УДК: 796.29:062.4
ЖОЛДАК В. И., КОРОТАЕВА Н. В. Социология физической
культуры и спорта. Учебное пособие. - Малаховка: МОГИФК, 1994
Рецензенты:
П. А. ВИНОГРАДОВ,
доктор педагогических наук, профессор, ВНИИФК
В. И. СТОЛЯРОВ,
доктор философских наук, профессор, РГАФК
Допущено Комитетом Российской Федерации по физической культуре
в качестве учебного пособия для институтов физической культуры
Учебное
пособие по курсу "Социология физической культуры и
спорта" предназначено для студентов всех форм обучения, слушателей
факультета И курсов повышения квалификации и переподготовки
физкультурно-спортиnных кадров. Служит вспомогательным материалом
преподавателям курса и лицам, самостоятельно изучающим основы
социологии физической культуры и спорта.
Подготовлено методическим кабинетом ФПК МОГИФК (Н. К. Илларионова,
Г. М. Соснихина)
Одобрено Центральиой научно-исследовательской секцией физической
культуры и спорта Социологической ассоциации Академии наук
Утверждено Ученым Советом МОГИФК в качестве учеб~ого пособия
©
ЖОЛДАК Владимир Иванови'l,
КОРОТАЕВА Надежда Васильевна, 1994
Стр.2
Шмmентох В. Э. СОЦИOJюгия для всех. М., 1970
ШII/тентох В. Э. Как сегодня изучают завтра. (Современные ме'ГОДЫ
социального ПРОГlIозироваIlИЯ). М., 1975
Ядов В. А. Социологические иссnедования. М., 1972
Ядов В. А. Социологическое исспедование: методология, программа,
методы. М., 1987
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...........
В.l. Назначение пособия .... ,
В.2. Методика работы с посрбием
В.3. Организация курса .....
ВА. Информационное полеучебllОГО курса. СЛОIНЩК
.3
. з
. 3
. 4
. 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСIIОНЫ СОЦИОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА (ФКС) ................... 6
1.1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС СОЦИОЛОГИИ ФКС ... ' .... '.6
1.1.1. Определение науки и учебной ДИСЦИПJншы социологии ФКС . 6
1.1.1.1. Характеристика науки "социология".
1.1.1.2. Социология ФКС. .............
1.1.1.3. Основные понятия курса . . . . . . . . . .
1.1.1.4. Характеристика функций СОЦИОJIOГИИ ФКС
. 6
. 9
10
14
1.1.1.5. Общая характеристика учебного курса социологии ФКС 16
1.1.2. К раткий очерк развития социологии ФКС
1.1.2.1. 20-е ['ОДЫ, до середины 30-х годов .....
1.1.2.2. С середины ЗО-х годов до начала 60-х годов
1.1.2.3. 60-70-е годы ................
1.1.2.4. 80-е годы ..................
1.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ФКС
1.2.1. Роль и место ФКС в образе жизни общества
1.2.1.1. Основные аспекты образа жизни .......
1.2.1.2. ФКС как компонент ЖИЗJlедеятельности личности
1.2.1.3. Взаимосвязь ФКС с основными компонентами образа
жизни ...................... , . .
1.2,1.4. социалыfее ФУIfКЦИИ ФКС . . . . . . . . . .
1.3. РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ФКСД
1.3.1. Факторы развития и функционирования ФКС
1.3.1.1. Объективные основы ФКСД
1.3.1.2. Общие факторы ..............
1.3.1.3. Частные факторы .............
1.3.1.4. ОСНОВllые; базовые специфические факторы
1.3.1.5. ФУlIкциональные специфические факторы
1.3.1.6. Индивидуальные факторы
1.3.2. Условия развития ФКС ..........
292
16
17
18
20
24
27
27
27
28
29
30
38
38
38
39
40
40
41
42
43
Стр.292
1.3.2.1. Тенденции развити'я ФКС ..........
1.3.2.2. Основные социологические проблемы ФКСД
1.4. ЭФФЕКТ ВЛИЯНИЯ ФКС НА ЧЕЛОI3ЕКА
1.4.1. Влияние ФКС на ЧСlIовека . . . . . . . . . .
1.4 .1.1. ВсеСТОРОllllOСТЬ влияния ФКС на человека
1.4.1.2. Социа.лыю-экономическиЙ эффект ФКС . .
1.4.1.3. Социально-педагогические аспекты эффекта ФКС
1.4.2. Комплексный эффект ФКС ..........
1.4.2.1. СоциаПЫtaя активность 1I\1Чl/ОСТИ ......
1.4.2.2. Психологическая подготовпеНIIОСТЬ чеповека
1.4.2.3. Физическое СОIJСРlllеllСТВО человека .....
43
46
50
50
50
51
52
53
53
53
54
2. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОDАНИЯ
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
2.1. МеТОДОПОl'O-llрограММIIЫС основы социопогического
вании
......................... .
2.1.1. KOlIkpeTHO-СОЦllопогические исследования (КСИ)
2.1.1.1. Общая характеристика КСИ ......... .
2.1.1.2. Основныс направления и пробпемы кси ФКС .
2.1.1.3. Схема КСИ ФКС ........... .
2.1.1.4. Этапы КСИ .............. .
2.1.2. Общая характеристика программы кси
2.1.2.1. Основныс функции программы кси
2.1.2.2. Общис трсбования к программе кси
2.1.3. Методопогичсская часть ПРОI'раммы кси
2.1.3.1. Проблема ИССJIедования
2.1.3.2. Объект ИССJIСj{ОIl1ШИЯ ........ .
2.1.3.3. Предмет ИССIlсдоваllИЯ ....... .
2.1.3.4. Логический 1\IIа1I11З основных понятиii
2.1.3.5. Цель исслсдова ... 'я
2.1.3.6, Задачи исследования ..... , .. .
2.1,3.7. Гипотеза исследования .. , .... .
'.
2.1.3.8. ОрганизаЦИОНlIO-технический план исспедования
2.1,3.9, Логическая структура применяемоl'О инструментария
2.1.3.10. Обоснование статистического объекта исспедования
2.2. МЕТОДЫ КСИ
2.2.1. Методы наблюдеllИЯ
2.2.1.1. Набпюдение .....
2.2.1.2. АНaJIИЗ документов
2.2.1.3. Метод онроса ...
2.2.1.4.СОЦИaJIЬНЫЙ эксперимент
2.2.2. Измерение в кси ФКС
2.2.2.1. Методы сравнсния
2.2.2.2. Методы ЩКaJlирования .
2.2.2 .. 3. Методы математической разработки
2.2.2.4. Дифференцированное изучение затрат времени на ФКС
3. ЛИЧНОСТЬ - ОБЩЕСТВО - СПОРТ
.
3.1. СОЦИaJIизация ЛИЧIIOСТИ и ФКС .............. .
исследо55
55
55
56
57
58
60
60
61
62
63
64
65
65
66
67
67
68
68
69
73
74
74
78
83
95
97
97
99
101
104
108
108
293
Стр.293
3.1. i . Физкультурно-спортивная деятельность и СОЦИaJlизация человека
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1.1.1. Социализация и социа.lIьная готовность чеlювека .
3.1.1.2. ФКС как один из факторов СОЦИ/lJIизации человека
3.1.2. Физическое ВОППlТi\I!Ие и социализация . . . . . . .
3.1.2.1. Гуманист!\ "ескос значение физического воспитания.
3.1.2.3. Фактор ПРОФСССИОllально-приклаДIlОЙ физической 1I0Дroтовки
............................
3.2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ ФКС
3.2.1. ФКС и социаЛЫlая ада.птация МOJюдежи ......
3.2.1.1. ФКС и социаJJЬНая адаптация учащихся .....
108
110
111
113
113
3.1.2.2. Физическое DОСIIИТа1ше как фактор успеваемости учаu{ихся
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
115
119
121
121
121
3.2.1.2. ФКС как фактор адаптации МОJюдежи к производственным
услониям ............................. 124
3.2.2. СОЦИaJlИзация и спорт .... . . . . . . . . . . . . . .. 128
3.2.2.1. Социально-педагогическая РОIlЬ спортивного соревнования 128
3.2.2.2. социaJlыl-педагогическиеe аспекты спортивного соревнования
................................ 130
3.2.2.3. Специфические аспекты социаllИзации юных спортсменов 132
3.2.2.4. Социализирующее влияние спорта как мера ПРОфИJlактики девиаНТIIОro
поведения МОJlодежи ..........
135
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТIIOШЕIIИЯ В СФЕРЕ ФКС . . . . . .. 140
4.1. СОl\lIOJlOгические аспекты О'I1lОшения к ФКС . . . . . . .. 140
4.1.1. Социологические аспекты субъективного О'I1lОшения к ФКС разных
СОЦИi\JIЬНЫХ групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 140
4.1.1.1. СОlLиальные ожидания, декларативное и реальное поведение в
сфере ФКС ............................ 140
4.1.1.2. Ценностные ориентации как мотивационное ядро спортивной
де>l· .. ~лыIOСТИ .................
4.1.1.3. Спорт в системе ценностей молодежи
4.1.1.4. Мотивация спортивной деятельности
4.1.1.5. Особенности отношения женщин к ФКС
4.1.2. Социологические проблемы юношеского спорта
4.1.2.1. Мотивация юных спортсменов . . . . . . . .
4.1.2.2. Характеристика мснталитета юных спортсменов
4.1.2.3. Морально-этические пр.облемы юношеского спорта
4.2. Взаимоотношения спортсмен-тренер-коллектив . . . .
145
148
151
153
156
156
158
160
162
4.2.1. Общая характеристика социального феномена "коллектив" 162
4.2.1.1. Общая характеристика феномена "чеповеческий фактор" 162
4.2.1.2. Общие признаки трудового колпектива .
4.2.1.3. MЫlЫe и первичные группы в коллективе . . . .
4.2.1.4. Основные значения понятия "коллектив"
4.2.2.1. Условия оптимизации деятельности коллектива
спортивной командой
й94
164
165
168
4.2.2. Социально-педагогические аспекты деятельности коллектива
169
169
4.2.2.2. Проблемы и методы социально-педагогического управления
172
Стр.294
4.2.2.3. У СЛОВИII и особешюtти социальной работы в сборном спортивном
КОllllеКТИDе . . . . . . . . . . . . . .
4.2.2.4. Контрактные отношения в спорте . . . . . .
4.3. ОСНОВЫ взаимодействия в коtшективс . . . . . .
4.3.1. Общие проБJ1СМЫ социаJlЫЮГО взаимодеЙСТВИII
4.3.1.1. Основные УСJ10ВИЯ социалыюго взаимодействия
4.3.1.2. Особенности отношения женщин к КОШJСКТИВУ
4.3.1.3. Основные стадии социалЫI~ro взаимодействия
4.3.2. СоциаJ1ьные КОНфllИКТЫ в КОJ1JIектиuс . . .
4.3.2.1. Основные ПРИЧИJIЫ и условия конфликтов . . .
4.3.2.2. Условия предупреждения конфликтов . . . . .
174
177
178
178
178
180
182
. 184
184
188
4.3.3. СоциaJtЫIO-педагогические аспекты взаимоотношений между
тренером и спортсменом .................... 190
4.3.3.1. Объективные предпосылки формирования взаимоотношений
между тренером и спортсменом ......
4.3.3.2. Факторы тренерского авторитета
4.3.3.3. Конфликты спортсмеllа с тренером
4.3.4. Оптимизация взаимоотношений тренер-спортсмен
4.3.4.1. Условия оптимизации взаимоотношений в системе тренерспортсмен
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. ФКС В ПОВСЕДIIEВIЮЙ ЖИЗНИ
5.1. ФКС и труд ...........
5.1.1. ФКС в производственных КОШlективах
190
191
194
195
195
200
203
203
203
5.1.1.1. Ронь и место ФКС в системе научной оргаlfизации труда 203
5.1.1.2. РационаllЬНЫЙ двигательный режим трудящихся и ФКС 206
5.1.2. Гуманистический 11 экономический эффект ФКС
5.1.2.1. ОздоровитеllЬНЫЙ эффект ФКС .......
5.1.2.2. ПроизводствеННО-ЭКОlIомический эффект ФКС
5.1.2.3. Социально-пеД8гогический эффект ФКС
5.2. ФКС и быт . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2.l. ФКС и здоровый образ жизни ........
5.2.1.1. Феномеlf и понятие "здоровый образ жиэни"
5.2.1.2. Место и функции ФКС в ЗОЖ
5.2.2. Свободное время и ФКС .. . . . . . . . . .
5.2.2.1. Свободное вреМJI ТРУДJlЩИХСJl и ФКС
5.2.2.2. Социологические и социально-педаroгические аспекты развития
ФКС в сфере свободного времени ............
5.2.2.3. Социологические аспекты ФКС в свободиом времеlfИ
6. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА
6.1. Социологическая характеристика спорта .
6.1.1. Общая характеристика феномена "спорт"
6.1.1.1. CIIOPT как социальный феномен
6.1.1.2. Гуманистические аспекты спорта
6.1.2. Нравствеlfные аспекты спорта . '.'
6.1.2.1. Нравственная характеристика спорта
6.1.2.2. Нравственные основы Одимпийскоro движеlfИЯ
209
209
212
216
218
218
218
220
223
223
225
229
234
234
234
234
238
239
239
242
295
4.3.4.2. Система совершенствования знаний по проблеме "ВзаИМООТIIОшеllИЯ
тренер-спортсмен" ......
Стр.295
6.~ СОI\lЮJЮГИ'lсская характеристика спорта высших достижений 245
6.2.1. СОЦИОJЮПlческис аспекты СВД ..........
6.2.1.1. Характеристика СIЗД как СОlщапыюго феномена
6.2.1.2. СОl(lюпогические проблсмы СОД
6.а. СОI\ИОJlогические аспекты олимпийского движения .
6.3.1. СОl\lIOJюгическая характеристика Ою!мпийского ДIНfжения
(ОЛ) """""""""""""" 250
б.:!.!.!. Характеристика олимпиэма как социальное Яlmенис
б.:J.! .2. ХараК'f(~,нrстика Олимпийского Движения . . . .
б.3.!.:!. МаССОJlые формы Олимпийского Движения .....
б.а.2. СОIlИОJIOI'ические аспекты ОЛИМПИЙСКОI'О движсния
б.а.2.1. СОIЩOJlOгическис проБJlемы ОmtМПИЙСКОI'О движсния
б.:\.2.2. СПОРТIfНlЮ-ГУМiJ.lIIlстичсское и ОЛИМlшйское воспитание
250
253
259
262
262
266
б.4. Праповые и социаЛЬНО-ПОЛИТllческие аспекты физической культуры
и Сflорта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 273
6.4.1. Основы Зi\конодатеlIьства РОССIIЙСКОЙ Федерации о физической
купьтуре 11 спорте ....... ,..
6.4.1.1. Общие положеНIIЯ .. ,...
6.4.1.2. Система фllзической культурь!
6.4.1.3. Систсма спорта . . . . . . . .
6.4.2. СОl{Il(шьно-политичеСКlIе аспекты ФКС
6.4.2.1. Образование
и характеристика паРТИII
Россия" ..................,.
6.4.2.2. I1ринципы паРТИII "Спортиrшая Россия"
Вместо I1РИJlOжения
Л и'[~~ратура
Содержание , . . .
273
273
274
275
27б
"Спортивная
276
277
279
288
293
245
245
217
250
ТеХllический редактор Н. Н. К осrnюнuна
Корректор Н. Н. Ш(JР~О6а
ПР М 020244 от 22.10.91
Подписано в печать 13.05.94
Сдано 11 набор }4.04.94
Бум, офсетная: Ф-т 60х90!16 Гарн. литерат. Печать офсетна.я:
Уел. печ. л, 18,5 Уч.-изд. л. 21,80 Тираж 500 экз. Закд..Э 1395
140090, п. Малаховка, Московской обн., ун. ШоссеЙна.я:, 33 МОГИФК
ПРОJfзводствеlllю-издатеЛЬСКJfЙ комБЮlат ВИНИТИ,
140010, г. Пюберцы, Московской обл., ОктяБРЬСКJfЙ пр-т, 403
Стр.296