УДК 37,159.9
ББК 74,88.4
Д368
Дерючсва В.А. ОСНОВЫ общей психологии. Vчебно-методическое lIособие
для студентов, обучающихся по специальносТII 050706 «] Iедагогика и психолоГИЮ).
- Малаховка: МГАФК, 2006. - 84 с.
Рсuензенты:
доктор педаГОПI'lеСКlIХ наук, профессор В.и. Жолдак
кандидат педаГОГИ'IССКИХ наук, профессор Е.д. HlIKlIIl1llНCI
в учсбно-методическом пособии «ОСНОВЫ общей психолопш» представлена авторская
мето/щческая разработка семинарских занятий по дисциплине «Общая психолоПIЯ»,
соответствующая государственным требованиям к обязательному уровню подготовки
ВbJПУСКНlIIШН вузов физическоii КУЛЬТУРЫ по спеЩШЛЬНОСТlI: 050706 «ПедагоГlIка
11 ПСИХОJЮПIЯ».
Пособие предназначено для студентов очной и заочной форм обучения с целью
последовательного освоения общих основ ПСllхологических знаний, а также знаний jП
облаСТИIJСIlхофИЗИОПОГИlI, ПСIJХОЛОГИИ личности, эксперименталыюй психологии.
Одобреnо учеБНО-Лlетодuческоzl 1(О,ll1tССllеli 11 ут6ср:ждено Y'ICHblM сове11/0"1
МГАФК в к([честве учеnНО-Л/еmодll'lеС/Ш20 110собl1Я.
© В.А. Дерючева, 2006
© Московская государственная академия физической культуры, 2006
Стр.2
BBeIIeHlle.
о'бтцая ПС1fХОЛОГПЯ - одна "з самых интересных, СЛОЖНЫХ 11 рrпнообрюных ПО содержанlТЮ
учебных ДIfСЦIПJJilIII.
Учебныii курс «Общая ПСIIХОЛОП!Я» В!шючает В себя общие основы психологических знанпй, а
также ЗНRПпя 113 обласПI ПСПХОфlllI10ЛОГШI, ПсПХОЛОПШ ЛИЧIIОСпr, эксперпменпльноii психологпп.
Лекционныii разнел курса дает представленпе () проБЛе\IС человека в IIСIIХОЛОПIII,
рассматривает сущностные харакrерис ШКП ПС\lХllческих лроuессов.
Програмыа семпнарсКJ!Х I\ практических заНЯПlii направлена на закрепление усвоенного на
лекипях материала, апробllрованпе мстодпк, упражнеНllii и заi\ач по данному курсу.
В настоящем пошбlll! прежтнвлсны методичесю!с разраБОlIШ сеЫIII!аРСКI!Х занятий 110
ДИСШШЛlIНе «Общая ПСIIХОЛОГIlН», которые соответствуют государственным требованиям к уровню
110ДГОТОnК!! ВЬШУСКlПII<ОВ ВУЗОВ по специаЛl,НОСТII: 050706 "ПсдаГОПlка н ПС!lХОЛОГlIЯ». ('одержание
семпнщ1СКНХ занятиil СО(У) ветствует рабоч~fi програЧi\1е 110 даЮ-JQМУ курсу. Онн состоят НЗ четырс,'{
разделов, включающих в себя двадцать шесть заи}! [ИЙ.
В ОПllсание каждого занятия, еслп оно не заплаllнроваllО как деловая игра IIЛИ сс,шнартренинг,
IIЛИ не имеет цеJIЬЮ тщатеньнyro проработку некоторых сложных ВОПРОСОВ, как правило,
входят CJ!едующие lJУШ{IЫ:
1. Основllые вОllРОСЫ определяют круг знаний, которыми должны овладеть студенты по ланно!i
теме.
2. Вопросы к сеуНlIнару - на ЧС)I неоБХОДIIМО слелать акцент Прlf ПОДГОТОRt.:е к семинарскому
занятпю.
З. ПраКIII1/чеСКl/Ii .наmеРU1/.1 для се.1/I/Нарского ЗО//Я/II//Я - учебные задачи, направленные на
закреплеllнеl раСПIllренпе JI углуб~JСНlIе знаНIfi1 ПО ДIIСЦJlП.'IНlIf.: «Общая ПСIIХOJfOПIЯ». на
раЗВИТIlе умеНIIЯ свободно оперировать ПСIiХOJЮIН'IесКlIЫ матеРIШЛОМ, СIlшулпроваНllе
процессов мЬ!шлеJII!Я II собственного ЭВРllстпческого ПОПСI(8 студентов. Эти задання в целом
орнеНТllрованы на ,'шдаКII1Ческпе е)IIIНJlUЫ оf)разоВ<непьного стандарта для курса оGщеi1
ПСIIХОЛОl'НII 11 МОГУ l' ]{спользоватьсн в разных вариантах: как ыатеРll3Л для самостоятелыюii
ПОДГОТОВКII студентов к семинарскому заня ПIЮ, а затем совместной проработкп его в группе, в
качестве 1адвннй для выполнення пх на семинаре, а также п Вllде теста на закрештенпе данной
тсчы. Выполняя такие задания, СТ)';lеиты становятся не TOJlbK() г,олее ЭРУ,:ЩРОВПННЫl\lП, НО Jl
более увереннымп в Сllле своего ума II ЛОГПЧНОСТII СВОIIХ аргументов.
4. ПРlшерные темы для Jlефератов. В реферате "аКСJlмально кратко Jlзлагается содержаНllе
пнформющп нз ОJI.IЮГО 1IЛ1! неСКОJII.КПХ пеРПОIlСТОЧIIIIКОВ, но он тр~бует ОТ студентов
псрерабоТlШ текста. Перера60тка материала в структурном ОТН"ШСНlIII предполшэст собой "С
только "зложеНJ!е, 110 II его аналнз, оценку автором реферата. Реферат часто нмеет свою
структуру. знаЧlIтельно ОТЛllчающуюся от пеРВОIIСТОЧНlIка. В особенносТII это очетпщно, когда
рrферат ПlШJУГ по нескольким ИСТОЧlшкам.
Необходшro состаВIIТЬ план наПlIсания реферата. который обычно включает в себя 3-4
пункта. Реферат должен содержать введение (в нем дается обоснование актуаЛЬНОСТII
выбранноii темы). основную чаСl11h (раскрывается ["JlaBHoe СО.!t~ржаtше темы), ';аЮ1Юlfенuе
(фvрмулпруются выводы), I'I1I1COI( Л11II/еРОII0'l)Ы, который будет отражать те ИСТОЧНlIК\!,
которые ПСП()JlьзоваЛlIСЬ 8 ходе работы над текстом.
5. КО//Сllе/(III. Некот"рые те,гы пре:хусмаТРfшаlOl
конспектпrюваНllе пеРВОl!~ТО'lНIIКОВ,
наименоваНllе которых входит в ЛlIтературу к ·ШНЯП!Ю. КОIIСПN\'Т - ЭТО краткое ПЗЛОЖСНIfС,
запись содержаНIIЯ каКОГО-Лllбо НРОIlзведеН!lЯ, 011 ПР!lвязан к структуре самого I\СТОЧНlIка I! I!е
требуеl самостоятельноii прораБОТКI!. Цель конспектпроваНIIЯ - заПlIсать значимую
IfНфОРМЮШЮ. KOHCIJCкr следует за ПСРВОНСТОЧНПКОМ, НО \южет быть бош~е или Melll:e СВЯ·.ШЫМ
n JЮГlIческом ОТlюшеНIIJ! JI содержать запись основных положений, цифр, фактов 11 Т.Д.,
которые зашпересовалп студента.
Стр.3
6. РеJ<О.IrеНд)'СllПЯ лtrlllерПIll)'J1!1.
в целом овладеНllе nрограммным матерпалом по курсу ор"ент"рует студентов на более
глубокое ПОНlшанпе 11 усвоенпе nСПХ"ЛОГllчеСЮIХ знанпй, ПjJnведеllпе самостоятельных
жсперпмснтальных псследованпй, позволяющее пм стать в дальнейшем 11)ПМОТНЫМII специаЛlIстам!!.
IIpl1 составлеНlIlIllастоящего посuilllЯ БЫЛII IIСПQЛЬЗО8аны С.rIt'}{ующие материалы:
1. Е.Е.Сапогова. ЗадаЧlllJO общеii ПСIIХОЛOlIIII, IIЗД-ВО «Аспект-Пресс». - М., 2001.
2. ТеХНОJlОПIII СОЦll3льно-пспхологпческпх тренпнгов.! Под ред.С.А.БелпчевоЙ. - М.,200 1.
3. М.Н Гамезо, II.A. Домашснко. Атлас по ПСПХО.1U11111.- М.,2003.
4. Немов Р. С. IlcIlХОЛОГIIЯ: УчебllllК дЛЯ CTYI', ВЫСIII. пед. уче". заведенпй: В 1-х КН. Кн. 1: ОБЩllе
основы ПСIIХОЛОГIIII. - 4-е I!ЗД. - М.: Владос, 2001.
s.н.М.ТРОфllмова, Е.ВЛоленякшш, Н,Б.ТРОфllмова. Общая ПСПХОJlОГlIЯ, праКТIIКУЫ, - "Пптер»,
2005.
4
Стр.4