2.8.1. О неразложимости понятий на элементарные понятия . . . . . . . . . . . . . . . 167 2.8.2. О скачкообразности когнитивного развития ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 2.8.3. О пространственных действиях . . . . . . . . . . 172 Глава 3. О влиянии культуры социума на его язык (на примере амазонского племени пирахан). . . . . . . . . 173 3.1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 3.1.1. О языке пирахан: влияет ли культура на язык?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174 3.1.2. Сепир и Бодуэн де Куртенэ о влиянии культуры на язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 3.2. О моделях деятельностного развития человека и этногруппы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 3.2.1. Единая линия прогресса этнической группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 3.2.2. Племя пирахан и гончарное производство. . . 180 3.2.3. Деятельностный рубикон . . . . . . . . . . . . . . . 182 3.2.4. Минимальная модель деятельностного развития человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Стр.9
Оглавление 9 3.2.5. Модель деятельностного развития человека: основные понятия. . . . . . . . . . . . . 186 3.2.6. Пример: медицинская деятельность и ее влияние на язык и мышление этногруппы . . . 188 3.2.7. Этапы развития жестового языка бедуинов ABSL . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 193 3.2.8. Финал прогрессивного развития общества и человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 3.2.9. Homo perfectus . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 199 3.3. Систематизация ментальных репрезентаций и концептуализация языковых значений . . . . . . . . 201 3.3.1. Два принципа развития . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 3.3.2. Концептуализация в сознании ребенка цветовых и других свойств . . . . . . . . . . . . . . 205 3.3.3. Влияет ли язык ребенка на процесс дифференциации? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 3.3.4. Цветообозначения в языке пирахан. Роль цвета в современных индустриальных обществах и у индейц ев пирахан . . . . . . . . . 209 3.3.5. Лексические показатели времени. . . . . . . . . 213 3.3.6. Счет и счетные слова. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214 3.3.7. Отсутствие страдательного залога (пассива) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216 3.3.8. Об универсальности человеческих концептов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 3.3.9. Итоговые замечания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 3.4. Об относительности «экзотических» свойств языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224 3.4.1. Два принципа восприятия мира . . . . . . . . . . 224 3.4.2. Относительность характеристики «экзотическое свойство языка» . . . . . . . . . . 230 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231 Именной указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 Указатель терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 Указатель дефиниций основных лексических значений, данных в их развитии в онтогенезе . . . . . . . . . . . . . . . . 263
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ